Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Введение стр.3
Философия и наука стр.3
Общая характеристика философии в эпоху возрождения стр.5
Детерминизм и индетерминизм стр.11
Специфика познания материальных явлений стр.13
Мышление и язык стр.15
Эстетические ценности и их роль в жизни человека стр.15
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития стр.17
Социализация- это… стр. 22
Боготворчество- это… стр. 22
Список литературы стр. 23
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность: «финансы и кредит»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: философия
На тему: « Философия и наука»
Вариант № 14
Выполнил (а): Солдатова Елена Сергеевна
Студент 1 курса
2семестр
Проверил:
2012
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание
– сила» сегодня актуален как
никогда. Тем более, если в обозримом
будущем человечество будет жить
в условиях так называемого
Сейчас «философия техники», «философия
науки» сформировались как относительно
самостоятельные области
Тенденции развития человечества последних
десятилетий в основном связаны
исключительно с развитием
Если попробовать
Однако техника призвана помогать
человеку. Только лишь по сей день происходят
аварии регионального масштаба, климатические,
экологические изменения
Поскольку не существует общепринятых
определений терминов «наука» и
«философия», то, по мнению автора, необходимо
подробно остановится на их рассмотрении,
так как для анализа взаимодействия «философии
и науки» необходимо четко представлять
какое место в жизни человека они занимают.
Также следует отметить, что отношение
человека и к науке и к философии исторически
менялось, следовательно, менялись роль,
функции и сущность философии и науки,
что также получило свое отражение в реферате.
Таким образом, целью данной работы является представление своего видения влияния техногенолиза на человека; исследование понятий Философия и. Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.
1.Наука и философия.
Философия – это, прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.
Философия и наука
Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:
1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.
Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.
На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться математика, механика.
2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).
Был представлен такими деятелями
как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт
и др. . Позитивистский этап проходил
под лозунгами: «Философия ничего конкретного
миру не дает, - это выдумки, поэтому
только конкретные науки дают нам
позитивные знания», «Наука сама по себе
философия», «Долой метафизику, да здравствует
физика», «Философия имеет дело с
псевдопроблемами, которые связаны
с языковыми играми».
Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро
стоит вопрос о том, что может дать наука
для философии и философия для науки. Субъективная
оценка автора предполагает то, что философия
для науки может дать много больше того,
что может получить взамен. Учитывая эту
высокую потенциальную возможность влияния
на науку со стороны философии, автор для
последней ставит острый вопрос о придаче
научно-техническому прогрессу гуманистического
смысла, о гуманизации науки, техники и
инженерии.
Наука и техника ценны не сами по себе,
а лишь в той мере, в какой они способствуют
улучшению образа жизни людей, духовно-нравственному
их развитию гуманизации социальных связей
и отношений. Наука, являясь определенным
социальным институтом, включена в конкретный
социокультурный контекст и имеет свою
нормативно-ценностную систему. В этой
связи ложно говорить о внутринаучных
ценностях, внешних по отношению к ней
ценностях, наконец, ценностях самой науки.
Несомненно, что ученые, как члены общества,
к тому же наиболее осведомленные о возможностях
науки, должны обеспечить использование
её достижений в гуманных целях, на благо
общества и человека. В настоящее время
значительно возрастает роль социально-этических
и гуманистических аспектов развития
и функционирования науки. Они не являются
чисто внешним моментом, а входят в само
"тело" науки как необходимая часть,
как "условие мыслимости" и эффективной
реализации истины. Ценностная ориентация
ученого сопровождает его творчество,
в значительной мере определяет стратегию,
ход и результат научного исследования.
Чисто прагматически - конъюнктурные,
сциентистские ориентации ученых ныне
дискредитировали себя, показали свою
полную несостоятельность, даже стали
просто социально опасными. Ученые несут
ответственность за возникновение многих
глобальных проблем, за ряд негативных
последствий научно-технического прогресса.
