Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:57, реферат
Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Задачи реферата:
ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
описать диалектический метод;
рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
ознакомиться с философией истории Гегеля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11
Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Развитие мирового духа, по Гегелю, влечет за собой то, что оно является рядом ступеней, и всякая ступень как отличающаяся от другой имеет свой собственный принцип. Таким принципом в истории является определенность духа, особый дух народа. В этом принципе народного духа Гегель находит обоснование своеобразия каждой эпохи: общее — то, что он (принцип) есть ступень развития и конкретизации единого начала (мирового духа); индивидуальное — деятельность людей как необходимое орудие претворения в действительность содержания народного духа.
При таком подходе индивидуальное в истории, как случайный и хаотичный элемент, исчезает и приобретает вполне закономерный характер как особенный тип и содержание сознания эпохи. Индивидуальность же сохраняет значение лишь как претворяющее в жизнь то, чего желает народный дух. Человек в своей деятельности становится определенным человеком определенного исторического народа, и характер его действий теперь обуславливается общим содержанием данной эпохи. Вопрос же перехода одних исторических формаций в последующие оказывается разрешенным, ибо всякий принцип есть нечто определенное, исторически особенное, а, следовательно, исторически ограниченное и обреченное со временем к переходу в новое, более высокое и развитое по содержанию: «Только конкретный дух проявляется во всех делах и стремлениях народа, он осуществляет себя, приобщается к самому себе и доходит до понимания себя, потому что он имеет дело лишь с тем, что он сам из себя производит. Но высшее достижение для духа заключается в том, чтобы знать себя, дойти не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он должен совершить это, но это свершение оказывается одновременно и его гибелью и выступлением другого духа, другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирной истории».
Различные народы (регионы мира) выступают лидерами мирового развития поочередно: от Древнего Востока лидерство через ряд этапов переходит к Европе. Лидер мирового развития - та страна или группа стран, где в данный исторический период в наибольшей полноте осуществляется исторический прогресс, т.е. «прогресс в сознании свободы». Народы, на чью долю роль лидера не выпадает или таковая выполнена в прошлом, могут включиться в прогрессивное развитие только через подражание лидеру и заимствование достигнутых им результатов.
Для истории особое значение
имеет деятельность так называемых
«великих личностей». Под великими
личностями Г. Гегель понимает политиков,
полководцев, государственных руководителей,
в чьей деятельности в наибольшей
полноте воплотилась реализация
провиденциального плана
Историческая реализация
провиденциального плана
Исторический процесс
в своей «основной линии» не может
иметь движение вспять. Достигнутое
не может быть утрачено. Так или
иначе, оно сохраняется в составе
последующего развития. Следовательно,
исторический прогресс гарантирован самой
историей. Катастрофы и исторические
потрясения, гибель и страдания людей
и прочее служат в конечном итоге
реализации провиденциального плана.
С точки зрения истории они
не имеют принципиального
Заключение.
Философско-историческая концепция
изложена Гегелем в курсе лекций
под названием "Философия всемирной
истории". Сфера истории - это сфера
объективного духа, по терминологии Гегеля.
Объективный дух выступает в форме права,
морали и нравственности, а нравственность,
в свою очередь, объективируется через
семью, гражданское общество и государство.
Понятие "всемирной истории" впервые
появляется у Гегеля как один из моментов
в характеристике государства.
Высшей ступенью познания истории Гегель
считает философское её постижение. Философское
- значит разумное. Разум правит в мире,
а значит и в истории. Реальный исторический
процесс разумен. Лишь приняв эту установку,
мы сможем адекватно постичь тайну истории.
Философия истории у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю Гегель делит на 3 эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигла избранные меньшинства, Германские народы уже ее достигли. Искусственный характер и предвзятость такой схемы очевиден. Сословный строй, монархия вписываются по Гегелем в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия, причем философия самого Гегеля.
Философия Гегеля проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Список литературы.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002.