Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:43, контрольная работа
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение. Но способность к разумному мышлению у человека не является врождённой - ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры.
Введение
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира
1.3 Структура мировоззрение
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества
2. Основные исторические типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение
2.2 Религиозное мировоззрение
2.3 Философское мировоззрение
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Исполнитель: студент гр. УК11СР
Голубев. А.А.
Серов 2012
Содержание
Введение
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира
1.3 Структура мировоззрение
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества
2. Основные исторические типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение
2.2 Религиозное мировоззрение
2.3 Философское мировоззрение
3. Философия и мировоззрение.
Роль философии в формировании
мировоззрения современного
Заключение
Список литературы
Введение
Человек разумное социальное
существо. Его деятельность целесообразна.
И чтобы действовать
Ведя ограниченное пространством и временем существование, человек стремится к безграничному. Философия, которая является «человеческим» знанием, отвечает глубинным человеческим потребностям, также противоречива. Философия - это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума как части человеческой жизни обосновать своё собственное существование.
Философия говорит нечто о мире, но не является обычной наукой, решает «человеческие» вопросы, но отделяет себя от морали, не может обойтись без понятия Бога, но не является религией. Философ не равнодушен к социальным преобразованиям, но не является политиком и идеологом. Философия причастна любой форме культуры, но не сливается с ней.
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций философского знания. Философия берёт на себя смелость прикасаться к любой сфере деятельности, к любому предмету, любому движению человеческой души - для философии нет запретных тем. Условие одно - любая тема размышлений должна быть формой поиска той целостности, осколком которой мы себя ощущаем.
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
Человек рождается дважды.
В первый раз он приходит в мир
как живое существо, а затем, приспосабливаясь
к нему и одновременно "приспосабливая"
его к себе, он упорядочивает и
гармонизирует свою личность, создает
себе "карту-схему" действительности,
формирует принципы мироздания и
принципы жизни, осмысливает окружающее,
проясняет и конструирует смысл
жизни. Утверждая себя с помощью
познавательных способностей, человек
вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное
отношение к миру, которое в
виде системы взглядов, идеалов, принципов
познания и деятельности составляет
мировоззрение. Мировоззрение - это
не столько содержание, сколько способ
освоения окружающего мира на основе
обобщения естественнонаучного, технического,
социально-исторического и
Термин "мировоззрение"
появился лишь в конце XVIII века как
перевод немецкого слова
На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204).
В современной литературе
мировоззрение рассматривается
как "система взглядов на объективный
мир и место человека в нем,
на отношение человека к окружающей
действительности и самому себе, а
также обусловленные этими
В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология -- учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.
Практическое или
Доминирующим является ценностное
(аксиологическое) отношение - отношение
человека к миру и своей жизнедеятельности
через представление о смысле
жизни. Через него преломляется все
остальное мировоззренческое
Таким образом, в мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений "человек - мир", которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения -- духовных. Однако провести четкую грань в отношениях "человек - мир" и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.
По своей природе духовное и практическое - это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.
Итак, мировоззрение как
отражение человеческого бытия
в мире является формой общественного
самосознания человека и духовно-практическим
его освоением. Духовно-практическим,
поскольку аксиологический
Мировоззрение является способом
самовыражения человека в мире. Сущность
человеческого бытия - это деятельность.
В рассмотренных четырех
Зачастую в философской
литературе обыденное мировоззрение
называется мироощущением, которое
определяется как переживание человеком
реальности и своего бытия в ней,
а теоретическое - как миропонимание.
На этом уровне отражения создается
концептуально оформленная
Теоретически оформленное
мировоззрение содержит в качестве
необходимых компонентов
Различие между социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением.
В зависимости от видов
отражения, каждый из которых проявляется
в мировоззрении в особых формах,
выделяют основные компоненты мировоззрения.
Наиболее важным из них, составляющим
основу всякого мировоззрения, является
его познавательный компонент - картина
мира. Выступая в качестве универсального
носителя интегрированного знания о
мире, она отражает его в единстве
и целостности. Универсальная картина
мира является той основой, на которой
формируются другие компоненты мировоззрения.
Одно из важнейших мест среди них
занимает общественный идеал, представляющий
собой мировоззренческую форму
целеполагающего отражения
Компонент мировоззрения, в
котором предмет выражается не через
систему понятий (картина мира) или
идеальных представлений и
Следующим, нормативно-регулятивным
компонентом мировоззрения
Наконец, в структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент, который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.
Мировоззрение - это не просто
миропонимание, но вместе с тем и
орудие, и результат
мировоззрение философия нравственный социальный
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира
Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.