Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение. Но способность к разумному мышлению у человека не является врождённой - ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры.

Содержание работы

Введение
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира
1.3 Структура мировоззрение
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества
2. Основные исторические типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение
2.2 Религиозное мировоззрение
2.3 Философское мировоззрение
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

 

С помощью мировоззрения  человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о  том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев  считается активным, рациональным и  линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и  нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.

 

Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина  мира является исходным пунктом и  результатом деятельности мировоззрения.

 

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу  после рождения в «свернутом»  виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого  опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями  и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в  определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена  объективными обстоятельствами.

 

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

 

Человек утверждает себя в  предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание  воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений  и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание  представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине  мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения  человека к миру.

 

Мировоззрение у огромного  количества совершенно разных людей  имеет множество общих черт в  различных отношениях. Так, мировоззрение  может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно  всегда стремится к целостности  и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются  эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение  формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение  действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку  системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это  произвольное смешение мироощущения с  миропониманием.

 

Будучи отражением мира и  ценностным отношением к нему, мировоззрение  играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии  построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в  себе мировоззренческое начало.

 

Понятие мировоззрения соотносится  с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая  ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится  ко всей объективной действительности и к человеку.

 

1.3 Структура мировоззрения

 

 

Будучи важной составной  частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную  структуру.

 

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах  его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более  глубоких структур или слоев мировоззрения.

 

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения - вопросы, которые  возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

 

- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);

 

- «О должном» (что обладает  высшей ценностью, т.е. является  благом, а что ценностью не  обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

 

-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

 

Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

 

Указанным группам мировоззренческих  проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая  подсистемы мировоззрения, в которых  и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

 

1.4 Роль мировоззрения  в жизни человека и общества

 

 

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость  и твердость характеру, оно сказывается  на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

 

Во-первых, именно мировоззрение  дает человеку ориентиры и цели для  всей его практической и теоретической  деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение  через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше  достичь намеченных ориентиров и  целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод  фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596--1650) говорил, что хромой с фонарем  быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении  ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно  важное для деятельности человека в  достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении  содержится понимание человеком  мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты  и безобразия.

 

Мировоззрение играет активную роль в жизни человека: выражает смысл жизни, степень осознания  им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

 

2. Основные исторические  типы мировоззрения

 

 

Различают следующие исторические типы (формы) мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически  первым был мифологический взгляд на мир.

 

2.1 Мифологическое мировоззрение

 

 

В основе мифологического  мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Мифологическим мировоззрением, независимо от того, к далекому прошлому или  сегодняшнему дню оно относится, мы называем такое мировоззрение, которое  основано не на теоретических доводах  и рассуждениях, а на художественно - эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рождённых  неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

 

Для мифологического мировоззрения  характерны следующие черты:

 

- эмоционально-образная форма  (проявляется при передаче образов  героев, богов, духов);

 

- очеловечивание природы  (перенос человеческих черт на  окружающий мир, олицетворение  и одушевление космоса, природных  сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.);

 

- отсутствие рефлексии  (рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным  сознанием);

 

- утилитарная направленность (проявляется в том, что решаемые  мировоззренческие проблемы тесно  связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь,  защиту от голода, болезней, нужды  и так далее).

 

Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения является наиболее ранней и архаичной.

 

Мифологическому мышлению свойственно  отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и  временных отношений, происхождения  и сущности, безразличия к противоречию и так далее. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным  генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.

 

Мифология - исторический тип  мировоззрения. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями, которые являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

 

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего  многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Она содержит элементы религии, поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном. В мифологии отражаются также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством и оказывают влияние на массовое сознание.

 

Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и  были повествованием о происхождении  и судьбах мира. Г. Гегель писал, что  создание мифов есть проявление бессилия разума перед миром. В те времена  человечество в форме мифов, сказаний, преданий пыталось дать ответ на такие  глобальные вопросы, как: происхождение  и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений  природы, возникновение животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвящённые  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегали человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремёсел, развитии земледелия, приручении диких животных.

 

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали  определённые нормы поведения. И  в этом смысле они были важными  стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии  этим не исчерпывается. Главное значение мифов состоит в том, что они  устанавливали гармонию между миром  и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким  образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в  мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека. Определение «мифологический» - это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и так далее.

 

На этапе более высокого развития человека, общества, знаний и  культуры в целом на смену мифу, как базовой форме мировоззрения, пришли иные формы мировоззрения.

 

2.2 Религиозное мировоззрение

 

 

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) - есть форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера и наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.

 

Основные характерные  черты религиозного мировоззрения:

 

- Религия опирается на  образно-эмоциональную, чувственно-наглядную  форму восприятия. Верующий человек  является субъектом религиозного  сознания. Такой человек переживает  в реальных эмоциях своё видение  Бога, видение различных картин, связанных с особенностями того  или иного религиозного направления.

 

- Религия - не рефлексивный  тип мировоззрения. В религии  отсутствует работа сознания  человека и его мысли над  собственным сознанием, отсутствует  размышление над своими взглядами,  психическим состоянием, отсутствует  их оценка. Другими словами можно  сказать так: отсутствует размышление  над собственными размышлениями.

 

- Важнейшими атрибутами  религии являются Вера и Культ.  Вера - это способ осознания мира  религиозным сознанием, это особые  состояния религиозного сознания  субъекта. Культ - это система  ритуалов и догматов, это внешняя  форма проявления Веры.

 

- Религия имеет этическую  направленность. В рамках религиозных  систем, религиозного сознания большое  значение приобретают этические  представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются  чувства любви, терпимости, сострадания,  совести, милосердия. Религия формирует  духовный мир человека.

Информация о работе Философия и мировоззрение