Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.
Введение
Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
1.1 Философия: предмет и ее структура
1.2 Роль философии в жизни общества
Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
2.1 Специфика философского осмысления общества
2.2 Принципы объяснения общественного развития
Список литературы
Второй подход к цивилизации рассматривает ее как самостоятельное историческое образование. С точки зрения А. Тойнби, цивилизация - это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями и географическими рамками. Главный критерий цивилизации у А. Тойнби — духовный фактор, который он усматривает в религии.
Исследуя историю, А. Тойнби находит в ней сначала 21, затем 19, но к середине XX в. он насчитывает лишь 5 «живых» цивилизаций (исламская, православно-христианская, индуистская, дальневосточная, западно-христианская) и 2 реликтовые (монофизиты Армении, Египта и др. буддисты).
По мнению А. Тойнби, каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: генезис (рождение), рост, надлом, распад.
Причины возникновения цивилизации не могут крыться ни в разделении труда, ни в расовых различиях, ни в климатических или географических условиях. Причины генезиса - в комбинации нескольких условий, считает историк. Рождение цивилизации осуществляется из примитивных обществ, срок жизни которых невелик. Примитивные (первобытные) общества полностью зависят от природных условий, в рамках которых обитают. Они мало способны к творчеству, так как «мимесис» (социальное подражание или социальные отношения, регулирующие поведение людей), основан на обычае и направлен на почитание умерших предков, то есть в прошлое. Обычай, по мысли А. Тойнби, консервирует стереотипы жизни и убеждения, новые творческие акты затруднены. При изменении внешней среды многие примитивные общества не могут приспособиться и погибают. Однако некоторые народы меняют свой образ жизни и становятся цивилизациями.
Цивилизации рождаются в результате ответа на вызов. Вызовы бывают природного и социального («человеческого») характера. Первые вызовы были природными и заключались в иссушении рек, по берегам которых обитали примитивные общества. Так, ответом на природный вызов в нильской долине стал генезис египетской цивилизации; на берегах Инда — древнеиндийской.
Уловить вызовы может не все население, составляющее цивилизацию, а только «творческое меньшинство» (пророки, жрецы, ученые, философы, политики), которое своим порывом увлекает «нетворческое» большинство и дает адекватный ответ. Вызов должен быть оптимальным, иначе он либо не будет услышан, либо «творческое меньшинство» на нeгo не сможет ответить. «Инертная масса», «большинство» сплачивается вокруг «меньшинства», элиты, «подражая», ориентируясь на нее. Элита управляет народом на основе своего авторитета. Растущая цивилизация в это время динамична, она создает большие города (например, Вавилон, Рим), формируются ремесленники, появляются ученые, художники, утверждается сложная система социальных рангов и статусов. Развиваются элементы демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей и др. В растущей цивилизации ее элементы -экономика, политика, культура находятся в единстве.
Элита, организовав народ, может дать ответ на один-два вызова. Затем творческие силы элиты иссякают, народ перестает ей доверять и «подражать». Она, не желая уходить от власти, превращается в господствующее меньшинство, управляющее на основе силы, а не авторитета. Происходит отчуждение большинства от меньшинства. Общество раскалывается на три группы: доминирующее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат. Если внутренний пролетариат - народ данного государства, то внешний - народ окраин распадающейся цивилизации. Этот процесс А. Тойнби назвал расколом, распадом цивилизации, началом ее гибели. Внутренний пролетариат создает церковь, внешний - вооруженные отряды. Правящее меньшинство, используя государство, начинает борьбу против внутреннего и внешнего пролетариата и против соседних государств. Созданная внутренним пролетариатом церковь может стать своеобразным «коконом», «куколкой» для формирования новой цивилизации. Так, например, из первичной минойской цивилизации (2500-1400 г. до н.э.) на о. Крит родилась вторичная эллинская, а из нее на основе возникшего христианства сформировалась третичная - западноевропейская, христианская цивилизация.
Если пролетариат не может создать церковь, тогда все элементы цивилизации (экономика, политика, культура) переживают глубокий кризис, приводящий в конечном счете к гибели цивилизации. Так погибли многие цивилизации. Сохранение цивилизации возможно на основе духовного церковного обновления, когда религия распространяет свое влияние на экономику, политику, повседневную жизнь.
В отличие от О. Шпенглера, предвещавшего неизбежную гибель каждой культуры, А. Тойнби считает, что духовная общность, духовное единство на основе религии станет главным фактором любой цивилизации. Однако следует заметить, что на религиозной основе не удавалось пока ни в прошлом, ни в настоящем обеспечить достаточно длительное мирное и устойчивое развитие какого-либо общества.
В социально-философских теориях понятия культуры и цивилизации почти всегда сопряжены, выступают как взаимодополняющие, либо взаимоисключающие. Обычно понятие цивилизации используется в качестве отрицательной характеристики общества, понятие культуры - позитивной оценки системы ценностей. Культура олицетворяет творящий дух, цивилизация - кризисный, технический, машинный. Понятие культуры показывает прежде всего уровень развития человека, а понятие цивилизации — уровень развития общества.
