Философия Фридриха Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Задачи реферата:
ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
описать диалектический метод;
рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
ознакомиться с философией истории Гегеля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11

Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

философия истории гегеля.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

Прогресс во всемирной истории  осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух которого является носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе). Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они играют подчиненную роль. Цель мировой истории - познание Мировым Разумом себя. Мировой Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа - становится его народным духом. Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя народ видит свою конечность, ограниченность и открывает дорогу другим, более высоким принципам. "Зрелость народа превращается в старость, но, созданные им плоды не пропадают - дают семена другого народа, которому время зреть". Т.о. каждый народ - определенное звено в цепи развития Мирового Разума, двигающегося к осуществлению своей цели. Критерий общественного прогресса - прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.

Философия истории, продолжает Гегель, показывает, как народы и  государства стремились к свободе, как ради нее в течении долгого  исторического времени приносились  всевозможные жертвы. Вместе с тем  она рассматривает средства достижения свободы. С этой целью она изучает  действительную историю людей, действия которых вытекает из их потребностей, страстей и интересов, играющих доминирующую роль. Кроме того, задачей философии  истории и выяснение, как сам  Гегель выражается, того материала, в  котором осуществляется разумная цель. Таким материалом оказывается сам субъект со своими потребностями. Но он живет в том или ином государстве, и поэтому государство тоже должно находиться в центре внимания философии истории, хотя подробное изложение государства должно даваться в философии права.

Гегель ищет иные основы деления истории. Главное внимание он обращает на абсолютную идею, дух. В  соответствии с географией он делит  историю на Восточный мир, куда входит Китай, индия, Персия, Сирия, Египет, на Греческий, Римский и Германский.

Восточный мир, пишет Гегель, есть детский возраст истории. Здесь  царствует деспотизм и свободным  чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать  существующие предписания. патриарх является субстанцией, которой всё принадлежит. Но Гегель считает, что эта история  не есть действительная история, так  как в ней нового ничего нет, а  есть повторение одних и тех же процессов.

Греческий мир - это второй главный принцип всемирной истории  и вместе с тем это период юности, когда формируются индивидуальности. Немецкий философ не жалеет красок для изображения греческого мира. Здесь, по его словам, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие.

Римский мир - третий принцип. Это возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная  свобода, ставящая государство и  политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная  личность, отличающаяся от индивидуальности.

В Греции, пишет Гегель, в  политической жизни преобладали  демократия, на Востоке - деспотизм, в  Римском мире - аристократия.

Германский мир - четвертый  период всемирной истории. Германский народ, по убеждению его представителя  призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух  в Германском мире достигает полного  расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

Нарастание степени свободы  в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что  дух неуклонно движется к своей  цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который  своим характером, государственным  строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно  представить, выразить требования мирового духа.

Резюмируя вышеизложенное, следует  отметить, что история - непрерывный  процесс изменения состояния  людей, и изменение это фиксируется  по степени осознания свободы. Поскольку  у Гегеля речь идет о формальных (юридических) свободах, то мы можем сравнивать различные общества по степени развития свободы, в этом смысле гегелевская схема обладает достаточной долей "инструментализма" и ею (схемой) можно пользоваться для объяснения исторических событий, если учесть, что каждый народ не детерминирован "хитростью Мирового Разума". Например, Китай сошел с линии мирового развития и "дрейфовал" вдоль оси времени более 5 тысяч лет, а в середине нашего века перешел скачком сразу в христиано-германский, а Россия постоянно пыталась "улизнуть" с линии мирового развития.

Если рассматривать схему Гегеля вне телеологического контекста, то становится возможной замена его  концепции истории концепцией социального  эволюционизма. В этой связи интересно  рассмотреть марксистскую схему  философии истории, поскольку Маркс  заимствует схему истории Гегеля, разбивая четыре этапа развития мира на семь общественно-экономических формаций (ОЭФ), заменив критерий прогресса (свободу) на рост производительных сил общества.

