Философия и ее сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..2-3
1. Сознание, его происхождение и сущность…………………....4-7
2. Сознание и самосознание…………………………………………8
3. Индивидуальное и общественное сознание………………….9-11
4. Исторический характер сознания………………………………12
5. Философское понимание сознания………………………….13-20
Заключение………………………………………………………21-22
Список использованной литературы………………………………23

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 52.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..2-3

1. Сознание, его происхождение и сущность…………………....4-7

2. Сознание и самосознание…………………………………………8

3. Индивидуальное и общественное сознание………………….9-11

4. Исторический характер сознания………………………………12

5. Философское понимание сознания………………………….13-20

 Заключение………………………………………………………21-22

Список использованной литературы………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

Психика как отражение  действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая  форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в  трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими  людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким  нечто существует для него, это  – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу этих процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить  в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что  является объектом потребностей, но отсутствует  в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования  обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде  любого из указанных психических  познавательных процессов, неизбежно  становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

2

В функции сознания входит формирование целей деятельности, при  этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К.Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение  к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где  находят отражение сложные объективные  и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В  сознании человека представлены эмоциональные  оценки межличностных отношений. И  здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При  некоторых душевных заболеваниях нарушение  сознания характеризуется именно расстройством  в сфере чувств и отношений: больной  ненавидит мать, которую до этого  горячо любил, со злобой говорит о  близких людях и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Одним из важнейших свойств  материи (при субстанциальном ее рассмотрении) является сознание. Некоторые  философы полагают, что сознание может  выступать даже как атрибут материи, подобно Б. Спинозе, считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом  субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое  место сознания в общей картине  бытия. Указывается при этом, что  сознание есть одна из форм такого более  общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в  результате которого остаются следы  на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автомашину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столкновения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для существования человека, для его приспособления к среде.

Но у человека - высшая из известных нам форм отражения (и в этом отношении, если брать  ряд предшествовавших сознанию форм в эволюции материального мира, сознание есть не атрибут, а "модус" материи).

В неорганической природе  имеются две формы отражения: непосредственно-контактное и дистантное (к примеру, отражение дерева на поверхности озера). В органической природе тоже две формы: раздражимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения зачатков нервной системы, с кишечнополостных, и кончая высшими животными с их безусловными и условными рефлексами). В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения: индивидуальное сознание, общественное сознание и "машинное" (компьютерное) "сознание". Центральным здесь является индивидуальное сознание, поскольку лишь на его основе исторически сформировалось коллективное, общественное сознание и поскольку оно в процессе своего исторического развития дошло до создания компьютеров; отличие существенное: деятельность "думающих машин" целеисполнительна, а деятельность человека целеполагающа. Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его предпосылкой было биологическое развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом.

4

Иначе говоря, для возникновения  индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки - биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социальных предпосылок его становления и развития).

Понятие индивидуального  сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять  то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным, философом, специально в течение  многих лет изучавшим этот феномен.

Сознание - это рефлекторный по своей физиологической основе и типу совершения процесс Оно  является функцией головного мозга  как целого- единой материальной системы, представляющей собой наивысшую форму организованной материи на Земле. Но сознание определяется не мозгом самим по себе. Мозг - это не источник, а орган сознания. Первая причина функционирования мозга и возникновения сознания лежит вне его - в объективном мире. Сознание детерминируется воздействием предметов и явлений объективного мира через посредство общественной практической деятельности человека, составляющей реальный процесс его жизни. Следовательно, мозг - это та часть человеческого тела, в которой воздействующий на нее объект трансформируется и получает идеальную, т. е. субъективную форму бытия. Идеальное есть само реальное, так как оно существует. Реальной формой существования сознания является основанная на языке и направленная к определенной цели практическая или теоретическая деятельность человека.

Сознание есть субъективный образ объективного мира, а образ  с необходимостью предполагает как  объективное существование того, что отображается, так и сходство между образом и отображаемым. Поэтому "хотя мышление и бытие  и отличны друг от друга, но в то же время они находятся в единстве друг с другом"1. Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет  возможность логически связывать  и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они  оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески  преобразованным отражением, в котором  мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного  отражения действительности. Такое  отражение, если оно соответствует  закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей  практической деятельности человека.

 

5

Реализуя с помощью  практики свои творческие замыслы в  продуктах труда, человек из существующих элементов созидает ранее не существовавшие в готовом виде предметы, создает  материальную и духовную культуруМатериальное бытие, составляющее необходимое условие жизни современного человека, - это по преимуществу суть осуществленные силы знания.

Сознание-это высшая, свойственная только человеку функция головного  мозга, сущность которой заключается  в целенаправленном отражении объективных  свойств и отношений предметов  внешнего мира, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в правильном регулировании и самоконтролировании взаимоотношений человека общественной и природной действительностью.

Сознание неразрывно связано  с языком и имеет изначально общественный характер. Его объект - природа, общество и само сознание; его орган-головной мозг человека; ею носитель-конкретно-историческая личность, человек; его содержание-система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний; его стимул - общественно обусловленные потребности человека и интересы общества; его роль состоит в правильном ориентировании человека в окружающем мире, в познании и преобразовании мира на основе общественной практики.

Сознание современного человека - это продукт развития познавательной деятельности всех предшествовавших поколений  людей, результат исторического  развития общественной практики, в  процессе которой человек, активно  преобразовывая окружающий мир, формировал и совершенствовал свое сознание. Являясь результатом развития общественной практики, сознание вместе с тем  представляет необходимую предпосылку  ее осуществления и дальнейшего  движения вперед.

В определении сознания обычно подчеркивается то, что оно есть знание. Сознание - это действительно прежде всего знание. Понятие "знание" самой практикой общения людей включено в термин "сознание". Составляя сердцевину сознания, знание, однако, не исчерпывает его сущности и жизненного значения. Знание - это лишь одна и притом результативная сторона сознания. Сущность сознания не сводится и к процессу познания. Ощущения, восприятия, представления и мышление, составляя факт различных уровней сознания, не исчерпывают его сущности. Стержнем и спецификой сознания является вытекающее из потребностей и интересов человека, из правильного отражения мира разумное целеполагание, предвосхищение будущего, предусмотрение им результатов объективных событий и действий.

 

6

Именно в конструктивно-творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл  и историческая необходимость возникновения  и развития сознания. Конечная цель человека заключается не в знании самом по себе, не в приспособлении к действительности, а в преобразующем  мир практическом действии, по отношению  к которому знание выступает в  качестве необходимого средства.

Возможности человека воздействовать на материальное бытие, преобразовывать  его в определенных целях осуществляются через правильное отражение н  творческую переработку отраженного. Сознание не только отражает объективный  мир, но на основе отражения, через практическую деятельность творит его, т. е. мир не удовлетворяет человека и человек  своим действием решает изменить его.

Познавательная и конструктивно-творческая стороны сознания формируются и  выражаются в двухплановом характере трудовой деятельности: с одной стороны, в присвоении и усвоении объектов человеком, а с другой - в их преобразовании и формировании. При этом само преобразование объектов предполагает и вместе с тем обусловливает их познание. Двойственная природа практической деятельности обусловила двойственный характер и сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Человек обладает способностью осознавать не только вне его лежащий  мир вещей и процессов, но и  самого себя, отдавать себе отчет в  своем отношении к этим вещам, процессам и другим людям

Самосознание - это осознание  человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, интересов, своего положения в системе общественного  производства, т. е. осознание себя как  личности, выделенной из окружающей природной  и общественной среды и находящейся  с ней в определенной, исторически  сложившейся системе отношений.

Информация о работе Философия и ее сознание