Философия и ее роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Содержание работы

Введение
Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
1.1 Философия: предмет и ее структура
1.2 Роль философии в жизни общества
Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
2.1 Специфика философского осмысления общества
2.2 Принципы объяснения общественного развития
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

   Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

          1.1 Философия: предмет и ее структура……………………

           1.2 Роль философии в жизни общества…………………….

Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ  ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА

          2.1 Специфика философского осмысления общества………

          2.2 Принципы объяснения общественного развития……….

Список литературы………………………………………………….

 

Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

 

                                                            Введение 
 
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости. 
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно-исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения. 
Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта (отдельного человека, класса, общества в целом) и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной  целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие  мировоззрения от философии состоит в том,  что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Все чаще мы задаемся вопросом: нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких  технологий, не устарела ли она? Ответ  на вопрос нам дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

На мой взгляд, данная тема является актуальной и  сегодня, т.к. философия помогает человеку понять окружающий мир и определить свое место и значение в этом мире. Философия с помощью своих функций, играет важную роль в жизни, как всего общества, так и одного человека. Она способствует развитию, становлению человека как личности.

 

  1. Философия: предмет и ее структура.

 
Проблема соотношения  мышления и бытия является сердцевиной  философских теорий. Основные аспекты  этой проблемы позволяют осмыслить  предмет и структуру философии.

Предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся довольно часто в обыденной жизни.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов. 
Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Так, отличительной чертой первых философских учений в Древней Греции был космоцентризм, когда основное внимание было направлено на осмысление «космоса», «природы». Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов переместился к социальной проблематике, этике, государственному устройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной, т.е. основным предметом ее интересов становятся Бог и результаты его творения. Последовавшая затем эпоха Возрождения повернула философию к искусству (эстетике) и в значительной степени к человеку. В XVII – XVIII веках, именуемых Новым временем, философия оказывается тесно связанной с набирающей силу наукой, что выводит на первый план философских исследований вопросы познания и научных методов.

Кризис «классической  философии» и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивного, бессознательного, делая их главным методом анализа «неклассической философии» в первой половине XIX в., что в свою очередь порождает особый интерес к логике, языку, истолкованию и интерпретации текстов. В последние десятилетия XX в. «в моду вошла» так называемая постнеклассическая философия, поднявшая на обсуждение кризисные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологий, а также бурным развитием средств массовой коммуникации. Рассуждая об «исчерпанности истории», «проговоренности» всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека справиться с обрушившейся на него информацией, представители этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реалиям.

Наконец, еще  одна тема, которая вышла на первый план и стала одной из наиболее актуальных в новейшей философии на рубеже XX – XXI вв., связана с выявлением сущности и направленности развития процессов глобализации. Эти процессы охватили к настоящему времени практически все сферы общественной жизни и породили глобальные проблемы современности, теоретическое и практическое решение которых предполагает, в том числе и философское их осмысление. Важнейшими из них, требующими пристального внимания и согласованных действий в международном масштабе, являются проблемы: экологии, демографии, безопасности, международной преступности, энергетических ресурсов, преодоления бедности и т.п.

Итак, нетрудно заметить, что в целом предмет  философии не может быть сведен к  какому-то одному, строго ограниченному, конкретному кругу вопросов. Он всегда выступает на первый план в виде той или иной проблемы или некой их совокупности. Но это не означает, что другие темы, вопросы и проблемы теряют свою актуальность. Они отодвигаются на второстепенный план до того момента, когда снова окажутся в центре внимания. 
Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности  человека), не бывает.

Философские проблемы, непосредственно связанные с  коренными вопросами человеческого бытия, носят вечный характер и, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека. 
 
         Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Целостность, системность  предмета философии обусловливает  ее сложноорганизованную, многоуровневую структуру, которую можно представить  следующим образом:

 

 
Философские 
 
науки

 
Предмет  
 
изучения

 
Подфункции

 
Аспект основного вопроса философии

 
Онтология

 
Объективная  
 
реальность

 
Онтологическая

 
Как возможен человек с его сознанием  в этом мире?

 
Социальная 
 
философия

 
Субъект  
 
(общество)

 
Социологическая

 
Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие?

 
Философская 
 
антропология

 
Субъект  
 
(человек)

 
Гуманитарная

 
Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества?

 
Гносеология

 
Познавательное отношение

 
Гносеологическая

 
Как возможно адекватное познание?

 
Праксеология

 
Преобразование

 
Праксеологическая

 
Как возможно эффективное преобразование мира?

 
Этика

 
Общение

 
Этическая

 
Как возможно нравственное общение?

 
Аксиология

 
Ценностно-ориентационная деятельность

 
Аксиологическая

 
Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека?

 
Эстетика

 
Эстетическое освоение

 
Эстетическая

 
Как возможна деятельность по законам  красоты?


 
 
В различных философских  системах указанные дисциплины в  разной степени выражены, по-разному  связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.

Что касается методов, с помощью которых философия  изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности  решать философские проблемы научно.

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных  методов к решению традиционных философских проблем.  
Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.

Безотносительно к конкретно-исторической форме  проявления философского метода и его  осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.

 
2. Роль философии  в жизни общества. 

Философия –  это такая система понимания  и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор  продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.

 
1)  Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

 
2) Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

 
3) Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится  к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально  выразить интересы субъекта (классов). Философия как  система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся к идеологии.

В истории философии  научность и идеологизм вытесняли  друг друга, но это обстоятельство никаким  образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью.  
Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни общества