В этой связи хочется особо отметить то,
что под влиянием глобального техногенолиза
человечество все более расслаивается
в сфере интеллектуального развития; с
преобладанием, на взгляд автора, представителей
машинного (алгоритмичного) мышления и
представителей критинизма. Людей созидательного
мышления становится все меньше. Для решения
данной проблемы автор призывает мобилизовать
все возможности влияния ФИЛОСОФИИ; начать,
безусловно, необходимо с решения основополагающего
вопроса – повышения этики ученого.
Профессиональная этика ученых представляет
собой целостную систему определенных
норм, принципов, предписаний, запретов
и правил научной деятельности, общения
и поведения научных работников. Её содержание
определяется общественными требованиями,
спецификой деятельности и труда ученых,
профессиональным долгом, честью и престижем.
В научно-исследовательской работе от
ученого требуются преданность науке,
служение истине, трудолюбие, новаторство,
убежденность, добросовестность, честность,
доказательность идей, принципиальность
и бескомпромиссность, критическое отношение
к догмам, ко всякого рода авторитетам,
критически - рефлексивное мышление (преимущественно
касается первого вида отношений), уважение
труда своих предшественников, коллег,
оппонентов, порядочность, человечность,
интернационализм, нормальное отношение
к плюрализму мнений и истин, критичность
и самокритичность, культурность, корректность
в научном споре, полемике и дискуссии,
коммуникабельность, скромность, великодушие,
нравственный долг, гуманизм, высокий
уровень гражданственности и ответственности,
профессиональная честь, авторитетность.
В науке должны осуждаться и считаться
недопустимыми научная недобросовестность,
нечестность, необъективность, субъективизм,
беспринципность, догматизм, схоластика,
плагиат, монополия на производство и
распространение научного знания, конъюнктура,
административно-командные формы и методы
управления, зажим, критика и борьба мнений,
наклеивание своим коллегам различных
ярлыков, преследование инакомыслящих
ученых, отсутствие свободы в научном
творчестве, карьеризм. К сожалению, многие
из этих негативных явлений пока существуют
в научной деятельности. Здесь хотелось
бы специально подчеркнуть, что непременным
условием и движущей силой развития науки
являются свобода творчества, плюрализм,
критика и борьба мнений, диалог и взаимопонимание
между учеными. Они способствуют прогрессу
в области научной деятельности и труда,
обеспечивают существование в науке творческого,
поискового и новаторского духа производство
нового научного знания в значительной
мере предохраняют науку от заблуждений
и ошибок, субъективизма, догматизма, отживших
стереотипов и норм монополии "официозов"
и пр.
3.Общая характеристика философии в эпоху возрождения
Эпоха Ренессанса отмечена никогда
прежде не виданным многообразием христианских
воззрений, которое связано с
углубившейся персональностью веры.
Сотни людей, как в «верхах», так
и в «низах»
Все помыслы гуманистов на протяжении
эпохи Возрождения были исполнены
жаждой религиозного обновления. Однако,
несмотря на то, что гуманизм был
преимущественно итальянским
Характерной особенностью религиозной
мысли Ренессанса является пантеизм,
тесно связанный с
Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был Николай Кузанский(1401-1464). Он лишь отчасти принадлежит Возрождению: он соединял в своих произведениях культуры средневековья и энергично наступавший гуманизм. С одной стороны, он – кардинал католической церкви, с другой– активный участник кружка гуманистов. В своих трудах он использует особенный, несхоластический метод, близкий к математике. Тип познания, связанный с этим методом, Кузанский называет «ученым незнанием»,где прилагательное существенным образом корректирует существительное.
Концепция Бога у Кузанского – пантеистическая. Для него Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Это абсолютный максимум и одновременно – абсолютный минимум. В Боге совпадают все противоположности, присущие миру вещей: «Очищая максимум и минимум от количества, мысленно отбрасывая большое и малое, тебе станет очевидным, что максимум и минимум совпадают».
Соотношение Бога и мира у Кузанского ставится следующим образом: «Бог заключает в Себе все в том смысле, что все– в Нем; Он является развитием всего в том смысле, что сам Он – во всем … Если рассматривать вещи без Него, они – ничто, как число без единства. Если рассматривать Бога без вещей, то Он существует, а вещи не существуют…». Таким образом, Бог не отстранен от мира, а присутствует в нем, отождествляется с ним.
