Философия Фридриха Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Задачи реферата:
ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
описать диалектический метод;
рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
ознакомиться с философией истории Гегеля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11

Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

философия истории гегеля.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

«Феноменология духа»  знаменует собой решающий этап. Гегель отходит от Шеллинга, формируя совершенно оригинальный тип мышления со своим, присущим только ему, строем. Все труды, вышедшие вслед за «Феноменологией», — это выдающиеся произведения, явившие собой вершину гегелевской  мысли, и о них мы уже частично упоминали: «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия  философских наук» (1817) и «Философия права» (1812). «Энциклопедия» была переиздана в 1827-м и в 1830 гг. в дополненном  виде. Ее последующее посмертное издание  в трех томах было осуществлено учениками  в 1840—1845 гг. со вставками, содержащими  пояснения, которые Гегель давал  в курсе своих лекций. И, несмотря на свою объемность, это издание  самое интересное и доступное по содержанию. 
Лекции в публикации учеников имеют следующие названия. «Лекции по философии истории», «Эстетика», «Лекции по философии религии» и «Лекции по истории философии».

1.3. Диалектический метод

В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал.   Метод,   по  словам   Гегеля,   «есть  движение  самой  сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у   Гегеля   носит  диалектический   характер,   являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон,  которому вынужден подчиняться конкретный материал.  Поэтому многие переходы категорий носят произвольный,   искусственный характер.   Например,   последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними,  показать,  что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.

Фейербах, Герцен, Энгельс  и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и  системой в философии Гегеля. Сам  дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести  к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как  формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой  противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель»  прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.

 

1.4. Философия природы.

«Философия природы» Гегеля, невзирая на некоторые интересные идеи (о неразрывном единстве материи, пространства, времени и движения), является менее всего оригинальным его произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие в природе, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве. Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрел этапы развития духа, изложил свои взгляды на мораль, право, историю, религию, искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после его смерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворность диалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы (втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия стала одним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерес составляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению, — это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества — достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирную историю на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек, по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключением одного свободного – деспота; в античности часть общества поднялась и ищет свободы, другая — рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространилась на всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что было очевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой.

1.5. Философия духа.

  Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия». Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Проблемы, поднятые Гегелем  в «Философии духа», более подробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».

«Философия духа» —  труд, посвященный главным образом  индивидуальному и общественному  сознанию, а также диалектике исторического  развития.

Дух есть нечто единое и  целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к  высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух  прогрессирует в сознании своей  свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.

Что же касается философии  истории, то она у Гегеля носит  телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной  цели. Мировую историю философ  делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха  полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы  достигло избранное меньшинство, а  что касается германских народов, в  первую очередь немцев, то они уже  достигли стадии свободы. Искусственный  характер и предвзятость такой схемы  совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию  свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого  общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в  буржуазно-либеральном духе.

События всемирной истории  являют собой диалектику отдельных  «народных духов». Каждый народ с  присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная  история осуществляет «абсолютную  цель мира». Однако подавляющее число  народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они  не смогли выразить какие-то моменты  абсолютного духа. Особенно не повезло  в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».

Еще выше государства стоят  в системе Гегеля искусство, религия  и философия. И не какая-нибудь, а  философия самого Гегеля. Именно в  ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что  сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Философия истории  Гегеля.

«Философия истории» (точнее «Лекции по философии истории») входит в ряд сочинений Гегеля, которые  не были изданы при жизни и им самим не подготовлены к публикации, а изданы посмертно на основе подготовительных материалов автора и записей слушателями  прочитанных им курсов лекций. В  этой ситуации вопрос об аутентичности, подлинности текста становится существенным, но его однозначное окончательное  решение в отношении «Лекций  по философии истории» невозможно хотя бы уже потому, что сам Гегель имел обыкновение на протяжении ряда лет существенно изменять лекционные курсы, представлять их в разных вариантах  как по формулировкам, так и в  отношении объема и взаимного  расположения материала. До настоящего времени сложились два основных варианта гегелевской «Философии истории». Составителем первого был Э. Ганс (1837), включивший в текст написанную самим Гегелем значительную часть  Введения, его подготовительные материалы  к лекциям и записи слушателей. На его основе было подготовлено с  дополнениями и второе издание под  редакцией сына Гегеля Карла Гегеля, с которого и сделан переиздаваемый здесь русский перевод к Собранию сочинений Гегеля (1935 г.). Принципиально  другой вариант «Философии истории», существенно расширенный и с  иными принципами построения, был  издан Э. Лассоном в 1917—1919 гг. Впоследствии оба варианта издавались как относительно самостоятельные. Для гегелеведов  их сопоставление, сравнительные оценки вариантов и разночтений представляют самостоятельный интерес. Что же касается широкого читателя, ему прежде всего нужна уверенность в  том, что основное содержание «Философии истории» как по духу, так отчасти  и по букве (особенно это относится  к Введению) воспроизводит концепцию  Гегеля в достаточно целостном виде. Это подтверждается и сравнением текста с тем изложением проблем  философии истории, которое содержится в других сочинениях Гегеля, в первую очередь в «Философии права» и  в «Философии духа», а также в «Эстетике», «Феноменологии духа», «Философии религии», «Лекциях по истории философии».

Бесспорной заслугой Г. Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Она знаменовала собой утверждение философии истории в качестве самостоятельного и важного раздела философского знания. Надо учесть, что в исторической науке Нового времени преобладающим являлся эмпирический подход. Историки занимались почти исключительно описанием произошедшего, как правило, не стремясь обнаружить в истории нечто большее, чем совокупность фактов, событий, деяний отдельных личностей. Историческое знание понималось как подобие исторической хронике. Максимум, к чему была устремлена историческая наука, которую Г. Гегель называет «прагматической» (от греч. «прагма» - практика, полезность) - извлечь из прошлого уроки, важные или полезные для современности. Прагматическая история понимала процесс извлечения исторических уроков весьма прямолинейно - путем установления прямых аналогий между прошлым и современностью, однако постепенно в европейской мысли вызревает более глубокий подход к истории. В XVIII в. Вольтер вводит в употребление термин «философия истории». Многие мыслители стремились осмыслить историю философски (Д. Вико, И. Гердер, И. Кант и др.). Однако только Г. Гегель предпринял попытку построения систематической и полной философской исторической концепции.

Г. Гегель усматривает в  истории человечества не случайно-хаотический, а внутренне закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Основные положения последней можно свести к следующему:

  • В мировой истории действует закономерность, объединяющая историю человечества в единый взаимосвязанный процесс, в котором участвуют различные страны, регионы, народы.
  • Всемирная история - процесс в целом однолинейный, она выстраивается в одну линию, в которой выражается исторический прогресс. Все отклонения и ответвления от основной линии выступают либо в качестве случайностей, либо в качестве проявления «хитрости» исторического разума, т.е. лишь поверхностному взгляду представляются отклонениями, а в действительности таковыми не являются.

Информация о работе Философия Фридриха Гегеля