Философия и ее сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..2-3
1. Сознание, его происхождение и сущность…………………....4-7
2. Сознание и самосознание…………………………………………8
3. Индивидуальное и общественное сознание………………….9-11
4. Исторический характер сознания………………………………12
5. Философское понимание сознания………………………….13-20
Заключение………………………………………………………21-22
Список использованной литературы………………………………23

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 52.43 Кб (Скачать файл)

Будучи специфической  формой отражения личности и ее места  в жизни, самосознание, так же как  и сознание, свойственно лишь человеку, причем на сравнительно высоком уровне его общественного развития, когда  он стал выделять себя из окружающей природной  и общественной среды и противопоставлять  себя ей в качестве субъекта, целенаправленно  преобразующего и в ходе преобразования познающего действительность. Человек достигает самосознания на основе своей практической и теоретической деятельности. Жизненный смысл и историческая закономерность возникновения самосознания заключается в общественно необходимом самоконтролировании и саморегулировании человека как общественного существа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Каждый человек осознает мир индивидуально, посредством  своих органов чувств и мозга. В то же время мир осознается человеком  через призму общественных отношений, и в этом смысле необщественного  сознания вообще не существует. Общественная природа сознания индивида состоит  в том, что производственный процесс, на базе которого оно формируется, средства, с помощью которых совершается  производство, и, наконец, язык как действительность сознания - все это общественные явления. Поэтому даже тогда, когда человек занимается умственной деятельностью, которую выполняет без непосредственного общения с другими людьми, он все же действует общественным образом, ибо он действует как человек, реальное бытие которого есть общественное бытие. Процесс познания мира отдельным человеком опосредован развитием познания мира всем человечеством, его прошлыми поколениями и современными.

Будучи общественным, сознание личности нетождественно формам общественного сознания. Индивидуальное сознание обладает своей качественной определенностью, выражающей неповторимые черты жизненного пути каждого отдельного человека. Именно специфические особенности пути индивидуального развития личности, при прочих равных условиях, определяют отличие ее духовного мира от духовного мира других личностей, что и создает все красочное богатство человеческих индивидуальностей. Сознание не может быть не чем иным, как сознанием отдельных конкретно-исторических индивидов, и реально существует как специфическая функция их мозга. Человеческое мышление "существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей".

Осознание человеком мира предполагает знание, соотносясь с  которым объект только и может  быть осознан. Это знание первично формируется  на основе личного жизненного опыта. Но последнего далеко не достаточно. Колоссальным резервуаром, из которого индивид черпает знание, является исторически сложившаяся и все время пополняемая совокупность представлений и понятий, как она сложилась и зафиксировалась посредством речи в науке, искусстве, литературе и т. п. При этом та совокупность знаний, которая существует в обществе на каждой данной ступени его развития, не покрывается суммой знаний всех индивидов, составляющих данное общество. Общественное сознание значительно богаче, чем знания отдельных людей, хотя бы и вместе взятых. Но общество, не имея индивидуального мозга, не имеет и оторванного от индивидов сознания.

 

9

Будучи связанным с  индивидами, осуществляясь и развиваясь только через них, общественные формы  сознания обладают относительной самостоятельностью. И в этом смысле общественное сознание есть такая же реальность, как и  сознание индивида, обладая при этом своей спецификой. Содержание и формы  мысли выявляются и отлагаются прежде всего в языке. В нем конденсирован опыт всех поколений людей. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. Взаимопроникновение индивидуального и общественного сознания осуществляется через язык.

Наряду с языком материальной формой существования сознания являются, например, произведения искусства и  другие памятники духовной и материальной культуры.

Отношение человека к миру крайне многогранно, что обусловлено, с одной стороны, многообразием  самой действительности, а с другой - богатством человеческих запросов к  жизни и миру, побуждающих осваивать  различные стороны бытия. Поэтому  в процессе исторического развития человечества сложились различные  способы духовного освоения мира, различные формы общественного  сознания.

Индивидуальное сознание развивается под мощным влиянием исторически сложившегося общественного  сознания. Но само общественное сознание не могло бы пи возникнуть, ни существовать без индивидуального сознания. Результаты познавательной деятельности отдельных  людей через язык включаются в  систему исторически развивающегося познания человечества. Это познание выступает для каждого отдельного человека как некая реальность, которая, выходя за пределы познавательной деятельности отдельных людей, имеет относительную  самостоятельность своего существования. Самостоятельность общественных форм сознания относительна потому, что  только в отношении к конкретно-историческим индивидам они имеют смысл  сознания, а вне этого соотношения  ничего идеального нет и быть не может. Нерасшифрованная и не могущая  быть расшифрованной письменность сама по себе лишена мыслительного содержания.

 

 

 

 

10

Итак, над индивидуальным сознанием существует всемирно-исторический массив духовной культуры, представляющий собой все усложняющуюся и  нарастающую систему научных, художественных, нравственных, правовых, политических и т. п. знаний, систему, в которую  непрерывным потоком вливаются  по каналу языка добываемые отдельными людьми знания, что и создает преемственность  в познании, обусловливает то, что  познание индивидов превращается, в  конечном счете, в исторический процесс  познания всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

4. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЗНАНИЯ

Сознание современного человека есть продукт истории. Те особенности, которыми оно обладает, отнюдь не являются извечными. Они складывались исторически  и видоизменялись в процессе исторического  развития. На первый взгляд кажется, что сознание наших предков принадлежит истории, бесследно отошло в прошлое. Но на самом деле то, что мы представляем собой, неразрывно связано с тем, что принадлежит истории. Мы движемся вперед в своих действиях и познании лишь посредством сил, накопленных всей предшествующей историей. Мы можем мысленно заглядывать в будущее лишь через знание прошлого. Отношения, которые мы образуем между понятиями, формулируются нами без особого труда потому, что материал мышления и способы связи этого материала подверглись социальной обработке всей предшествующей историей развития человечества, историей науки, философии, искусства, техники, всего человеческого творчества. Созданное каждым поколением в области практики и духовной деятельности есть драгоценное наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествующих поколений. Духовное наследие мы принимаем как дар, как нечто уже возникшее, развившееся и впитываем его в себя в ходе индивидуального развития.

Каждый человек нового поколения усваивает формы и  приемы познания с раннего детства, превращая исторически сложившиеся  нормы общественного сознания в  нормы своего индивидуального сознания. Индивидуальное сознание представляет собой, таким образом, аккумулированный опыт истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

5. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОЗНАНИЯ

Человеческое сознание предполагает чувственную, телесную организацию, и  вместе оно имеет самобытное, идеальное  начало. Оно предполагает бессознательную  природу, которая организуется и  постепенно возвышается до него, ибо  оно есть конечный продукт космического развития. И в то же время оно  предполагает абсолютное вселенское сознание, точно так же, как и самая  чувственная вселенная во времени  и пространстве предполагает такое  сознание и всеобщую чувственность.

Отсюда зависит внутреннее противоречие и двойственность всей душевной жизни человека. Полуживотное, полубожественное, сознание человека вечно двоится между сном и бдением, знанием и неведением, чувственностью и разумом. Оно обладает универсальными формами, вырабатывает себе общие понятия, общие идеалы, и вместе оно всегда ограничено по своему действительному эмпирическому содержанию. Оно всегда ограничено и вместе не допускает никаких определенных границ, непрестанно выходя за их пределы. Оно отчасти универсально, отчасти индивидуально, отчасти действительно, отчасти только возможно (потенциально). Оно заключает в себе постоянное противоречие, которое присуще всем его понятиям, представлениям, восприятиям, и вместе оно сознает свое собственное идеальное тождество, идеальное единство истины.

Таким образом, противоречия отдельных философов относительно природы человеческого сознания имеют действительное основание  в самом этом сознании. Одни рассматривают  его физиологические условия, другие - его метафизическое, идеальное  начало; одни признают познание чувственным, всецело эмпирическим, ограниченным; другие раскрывают его логическую, универсальную природу, его априорные  элементы. И до сих пор никому не удалось достигнуть окончательного примирения этих противоположностей, так что возникает вопрос, может  ли оно вообще быть достигнуто. Ибо  если противоречие заключается в  самой действительности, то всякое исключительно теоретическое его  решение или упразднение будет  поневоле недостаточным или ложным. Одна из главнейших заслуг новейшей философии  состоит, может быть, именно в том, что она, отказавшись от догматического разрешения антиномий, противоречий метафизики, стремится указать их корень в  самом разуме и сознании человека или в самой природе вещей (скептики и пессимисты). Иначе самые противоречия философов были бы непостижимы.

Если рассматривать развитие сознания внешним, эмпирическим образом, то зависимость его от физиологических  условий, от нервов и мозга не подлежит никакому сомнению.