Человек у Кузанского выступает как микрокосм, Богочеловек. Своей умственной деятельностью и созиданием он уподобляется Богу. Все сущее Кузанский представляет как три мира, каждый последующий из которых включает в себя предыдущий:«малый мир»- человек; «большой мир» - универсум, Вселенная;«максимальный мир» - Бог, божественный абсолют.
Философия Н.Кузанского наглядно демонстрирует
переход от Средневековья к
Другим мыслителем, пытавшимся совместить христианство и гуманизм, был Эразм Роттердамский (Герхард Герхардс) (1467-1536). Свое учение Эразм чаще всего именовал «философией Христа». Это учение призывало к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью, погребенных под грудой обрядового формализма. Необходимая религиозная реформа для Эразма представлялась в том, что нужно стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указывают на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют.
Неприятие католичества в существовавшей форме Эразм отражает в своей книге «Похвала глупости», написанной в сатирической форме. Поскольку«большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад», оказывается, что «в человеческом обществе все полно глупости, се делается дураками и среди дураков».В этой книге обличаются лесть, себялюбие, тщеславие, самодовольство. Особенно злым нападкам подвергаются монашеские ордена и верховные первосвященники.
На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах глупости – одном, восхваляемом аллегорически, и другом, восхваляемом серьезно. Кульминацией эразмовой «глупости» становится истинная вера: «Засим, среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами… Что же это такое, если не помешательство?»
Подобные строки наводят на мысль, что Эразм должен был бы приветствовать Реформацию, но в действительности он занял противоположную позицию. Он полагал, что отсечение прогнившей церковной верхушки ни к чему не приведет: суеверная масса быстро отрастит себе новую, которая будет столь же корыстолюбивой, прочной и деспотичной. Делу может помочь лишь свободная проповедь, возникающая спонтанно (будь то в верхах или низах церковной иерархии). Ее придется вести, полагаясь лишь на «кроткое убеждение»,отказавшись от тех властных, принудительных мер, посредством которых до сих пор действовала существовавшая церковь. Таким образом, Эразм и Лютер, движимые часто одной целью, шли совершенно разными путями.
Впечатляющие результаты пантеизм и натурфилософия получили в творчестве Джордано Бруно (1548-1600). Подобно Николаю Кузанскому, он «растворяет» Бога в природе, во Вселенной: «природа есть Бог в вещах». Способность материи к образованию форм Бруно именует Душой мира. В ней возникают и гибнут формы, но вечно пребывает сама материя. Важнейшим атрибутом мировой души признается некий «всеобщий ум», универсальный интеллект.
Достоинство гносеологии Джордано
Бруно заключается в том, что
он не отрывает интуицию от других этапов
познания, рассматривая его как единый
процесс. Предпосылкой познания является
сомнение – нельзя доверяться ни мнению
большинства, ни авторитетам, ни догмам
веры. Единственным авторитетом должен
быть разум и свободное
Отрицая официальную догматическую религиозность, Бруно искал Бога в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, в бесчисленных живых существах, которые живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство».Догматической религиозности он противопоставил философскую религиозность.
Большое значение в развитии религиозных взглядов Ренессанса имели Реформация и Контрреформация. В случае Реформации восстание носило одновременно политический и теологический характер; отвергался авторитет папы, и дань, которую он получал, в его казну не поступала. В случае Контрреформации имело место восстание против интеллектуальной и нравственной свободы Италии эпохи Возрождения; власть папы увеличивалась. Реформация имела германские корни, Контрреформация– испанские; религиозные войны одновременно были и войнами между Испанией и ее врагами, совпадая по времени с тем периодом, когда испанское могущество было в расцвете.
Двумя великими личностями Реформации являются Лютер и Кальвин. Оба они в интеллектуальном отношении – представители средневековой философии и в сравнении с итальянцами, которые непосредственно им предшествовали, и в сравнении с Эразмом Роттердамским и Николаем Кузанским.