Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение. Но способность к разумному мышлению у человека не является врождённой - ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры.

Содержание работы

Введение
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира
1.3 Структура мировоззрение
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества
2. Основные исторические типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение
2.2 Религиозное мировоззрение
2.3 Философское мировоззрение
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Уральский государственный  экономический университет

 

Центр дистанционного образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Философия»

 

Исполнитель: студент гр. УК11СР

 

Голубев. А.А.

 

Серов 2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни  человека и общества

 

1.1 Мировоззрение и его  сущность

 

1.2 Мировоззрение и его  функции в построении картины  мира

 

1.3 Структура мировоззрение

 

1.4 Роль мировоззрения  в жизни человека и общества

 

2. Основные исторические  типы мировоззрения

 

2.1 Мифологическое мировоззрение

 

2.2 Религиозное мировоззрение

 

2.3 Философское мировоззрение

 

3. Философия и мировоззрение.  Роль философии в формировании  мировоззрения современного человека

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

 

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира - мировоззрение. Но способность  к разумному мышлению у человека не является врождённой - ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа  разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры.

 

Ведя ограниченное пространством  и временем существование, человек  стремится к безграничному. Философия, которая является «человеческим» знанием, отвечает глубинным человеческим потребностям, также противоречива. Философия - это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума как части человеческой жизни обосновать своё собственное существование.

 

Философия говорит нечто  о мире, но не является обычной наукой, решает «человеческие» вопросы, но отделяет себя от морали, не может обойтись без  понятия Бога, но не является религией. Философ не равнодушен к социальным преобразованиям, но не является политиком  и идеологом. Философия причастна  любой форме культуры, но не сливается  с ней.

 

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций  философского знания. Философия берёт  на себя смелость прикасаться к любой  сфере деятельности, к любому предмету, любому движению человеческой души - для  философии нет запретных тем. Условие одно - любая тема размышлений  должна быть формой поиска той целостности, осколком которой мы себя ощущаем.

 

1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни  человека и общества

 

 

1.1 Мировоззрение и его  сущность

 

 

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир  как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и  гармонизирует свою личность, создает  себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и  принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл  жизни. Утверждая себя с помощью  познавательных способностей, человек  вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное  отношение к миру, которое в  виде системы взглядов, идеалов, принципов  познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение - это  не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает  в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

 

Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как  перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

 

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили  вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно  была сформулирована в Германии в  конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204).

 

В современной литературе мировоззрение рассматривается  как "система взглядов на объективный  мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а  также обусловленные этими взглядами  основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" (Философский энциклопедический  словарь. М., 1989. - С. 375).

 

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о  мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика  состоит в том, что в нем  создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия  человека в ней, а главным образом  происходит переосмысление различных  типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении  принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они  фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого  бытия. Онтологическое (онтология -- учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

 

Практическое или праксеологическое отношение к миру -- это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

 

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение  человека к миру и своей жизнедеятельности  через представление о смысле жизни. Через него преломляется все  остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

 

Таким образом, в мировоззрении  посредством различных форм отражения  раскрывается вся совокупность отношений "человек - мир", которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения -- духовных. Однако провести четкую грань в отношениях "человек - мир" и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

 

По своей природе духовное и практическое - это два неразрывных  момента человеческого бытия. С  одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и  осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в  процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

 

Итак, мировоззрение как  отражение человеческого бытия  в мире является формой общественного  самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

 

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия - это деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается его  структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения "человек - мир". Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения  и соответствующие им объекты. При  таком подходе мировоззрение  принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

 

Зачастую в философской  литературе обыденное мировоззрение  называется мироощущением, которое  определяется как переживание человеком  реальности и своего бытия в ней, а теоретическое - как миропонимание. На этом уровне отражения создается  концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении  теоретический уровень мировоззрения  характеризуется логической стройностью  и оформленностью.

 

Теоретически оформленное  мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое  отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры.

 

Различие между социальными  субъектами как носителями мировоззрения  проявляется в двух его структурных  образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение  отражает специфически неповторимые черты  человеческой личности, особенности  ее существования. В массовом мировоззрении  отображается то, что свойственно  жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения  находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется  через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи  с массовым мировоззрением.

 

В зависимости от видов  отражения, каждый из которых проявляется  в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент - картина  мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о  мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина  мира является той основой, на которой  формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них  занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму  целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе.

 

Компонент мировоззрения, в  котором предмет выражается не через  систему понятий (картина мира) или  идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

 

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов  деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение  человека к миру и самому себе.

 

Наконец, в структуре мировоззрения  выделяют и побудительно-мотивационный  компонент, который является необходимым  связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

 

Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и  орудие, и результат миропреобразования.

 

мировоззрение философия  нравственный социальный

 

1.2 Мировоззрение и его  функции в построении картины  мира

 

 

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими  понятиями существует тесная взаимосвязь  и единство. Нередко они употребляются  в качестве синонимов. Вместе с тем  между этими понятиями имеются  и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе  и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.

Информация о работе Философия и мировоззрение