 

13

И, тем не менее, физиолог навсегда, безусловно, лишен возможности  чем-либо заполнить бездну, разделяющую  явления материального, физического  порядка от самых простых явлений  психического порядка. Пусть утверждают, что оба порядка, физический и  психический, суть две стороны, два  аспекта одного и того же процесса. Стороны эти столь существенно  различествуют между собою, что  подобное утверждение либо ровно  ничего собою не выражает, либо же является неосновательным, ибо сознание и  вещество или сознание и движение - величины совершенно разнородные. При  всей несомненности той интимной причинной связи, которая существует между мозговыми отправлениями  и психическими явлениями, сознание, как таковое, не может быть объяснено  из чего-либо материального.

С другой стороны, рассматривая сознание в нем самом, в его  логических функциях, в его духовной природе, мы, несомненно, приходим к  предположению абсолютных, идеальных  норм, универсальных начал,- словом, к идее вселенского сознания. Но между таким конечным идеалом, который  является в одно и то же время  и образующим началом, и высшею нормой действительного сознания, и между  этим последним существует не только различие, но и противоречие, о котором  достаточно свидетельствуют ум и  совесть каждого человека. Как  бы ни было скудно наше представление  об идеале, мы не можем считать его  осуществленным в действительности, достигнутым в настоящем сознании. Мы не можем познать его из действительности и не можем познать, дедуцировать из него эту действительность до тех  пор, пока он не будет достигнут нами и осуществлен. Поэтому высшие философские умозрения наши имеют лишь приблизительное значение и чисто спекулятивный характер, ибо они заключают в себе лишь предвосхищаемое решение. В известном смысле философ спекулирует лишь за счет будущего, и он одинаково ошибается, когда принимает свои сокровища за наличный капитал или когда он поступается ими, не понимая их действительной ценности.

Познание наше безусловно только по своей идее, но своему идеалу полной, абсолютной истины. В действительности оно обладает возможной, формальной общностью, чисто логической универсальностью, которой противолежит всегда ограниченное, эмпирическое содержание. Чтобы стать абсолютным и полным, всеобъемлющим не по форме только, но по существу, но содержанию,- сознание должно обнять в себе все, стать сознанием всего и всех, сделаться воистину вселенским и соборным сознанием. Достижима ли эта цель или нет, она во всяком случае не может быть задачей чисто теоретической. Сознать себя во всем и все в себе, вместить полноту истины в реальном, абсолютном союзе со всеми - это конечный религиозный идеал жизни, а не знания только.

14

Задача философии состоит  в возможно конкретном познании идеала и указании пути к его осуществлению. Мы не можем ожидать от нее ко печного разрешения противоречий, имеющих корень в самых условиях нашего временного бытия, и мы не можем ждать от нее полного откровения истины. Много уже то, если она может сознать противоречия бытия и усмотреть ту внутреннюю гармонию, которая в них скрывается и обусловливает собою самое относительное существование вселенной, ее сохранение, жизнь и развитие. В своих различных концепциях, в своих противоположных системах философия выражает, с одной стороны, многоразличные противоречия бытия и постигает коренное, онтологическое, реальное значение этих противоречий; с другой стороны, в своем идеализме, в своем стремлении к конечному единству она постигает, что противоречия эти не могут быть безусловны,- иначе и относительное бытие и познание не были бы возможны; она сознает всеобщую природу разума и предвосхищает тот идеал, в котором противоречия примирены. И чем глубже сознает философия противоречия вселенной, тем глубже познает она превозмогающую силу идеала. Ибо сознать реальные противоположности, как противоречия, значит признать и внутреннюю логику бытия, тот скрытый, идеальный разум вещей, то Слово Гераклита, которым все вертится, в котором разгадка вселенной.

Итак, познавая природу нашего сознания, мы приходим к некоторым  основным противоречиям, не допускающим  отвлеченного разрешения,- противоречиям  между индивидуальным и родовым, частным и общим содержанием  и формой, реальным и идеальным. Но самые эти антиномии предполагают некоторое скрытое от нас примирение, без которого сознание и познание-даже относительное - не было бы осуществимо; они заключают постулат, требование такого примирения и указывают, в каком направлении, где следует его искать. Прежде всего необходимо выяснить родовые и универсальные элементы сознания, не смущаясь их противоречием с тем, что кажется нам в нем индивидуальным, личным: вслед за Аристотелем, мы должны признать подобное противоречие задачей, объективным затруднением (апорией), зависящим от действительной противоположности. В своей идеальной деятельности живое сознание примиряет эти противоречия, обобщает частное, индивидуализирует общее, осуществляет идеальное, идеализирует действительное; и хотя такое примирение лишь относительно, хотя анализ раскрывает противоречия, присущие всему нашему теоретическому сознанию, всякий положительный прогресс его в сознании истины и добра представляется нам конкретным осуществлением его идеала, частным выражением конечного всеединства.

Информация о работе Философия и ее сознание