Таким образом, понятие цивилизации объемно, используется в разных науках, на различных уровнях абстракции. Во-первых, термин «цивилизация» применяется в общефилософском плане как социальная форма движения материи (общество, социум), используется часто в гипотетических исследованиях, связанных, с поисками внеземных цивилизаций. Во-вторых, как социально-философская характеристика качественно определенных стадий всемирно-исторического процесса (античная цивилизация, цивилизация средневекового Запада и т.п.). В-третьих, как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности обществ (христианская, индуистская, дальневосточная и т.д.). В-четвертых, как имя отдельных цивилизованных обществ, в течение более или менее длительного времени сохранявших свою целостность (шумерская, аккадская, цивилизация инков и др.) В соотношении понятий культуры и цивилизации также существуют разные подходы: одни авторы считают их синонимами, другие — утверждают, что цивилизация — этап развития культуры, третьи полагают цивилизацию последней стадией развития культуры, четвертые настаивают на том, что культура есть выражение цивилизации (понимая под культурой только духовность общества).
«Формация», «цивилизация» и «культура» не взаимоисключающие, но взаимодополняющие понятия. Они характеризуют общество, социум с разных сторон, с разных позиций, позволяя глубже и полнее осмыслить социально-исторический процесс. Если понятие общественно-экономической формации раскрывает прежде всего логику истории, ее единство, закономерности, повторяемость и особенности каждой стадии (формации), то понятия культуры и цивилизации характеризуют многообразие и гуманизм исторического процесса, уникальность и неповторимость жизнедеятельности его субъектов. Формационное, культурологическое и цивилизационное понимание общества составляет философско-социологическую и социокультурную основу объяснения человека как личности, необходимую теоретико-методологическую базу философской и интегральной антропологии.
Контрольные вопросы по теме
1. В чем отличие общества от природы?
Общество отличается от природы как совокупности
естественных условий существования человека
следующим:
¨ в центре существования и развития общества стоит человек, наделенный сознанием и волей, тогда как в природе действуют бессознательные силы;
¨ природа развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.
2. В чем выражается взаимосвязь
общества и природы?
Общество и природа неразрывно связаны.
Природа через географическую среду
оказывала и оказывает влияние на общественное
развитие. С другой стороны, с момента
становления человеческого общества оно
оказывало и оказывает постоянное воздействие
на природу. Особенно это проявилось с
появлением индустриальной цивилизации,
где негативное воздействие человеческой
деятельности на природу достигло критической
черты и привело к экологическому кризису.
3. Каковы причины экологического
кризиса и пути выхода из него?
причиной экологического кризиса является
господство в существующей культуре потребительской
установки по отношению к природе. Поэтому
требуется принципиальное изменение в
мировоззрении человека современной цивилизации.
Это изменение должно выражать принцип
коэволюции – согласование общественного
развития, общественных потребностей
с возможностями природной среды.
4. Охарактеризуйте основные сферы
общественной жизни.
В обществе принято выделять четыре основные
сферы:
¨ экономическую (отношения в процессе материального производства, связанные с производством материальных благ);
¨ социальную (взаимодействие различных социальных общностей и групп);
¨ политическую (деятельность государства, политических партий, связанную с отношением к власти);
5. Что дало для изучения общества введение понятия «общественно-экономическая формация»?
Введение Марксом
для изучения общества понятия «общественно-
6. Почему формационный подход оказался ограниченным в объяснении истории?
формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни – экономическом.
7. Охарактеризуйте стадиально-технологический подход.
Согласно этому подходу,
решающей силой общественного развития
выступает технология, которая определяет
все изменения в культурной жизни.
8. В чем специфика цивилизационного подхода?
Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.
Задание на распознавание понятий
1. Раздел философии, изучающий предельные основания и основные ценности общественной жизни – социальная философия
2. Фактор, через который природа оказывает влияние на общественное развитие – географическая среда
3. Термин, употребляемый В.И. Вернадским для обозначения разумного характера преобразованной человеком природы – ноосфера
4. Философская позиция, рассматривающая общество как естественное продолжение закономерностей природы – натурализм
5. Принцип, содержанием которого является согласование общественного развития и возможностей природы – принцип «общество-природа»
6. Сфера общества, содержанием которой является взаимодействие различных социальных общностей – социальная
7. Принцип объяснения общественного развития, согласно которому история развивается поступательно и прогрессивно – социально-линейная
8. Основа общественно-экономической формации – способ производства
9. Понятие, которое выражает единство материальной и духовной сторон общественной жизни – культура
Список литературы
1. Р.Ф. Абдеев Философия информационной
цивилизации. – М., 1994.
2. П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. –
М.: Проспект, 1999.
3. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. –
М., 1976. – т. 1.
4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970.
5. Р. Декарт Сочинения. В 2 т. – М., 2002.
6. И. Кант. Приложение к «Наблюдениям над
чувством прекрасного и возвышенного».
1764. // Соч. 6 т. – М., 1964. – т.2.
7. Любутин К.Н. Человек в философском измерении.
– Свердловск, 1991.
8. М. Мамардашвили Как я понимаю философию.
– М., 1990.
9. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова.
– М., 2001. – Ст. «Философия».
10. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий
«Философия». – Питер, 2009
11. Цицерон. Избранные сочинения. – М.,
2005.