Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание работы

Введение стр.3
Философия и наука стр.3
Общая характеристика философии в эпоху возрождения стр.5
Детерминизм и индетерминизм стр.11
Специфика познания материальных явлений стр.13
Мышление и язык стр.15
Эстетические ценности и их роль в жизни человека стр.15
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития стр.17
Социализация- это… стр. 22
Боготворчество- это… стр. 22
Список литературы стр. 23

Файлы: 1 файл

философия и наука.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Красота же в основном проявляется  какими-то внешними факторами. Возьмем, например девушек, которые озабочены  лишь своим внешним видом, они  часами проводят время в салонах  красоты,  заняты различными процедурами, но за этой маской«куклы» - пусто. Нет  ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений  и не вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен и душой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятся внешние  данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты, по моему мнению, будет всегда.

 

8.Формационная и цивилизационная  концепции общественного развития 

Существует точка зрения, согласно которой невозможно решать проблему критериев прогресса вообще. Эту  проблему надо рассматривать применительно  лишь к определенным системам, хотя и глобального масштаба, например к обществу, обобщением процесса развития которого она первоначально и  явилась. Ее сложнее решать применительно  к животному миру и тем более  растительному. А говорить о прогрессе  применительно к физической реальности вообще не стоит.

Некоторые утверждают, что можно  говорить об универсальности прогресса: от элементарных частиц к атому, а  потом к молекуле и затем... к  коммунизму.

В этой связи актуален вопрос о  критериях прогресса. Согласия среди  ученых нет и здесь. Французские  просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного  устройства. Ряд мыслителей (например, А.Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил  универсальный критерий прогресса - развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем  подчинении сил природы человеку, К.Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали  уровню производительных сил, открывали  простор для развития человека (как  главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в  современном обществознании. Состояние  экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством  любого общественного прогресса  является создание условий для всестороннего  и гармоничного развития человека.

С общей точки зрения мерой прогресса  может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности  организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и  соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.

Такая формулировка особенно созвучна нашему времени, когда появились  общие теории такие как, теории систем, кибернетики или более ранней "тектологии".  "Организованность повышается количественно тогда, когда  в рамках данной формы, при данной ее структуре объединяются, накопляется  более значительная сумма элементов- активностей, например, когда масса  туманности или планеты возрастает за счет материала окружающих ее пространств. Структурно организованность повышается тогда, когда в рамках системы  ее активность соединяется с меньшими дезингрессиями, например, когда в  механизме уменьшаются вредные  трения частей, когда увеличивается  коэффициент использования энергии, т.е.становятся меньше ее бесплодные затраты".

При рассмотрении критерия экономического прогресса нужно исходить не столько  из уровня и темпов развития производства как такового, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного  благосостояния.

Без сомнения, высшее мерило прогрессивности  всех общественных явлений - человеческая личность. Исторический прогресс находит  свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали - морали высокого уважения к  себе и другим. Существенным мерилом  исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении.

Есть области, в которых прогресс тоже несомненен - это области познания и экономики. В познании человечество идет к одной определенной и ясной  цели - к истине, знание дает нам все  больше возможности его практического  применения во всех сферах нашего бытия. Распространяясь в массах, оно  просвещает, возвышает, объединяет человечество, внося свой вклад в единую культуру.

Было бы очень наивным полагать, что исторический прогресс являет собой  какое-то торжественное шествие  человечества только прямо вперед и  только непременно вверх, при этом во всех отношениях.

Проблема смысла и направленности исторического прогресса заключается  в создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в  дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей. Степень прогрессивности  того или иного общественного  строя нужно оценивать по созданным  в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Универсальным  критерием прогресса является гуманизм.

Следовательно, критерием прогресса  должна являться мера свободы, которую  общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия  ее потенциальных возможностей. Степень  прогрессивности того или иного  общественного строя нужно оценивать  по созданным в нем условиям для  удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека.

 

9.Человек в информационно-техническом  обществе.

 

Характерная особенность развития науки - наука стала непосредственной производительной силой общества, исполняет  роль основы, института и метода, а также прогнозирования общественного  развития. Человечество достигло уровня техногенной цивилизации. Характеризуется  общественным, экономическим, производственным процессами. Сейчас возникла ситуация, когда неограниченные возможности  науки породили ее культ, пришли в  противоречие с теми проблемами, которые  породила сама наука. Наука в определенной мере ответственна за то, что человечество стоит на грани экономической  катастрофы, создаются достижения, которые используются против человека или неосознанно могут быть обращены против человека. При бесспорном вкладе науки, а процесс гуманизации  общества, прогресс науки сопровождается определенными утратами определенных ценностей. Характер науки является таковым, что он порождает нежелательные  последствия. Обвинения науки в  проявлении негуманизированных тенденций  имеют древнюю традицию.

