Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:24, реферат
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.
Введение……………………………………………………………..2-3
1. Сознание, его происхождение и сущность…………………....4-7
2. Сознание и самосознание…………………………………………8
3. Индивидуальное и общественное сознание………………….9-11
4. Исторический характер сознания………………………………12
5. Философское понимание сознания………………………….13-20
Заключение………………………………………………………21-22
Список использованной литературы………………………………23
21
В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.
22
Список использованной литературы
1 Введение в философию. Ч. 2 М. 1989 г.
2. Ильенков Э. В. Идеальное. М. 1962 г.
3. Миронов В.В. Философия. Учебник. М. 1992 г.
4. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1. М. 1992 г.
5. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1982 г.
6. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.
7. Эспинас. Социальная жизнь животных. Пб., 1882.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведении, Госполитиздат, 1956, стр. 591. 1 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, стр. 81. 1 Эспинас. Социальная жизнь животных. Пб., 1882. С. 446. 1 14
23