Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:24, реферат
Психика как отражение  действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в  трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими  людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким  нечто существует для него, это  – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу этих процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить  в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что  является объектом потребностей, но отсутствует  в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования  обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде  любого из указанных психических  познавательных процессов, неизбежно  становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.
Введение……………………………………………………………..2-3
1. Сознание, его происхождение и сущность…………………....4-7
2. Сознание и самосознание…………………………………………8
3. Индивидуальное и общественное сознание………………….9-11
4. Исторический характер сознания………………………………12
5. Философское понимание сознания………………………….13-20
 Заключение………………………………………………………21-22
Список использованной литературы………………………………23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сознание, его происхождение и сущность…………………....4-7
2. Сознание и самосознание…………………………………………8
3. Индивидуальное и общественное сознание………………….9-11
4. Исторический характер сознания………………………………12
5. Философское понимание сознания………………………….13-20
 Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………23
1
Введение
Психика как отражение 
действительности в мозгу человека 
характеризуется разными 
Высший уровень психики, 
свойственный человеку, образует сознание. 
Сознание есть высшая, интегрирующая 
форма психики, результат общественно-
Человеческое сознание включает 
в себя совокупность знаний об окружающем 
нас мире. К. Маркс писал: «Способ, 
каким существует сознание и каким 
нечто существует для него, это 
– знание». В структуру сознания, 
таким образом, входят важнейшие 
познавательные процессы, с помощью 
которых человек постоянно 
Память позволяет возобновить 
в сознании образы прошлого, воображение 
- строить образные модели того, что 
является объектом потребностей, но отсутствует 
в настоящее время. Мышление обеспечивает 
решение задач путем 
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.
2
В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К.Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика 
сознания - включение в его состав 
определенного отношения. «Мое отношение 
к моей среде есть мое сознание», 
- писал К. Маркс. В сознание человека 
неизбежно входит мир чувств, где 
находят отражение сложные 
3
1. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Одним из важнейших свойств материи (при субстанциальном ее рассмотрении) является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б. Спинозе, считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автомашину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столкновения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для существования человека, для его приспособления к среде.
Но у человека - высшая из известных нам форм отражения (и в этом отношении, если брать ряд предшествовавших сознанию форм в эволюции материального мира, сознание есть не атрибут, а "модус" материи).
В неорганической природе имеются две формы отражения: непосредственно-контактное и дистантное (к примеру, отражение дерева на поверхности озера). В органической природе тоже две формы: раздражимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения зачатков нервной системы, с кишечнополостных, и кончая высшими животными с их безусловными и условными рефлексами). В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения: индивидуальное сознание, общественное сознание и "машинное" (компьютерное) "сознание". Центральным здесь является индивидуальное сознание, поскольку лишь на его основе исторически сформировалось коллективное, общественное сознание и поскольку оно в процессе своего исторического развития дошло до создания компьютеров; отличие существенное: деятельность "думающих машин" целеисполнительна, а деятельность человека целеполагающа. Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его предпосылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом.
4
Иначе говоря, для возникновения индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки - биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социальных предпосылок его становления и развития).
Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным, философом, специально в течение многих лет изучавшим этот феномен.
Сознание - это рефлекторный по своей физиологической основе и типу совершения процесс Оно является функцией головного мозга как целого- единой материальной системы, представляющей собой наивысшую форму организованной материи на Земле. Но сознание определяется не мозгом самим по себе. Мозг - это не источник, а орган сознания. Первая причина функционирования мозга и возникновения сознания лежит вне его - в объективном мире. Сознание детерминируется воздействием предметов и явлений объективного мира через посредство общественной практической деятельности человека, составляющей реальный процесс его жизни. Следовательно, мозг - это та часть человеческого тела, в которой воздействующий на нее объект трансформируется и получает идеальную, т. е. субъективную форму бытия. Идеальное есть само реальное, так как оно существует. Реальной формой существования сознания является основанная на языке и направленная к определенной цели практическая или теоретическая деятельность человека.
Сознание есть субъективный 
образ объективного мира, а образ 
с необходимостью предполагает как 
объективное существование 
5
Реализуя с помощью практики свои творческие замыслы в продуктах труда, человек из существующих элементов созидает ранее не существовавшие в готовом виде предметы, создает материальную и духовную культуруМатериальное бытие, составляющее необходимое условие жизни современного человека, - это по преимуществу суть осуществленные силы знания.
Сознание-это высшая, свойственная 
только человеку функция головного 
мозга, сущность которой заключается 
в целенаправленном отражении объективных 
свойств и отношений предметов 
внешнего мира, в предварительном 
мысленном построении действий и 
предвидении их результатов, в правильном 
регулировании и 
Сознание неразрывно связано 
с языком и имеет изначально общественный 
характер. Его объект - природа, общество 
и само сознание; его орган-головной мозг 
человека; ею носитель-конкретно-
Сознание современного человека - это продукт развития познавательной деятельности всех предшествовавших поколений людей, результат исторического развития общественной практики, в процессе которой человек, активно преобразовывая окружающий мир, формировал и совершенствовал свое сознание. Являясь результатом развития общественной практики, сознание вместе с тем представляет необходимую предпосылку ее осуществления и дальнейшего движения вперед.
В определении сознания обычно подчеркивается то, что оно есть знание. Сознание - это действительно прежде всего знание. Понятие "знание" самой практикой общения людей включено в термин "сознание". Составляя сердцевину сознания, знание, однако, не исчерпывает его сущности и жизненного значения. Знание - это лишь одна и притом результативная сторона сознания. Сущность сознания не сводится и к процессу познания. Ощущения, восприятия, представления и мышление, составляя факт различных уровней сознания, не исчерпывают его сущности. Стержнем и спецификой сознания является вытекающее из потребностей и интересов человека, из правильного отражения мира разумное целеполагание, предвосхищение будущего, предусмотрение им результатов объективных событий и действий.
6
Именно в конструктивно-
Возможности человека воздействовать на материальное бытие, преобразовывать его в определенных целях осуществляются через правильное отражение н творческую переработку отраженного. Сознание не только отражает объективный мир, но на основе отражения, через практическую деятельность творит его, т. е. мир не удовлетворяет человека и человек своим действием решает изменить его.
Познавательная и 
7
2. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
Человек обладает способностью осознавать не только вне его лежащий мир вещей и процессов, но и самого себя, отдавать себе отчет в своем отношении к этим вещам, процессам и другим людям
Самосознание - это осознание 
человеком своих действий, мыслей, 
чувств, морального облика, интересов, 
своего положения в системе