В чем проявляются негуманизированные тенденции?

Основная причина: аналитическая  декомпозиционная направленность научной  методологии.

Тенденции: аналитический характер научной деятельности. Наука по своей  направленности, по способам овладевания  миром носит аналитический характер. Конечной задачей является синтез. Ученые чаще всего «разбирают» объект, а «сборка» - переносится на более  позднее время. Зачастую «разбирают»  одни, а «собирают» - другие, не только временная, но и типологическая разорванность.

Аналитическое обращение с природой снимает с нее ореол таинственности, загадочности, природа утратила печать недоступности и определенной интриги.

Полемика поэта Гете с гигантом науки И.Ньютоном – как они  понимают, что такое свет. Гете, создавшим  свою теорию света, был неприемлем подход ученого, который разложил свет на цвета, свет утратил целостность.

Научный эксперимент это естественное следствие аналитической науки. Галилей–эксперимент–это удавка, которую набрасывают на природу. Особенность страха – опыты над  животными, когда необходимого результата добиваются ценой жизни или уродования тела животного. Устремления ученого  непосредственно сопровождаются утратой  духовных ценностей.

В середине прошлого века поэт Гейне  обескуражил результатами НТП. «В область  чистой мысли вторгся грубый факт, разрушающий поэзию и искусство». Шиллер обратил внимание, что аналитическая  устремленность ученого-прагматика имеет  отрицательное воздействие на самого человека. Шпенглер предсказал гибель и распад науки и цивилизации  в своей книге «Закат Европы». Погружаясь в аналитику, исследователь  подчиняет ей все действия, строй  мыслей. Заложенная в природе науки  линия на добросовестное проведение аналитического исследований таит в  себе ловушки, которые могут привести исследователя к ограниченному  взгляду на природу, на весь мир в  целом.

Усиление абстрактности научной  деятельности.

Ведущая тенденция науки–приращение абстрактности. Это не может не сопровождаться потерей связи с природой, учета  ее качественного многообразия. Квантовая  механика очень абстрактная дисциплина. «Новая квантовая теория имеет дело уже не с природой, а с нашими знаниями о природе». Подобный поворот  в научной деятельности отлучает человека от природы. Связь между  ними становится возможной лишь благодаря  приборам, которые фиксируют лишь следы природных объектов.

Формализация и математизация  науки.

Формализация дает определенный выигрыш  в развитии науки, но есть и отрицательные  моменты. Математизация науки –  математическому описанию поддаются  те области, которые подверглись  обработке формально логическим инструментом. Природа объединяется и лишается качественных и существенных характеристик. Математика не оставляет  предметам никаких свойств, лишает предметы индивидуальности. Выхолащивание  природных определений достигает  в математике высших значений. Математизация  и формализация унифицирует личность, подводит ее под какой-то стандарт. Паскаль – боится, что когда-нибудь его самого примут за теорему, т.е. попытаются его разгадать, распознать.

Компьютеризация.

Стало возможно развитие компьютерных технологий благодаря формализации и математизации. Компьютер меняем методы творческой деятельности. Проблема создания виртуальных миров, психологии хакеров. Компьютер превращается в  собеседника, в оппонента. Все эти  тенденции приводят к отрицательным  последствиям.

9.Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние– проблема сложная и противоречивая.

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального  опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация–  это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как  общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Воспитание(в его традиционном понимании) –это процесс систематического и целенаправленного воздействия  на личность(группу) в целях формирования у неё общественно необходимых  социальных ориентаций, сознания и  поведения. Система воспитания как  бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

10.Теургия (theos- бог, ergon- работа; букв. боготворчество)- в философии античного неоплатонизма совокупность действий и ритуалов, посредством которых душа получает очищение и возможность лицезреть богов. В определенной степени теургию можно назвать белой магией. Ее отличие от последней заключается в том, что человек не влияет на волю богов, но, напротив подчиняет себя их воле, а потому преображается в их образ и соединяется с ними.

 

 

11.Список литературы

  1. Антология мировой философии. Т.2. - М.: 1990.
  2. Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.
  3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.
  4. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991.
  5. История философии: Запад –  Россия –  Восток (книга вторая: Философия XV-XIX веков). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шикалина, 1996.
  6. Кальной И. И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/ Под ред. И.И.Кального. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2002.
  8. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т. 2. – М.:, 1980.
  9. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.
  10. Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный двор, 2003.
  11. Б.Рассел. История западной философии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
  12. Дж.Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК «Петрополис», 1994.
  13. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002.
  14. Философия/ Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  15. Философия/ Под ред.О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002.
  16. Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пособие для вузов. Ч.1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Философия и наука