Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:43, контрольная работа
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение. Но способность к разумному мышлению у человека не является врождённой - ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры.
Введение
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира
1.3 Структура мировоззрение
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества
2. Основные исторические типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение
2.2 Религиозное мировоззрение
2.3 Философское мировоззрение
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
Заключение
Список литературы
Религия является мировоззрением специфическим, одновременно включая в себя определённое поведение и действия, основывающиеся на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным и недоступным пониманию человеческим разумом. Ф. Энгельс отмечал: «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
По существу, религиозное мышление стало первой формой осмысления человеком мира. Возможно, согласно последним научным данным, оно возникло около 40 - 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в её истории ещё нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, то есть природную религию. Тогда в понимании отражения окружающего мира, человек был крепко связан с природой, подобно пуповине. Идеи первобытных народов о душах, духах и богах, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер. И следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.
Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими же качествами. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить судьбу или повлиять на неё. Судьба предопределяла, в конечном счёте, их участь. Например, могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он обращается за советом к судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Жребий смерти Гектора, любимица Зевса, опускается вниз, его судьба предрешена. И Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла.
Боги и герои греческого
мифотворчества являлись персонажами,
активно общавшимися с
В первобытных обществах,
в ранних классовых государствах
религия по своему характеру являлась
родоплеменной, а в дальнейшем становилась
национально-государственной и
2.3 Философское мировоззрение
На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматриваются мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Соотношение философии и мировоззрения характеризуется так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии и религии, но и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Термин «философия» происходит от греческого «филео» (любовь) и «софиа» (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить, затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. В следствии этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.
Философское мировоззрение - это, прежде всего, теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего самого себя и то, с чем ему приходиться взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.
Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на своё мышление, на своё сознание со стороны - одна из черт философского мышления. Это размышления над собственными размышлениями.
Свободомыслие - объективный принцип философии. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе и такой вопрос - «как возможен мир?». Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
В массовом сознании философия нередко представляется чем-то весьма далёким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Но подобному мнению уже противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы немного, философ, даже если он и не подозревает об этом.
Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия вне истории. Как и всякое теоретическое знание, философское знание постоянно развивается и формируется, обогащается всё новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория. Научно-теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует иной компонент сознания - это духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий тип философского сознания в целом, то есть мировоззренческий тип. Было время, когда ещё не существовало никакой науки, а философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Отношение человека к миру - это вечный предмет философии, который исторически подвижен, конкретен. «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
В мировоззрении находит своё завершение целостность духовности человека. Философия, как едино цельное мировоззрение, есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило одними лишь чисто логическими суждениями. Человечество осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности её многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия является одной
из основных форм общественного сознания,
системой наиболее общих понятий
о мире и о месте человека в
нём. Возникновение философии как
мировоззрения относится к
Философия - особая форма мировоззрения. Философия, как особое мировоззрение и как сфера духовной деятельности, возникла и сформировалась на стыке названных выше трёх форм мировоззрения, в которых представлены те или иные сгустки духовного опыта человечества. Она выросла из них, как из своих источников, но не утеряла органической связи с ними. Философия родилась из потребности обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру.
Философия соотносится с мировоззрением такими параметрами.
Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Философия не стремится ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами она решает лишь самые общие (мировоззренческие) вопросы. К числу таких относятся прежде всего вопросы о том, что есть мир, что есть человек и так далее.
Во-вторых, с помощью философии
мировоззрение достигает
В-третьих, развитое, богатое по содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских, то есть наиболее общих вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
В-четвертых, философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии феномена человека. Идея человека пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.
В-пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных её аспектах. Мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников - из религии, из обыденного познания, из науки и других. Философия решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет.
Итоговое определение
соотношения философии и
В развитых мировоззренческих системах философия всегда является основным интегрирующим началом. Без неё нет и не может быть завершённого мировоззрения. Именно поэтому принято считать, что философия является теоретической основой, ядром мировоззрения. Во многом благодаря этому факту и вытекает особая роль философии в духовной жизни человека и общества.
Основная задача философии - отвечать на мировоззренческие вопросы. Задача философии состоит прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и человека в нём. Решая свой основной вопрос, философия вместе с тем вырабатывает важнейшие подходы и ориентации для осмысления иных мировоззренческих вопросов.
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания. «Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?», - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума.