Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.
Введение
Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
1.1 Философия: предмет и ее структура
1.2 Роль философии в жизни общества
Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
2.1 Специфика философского осмысления общества
2.2 Принципы объяснения общественного развития
Список литературы
Содержание
Введение
Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
1.1 Философия: предмет и ее структура……………………
1.2 Роль философии в жизни общества…………………….
Тема № 13. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
2.1 Специфика философского осмысления общества………
2.2 Принципы объяснения общественного развития……….
Список литературы…………………………………
Тема № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Философия является одной из
основных и древних форм мировоззрения.
Слово философия греческого происхождения
(phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально
означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение
не исчерпывает содержание философии.
В философии речь идет о способности человека
понять сущность мира, в котором он живет
и свою собственную сущность, подняться
до осознания смысла своего бытия. Именно
осознание сущности мира, своего бытия
и своей сущности, своего места в мире,
смысла жизни и составляет понимание мудрости.
Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.
Философия зародилась
в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае,
Греции в условиях углубления разделения
труда, разрушения традиционных связей
родового общества, а также в результате
общественно-исторической необходимости
развития познания, становления научного
мировоззрения.
Мировоззрение
– это совокупность наиболее общих взглядов
на мир и место в нем человека. Мировоззрение
– это система принципов и знаний, идеалов
и ценностей, надежд и верований, взглядов
на смысл и цель жизни, которые определяют
деятельность индивида или социального
субъекта (отдельного человека, класса,
общества в целом) и органично вплетаются
в его учения и нормы мышления. Таким образом,
мировоззрение выступает в качестве своеобразной
интегративной целостности знания и ценностей,
разума и чувств, интеллекта и деятельности.
Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Все чаще мы задаемся вопросом: нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли она? Ответ на вопрос нам дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.
На мой взгляд, данная тема является актуальной и сегодня, т.к. философия помогает человеку понять окружающий мир и определить свое место и значение в этом мире. Философия с помощью своих функций, играет важную роль в жизни, как всего общества, так и одного человека. Она способствует развитию, становлению человека как личности.
Проблема соотношения
мышления и бытия является сердцевиной
философских теорий. Основные аспекты
этой проблемы позволяют осмыслить
предмет и структуру философии.
Предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он, неудовлетворенный ответами мифологии, религии или науки, стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт, а в определенной степени и верования, убеждения, интуицию. Иными словами предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся довольно часто в обыденной жизни.
Зарождение философии исторически
совпадает с возникновением зачатков
научного знания, с формированием потребности
в теоретическом исследовании. Философия
собственно и сложилась как первая историческая
форма теоретического знания. Первоначально
философия отвечала на вопросы, которые
были уже поставлены мифологией и религией.
Однако способ решения этих вопросов у
нее уже был иным, он основывался на теоретическом,
согласующемся с логикой и практикой,
анализе этих вопросов.
Первые мыслители античного мира стремились
главным образом понять происхождение
многообразных природных явлений. Так,
отличительной чертой первых философских
учений в Древней Греции был космоцентризм,
когда основное внимание было направлено
на осмысление «космоса», «природы». Позднее,
в период расцвета древнегреческих городов-полисов,
интерес философов переместился к социальной проблематике,
этике, государственному устройству.
Зарождение и укрепление христианства
в Европе делает всю средневековую философию теоцентричной,
т.е. основным предметом ее интересов становятся
Бог и результаты его творения. Последовавшая
затем эпоха Возрождения повернула философию
к искусству (эстетике)
и в значительной степени к человеку. В XVII
– XVIII веках, именуемых Новым временем,
философия оказывается тесно связанной
с набирающей силу наукой, что выводит
на первый план философских исследований
вопросы познания и научных
методов.
Кризис «классической философии» и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационального, интуитивного, бессознательного, делая их главным методом анализа «неклассической философии» в первой половине XIX в., что в свою очередь порождает особый интерес к логике, языку, истолкованию и интерпретации текстов. В последние десятилетия XX в. «в моду вошла» так называемая постнеклассическая философия, поднявшая на обсуждение кризисные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологий, а также бурным развитием средств массовой коммуникации. Рассуждая об «исчерпанности истории», «проговоренности» всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека справиться с обрушившейся на него информацией, представители этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реалиям.
Наконец, еще одна тема, которая вышла на первый план и стала одной из наиболее актуальных в новейшей философии на рубеже XX – XXI вв., связана с выявлением сущности и направленности развития процессов глобализации. Эти процессы охватили к настоящему времени практически все сферы общественной жизни и породили глобальные проблемы современности, теоретическое и практическое решение которых предполагает, в том числе и философское их осмысление. Важнейшими из них, требующими пристального внимания и согласованных действий в международном масштабе, являются проблемы: экологии, демографии, безопасности, международной преступности, энергетических ресурсов, преодоления бедности и т.п.
Итак, нетрудно
заметить, что в целом предмет
философии не может быть сведен к
какому-то одному, строго ограниченному,
конкретному кругу вопросов. Он всегда
выступает на первый план в виде той или
иной проблемы или некой их совокупности.
Но это не означает, что другие темы, вопросы
и проблемы теряют свою актуальность.
Они отодвигаются на второстепенный план
до того момента, когда снова окажутся
в центре внимания.
Философия – это знание о мире и об отношении
человека к этому миру. На всеобщее в системе
«мир – человек», составляющее предмет
философского познания, и спроецированы
проблемы философии. Проблемы философского
мировоззрения охватывают мир в целом,
жизнь человека в целом, отношение человека
к миру в целом. Более широких проблем,
чем мировоззренческие (по их значимости
для деятельности человека), не бывает.
Философские проблемы,
непосредственно связанные с
коренными вопросами человеческ
Основным способом решения философских
проблем является теоретическое мышление,
опирающееся на совокупный опыт человека,
на достижения всех наук и культуры в целом.
Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую структуру, которую можно представить следующим образом:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В различных философских
системах указанные дисциплины в
разной степени выражены, по-разному
связаны друг с другом, приобретают
разное содержание и направленность.
Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.
Как известно, проблема
метода философского познания возникла
в Новое время, когда была осознана
неэффективность применения специально-научных
методов к решению традиционных
философских проблем.
Поиски философского метода во второй
половине XIX века происходили в форме
требования отказа философии от традиционных
мировоззренческих проблем. Это была реакция
на реальные противоречия философского
познания при абстрагировании от социально-практической
природы его основания. Действительная
задача заключалась в осознании связи
метода философского познания с его социальным
назначением.
Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.
2. Роль философии
в жизни общества.
Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.
1) Философия – это наука о всеобщих
законах природы, общества, познания, или:
философия – это наука о методах и формах
познания, то есть методология науки;
2) Философия – это не наука, это
мировоззрение (определенный тип мировоззрения,
отличный, например, от религиозного и
мифологического);
3) Философия – это и наука, и мировоззрение,
то есть философия выполняет в культуре,
в духовной жизни общества функции науки
и функции мировоззрения.
Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся к идеологии.
В истории философии
научность и идеологизм вытесняли
друг друга, но это обстоятельство никаким
образом не отменяло ни направленность
философии на достижение истины, ни возможностей
полного или частичного совпадения этой
направленности с интересами социального
субъекта. Однако философия не должна
увлекаться идеологической ролью.
Научную форму философии нельзя считать
заведомо лучшей или единственно верной.