Гегель ввел термин «всемирная философская история», под которым подразумевал общие размышления о философии истории. Он разделил всю историографию на три вида:

1) первоначальная история; 

2) рефлективная история; 

3) философская история; 

Представители первоначальной истории, к которым Гегель причисляет Геродота и Фукидида, излагали исторические события, свидетелями которых сами были. Содержание трудов таких историков  пространственно ограничено, так  как излагалось то, что их окружало и что они сами видели.

В рефлективной истории изложение  материала уже не связывается  с участием историка в описываемых  событиях. Эту историю великий  философ разбил на определенные виды.

Всеобщая история. При описании истории какого-нибудь народа, государства или всего мира главной задачей историка является обработка исторического материала с точки зрения собственного духа, отличающегося от духа материала. Он должен иметь определенные принципы, служащие ему в качестве методологии анализа материала.

Прагматическая  история. Она предполагает описание прошлого с позиции настоящего. События, пишет Гегель, различны, но в них есть нечто общее и внутреннее. Благодаря прагматическим рефлексиям рассказы о прошлом наполняются современной жизнью.

Критическая история. В данном случае, по выражению Гегеля, излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических трудов, устанавливается их истинность и достоверность.

Философская история. Этот вид представляет собой переход к философской истории, когда исследователь руководствуется при изложении материала некоторыми общими философскими принципами. Философская история, или философия истории, «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» - говорит Гегель.

По мысли Гегеля, философия  истории ищет некие общие принципы в истории, которые присущи всей мировой истории. Главным из этих принципов является разум. В данном случае немецкий мыслитель под разумом  понимает закономерности развития исторического  процесса. С его точки зрения, все действительное разумно и  все разумное действительно. Разумно  то, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно, в то же время действительно.

Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух  добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит  все мыслимые ожидания действующих  лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего.  Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума»,  скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития.

Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у  Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан.  «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане. Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов». 

Таким образом, для развития и процветания любого народа необходимо достижение полной свободы духа и  наоборот, полная реализация идеи свободы  возможна только в сильном и процветающем государстве. Во всемирной истории  может быть речь только о таких  народах, которые образуют государство. Государство существует само для  себя, а вся ценность человека, его  духовная действительность существует исключительно благодаря государству. В противоположность мнению о  том, что государство есть структура, ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешно доказывает мысль о том, что государство  — это способ осуществления свободы. «Государство есть духовная идея, проявляющаяся  в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому исторический процесс  изменения вообще по существу дела совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.

Итак, по Гегелю, развитие необходимо связано с возникновением нового, более совершенного, и что это  возникновение не есть продукт случайного стечения обстоятельств. Наоборот, оно  внутренне связано и подготовлено всем ходом жизни старой, предыдущей формы и идет на смену ему по внутренней, имманентной обусловленности. Общей категорией, объединяющей бесконечную  смену людей и народов, Гегель называет изменение вообще, и «ближайшим определением, относящимся к изменению, является то, что изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти — жизнь». Эта гениальная и великая мысль нашла воплощение в идее реинкарнации или, позже, в образе феникса у античных народов. К 19-му веку абстрактная мысль о простом изменении превратилась в мысль о духе, всесторонне себя проявляющем и развивающем. Существенной характеристикой духа является его деятельность. «Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим действием, своим произведением; таким образом, он становится предметом для себя, таким образом, он имеет себя, как наличное бытие пред собой». Но это относится не только к деятельности духа отдельных людей. Таким же образом действует и дух народа. «Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело — это есть этот народ. Народы суть то, чем оказываются их действия». Отношение отдельного человека к народному духу есть отношение усвоения и приближения к его исторически сложившемуся в действии характеру: «Отношение индивидуума к этому заключается в том, что он усваивает себе это субстанциальное бытие, что таков становится его образ мыслей, и его способности развиваются так, чтобы он представлял собою нечто». по Гегелю, сила действенности народного духа настолько велика, что ею снимается противоречие между тем, что народ есть в своей возможности и тем, что он есть в действительности. Возможность, хотя бы путем рефлексии, указывает на нечто такое, что должно стать действительным. Таким образом, «разлад между тем, что народ есть в себе, субъективно, по своей внутренней цели и по существу своему, и тем, что он действительно есть, устраняется».

Информация о работе Философия Фридриха Гегеля