Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:57, реферат
Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Задачи реферата:
ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
описать диалектический метод;
рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
ознакомиться с философией истории Гегеля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11
Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
«Феноменология духа»
знаменует собой решающий этап. Гегель
отходит от Шеллинга, формируя совершенно
оригинальный тип мышления со своим,
присущим только ему, строем. Все труды,
вышедшие вслед за «Феноменологией»,
— это выдающиеся произведения,
явившие собой вершину
Лекции в публикации учеников имеют следующие
названия. «Лекции по философии истории»,
«Эстетика», «Лекции по философии религии»
и «Лекции по истории философии».
В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.
Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.
1.4. Философия природы.
«Философия природы» Гегеля, невзирая на некоторые интересные идеи (о неразрывном единстве материи, пространства, времени и движения), является менее всего оригинальным его произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие в природе, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве. Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрел этапы развития духа, изложил свои взгляды на мораль, право, историю, религию, искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после его смерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворность диалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы (втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия стала одним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерес составляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению, — это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества — достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирную историю на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек, по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключением одного свободного – деспота; в античности часть общества поднялась и ищет свободы, другая — рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространилась на всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что было очевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой.
Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия». Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.
Проблемы, поднятые Гегелем в «Философии духа», более подробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».
«Философия духа» —
труд, посвященный главным образом
индивидуальному и
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.
Что же касается философии
истории, то она у Гегеля носит
телеологический характер, т.е. развитие
общества направлено к заранее установленной
цели. Мировую историю философ
делит на три эпохи: восточную, античную
и германскую. Восточная эпоха
полностью лишена сознания свободы,
в античную эпоху сознания свободы
достигло избранное меньшинство, а
что касается германских народов, в
первую очередь немцев, то они уже
достигли стадии свободы. Искусственный
характер и предвзятость такой схемы
совершенно очевидны. Сословный строй,
монархия (правда, конституционная) вполне
вписываются, по Гегелю, в категорию
свободы. Государство он считал не только
воплощением свободы, но и шествием
Бога по земле. Пределом развития человеческого
общества и его политических институтов
выступает конституционная
События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».
Еще выше государства стоят
в системе Гегеля искусство, религия
и философия. И не какая-нибудь, а
философия самого Гегеля. Именно в
ней нашла свое полное воплощение
абсолютная идея. Гегель полагал, что
сущность мира такова, как она изображена
в его философии, особенно в «Логике».
Его философия — «единственная»
Глава 2. Философия истории Гегеля.
«Философия истории» (точнее
«Лекции по философии истории») входит
в ряд сочинений Гегеля, которые
не были изданы при жизни и им
самим не подготовлены к публикации,
а изданы посмертно на основе подготовительных
материалов автора и записей слушателями
прочитанных им курсов лекций. В
этой ситуации вопрос об аутентичности,
подлинности текста становится существенным,
но его однозначное окончательное
решение в отношении «Лекций
по философии истории» невозможно хотя
бы уже потому, что сам Гегель
имел обыкновение на протяжении ряда
лет существенно изменять лекционные
курсы, представлять их в разных вариантах
как по формулировкам, так и в
отношении объема и взаимного
расположения материала. До настоящего
времени сложились два основных
варианта гегелевской «Философии истории».
Составителем первого был Э. Ганс
(1837), включивший в текст написанную
самим Гегелем значительную часть
Введения, его подготовительные материалы
к лекциям и записи слушателей.
На его основе было подготовлено с
дополнениями и второе издание под
редакцией сына Гегеля Карла Гегеля,
с которого и сделан переиздаваемый
здесь русский перевод к
Бесспорной заслугой Г. Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Она знаменовала собой утверждение философии истории в качестве самостоятельного и важного раздела философского знания. Надо учесть, что в исторической науке Нового времени преобладающим являлся эмпирический подход. Историки занимались почти исключительно описанием произошедшего, как правило, не стремясь обнаружить в истории нечто большее, чем совокупность фактов, событий, деяний отдельных личностей. Историческое знание понималось как подобие исторической хронике. Максимум, к чему была устремлена историческая наука, которую Г. Гегель называет «прагматической» (от греч. «прагма» - практика, полезность) - извлечь из прошлого уроки, важные или полезные для современности. Прагматическая история понимала процесс извлечения исторических уроков весьма прямолинейно - путем установления прямых аналогий между прошлым и современностью, однако постепенно в европейской мысли вызревает более глубокий подход к истории. В XVIII в. Вольтер вводит в употребление термин «философия истории». Многие мыслители стремились осмыслить историю философски (Д. Вико, И. Гердер, И. Кант и др.). Однако только Г. Гегель предпринял попытку построения систематической и полной философской исторической концепции.
Г. Гегель усматривает в истории человечества не случайно-хаотический, а внутренне закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Основные положения последней можно свести к следующему: