Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание работы

Введение стр.3
Философия и наука стр.3
Общая характеристика философии в эпоху возрождения стр.5
Детерминизм и индетерминизм стр.11
Специфика познания материальных явлений стр.13
Мышление и язык стр.15
Эстетические ценности и их роль в жизни человека стр.15
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития стр.17
Социализация- это… стр. 22
Боготворчество- это… стр. 22
Список литературы стр. 23

Файлы: 1 файл

философия и наука.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

 

5.Специфика познания  материальных явлений 

 

Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые  вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. Обобщая достижения науки  и практической деятельности людей, философия выработала свою систему  категорий.

Философские категории – это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество,  скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах. Рассмотрим категории «содержание и форма».

Содержание есть тождественность  всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием  организма атомы, из которых состоят  молекулы, образующие клетки. Вы никогда  не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным  микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части  целого, то есть такие элементы, которые  являются пределом делимости объекта  в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины  отнести холст, например, хотя без  него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс  его жизнедеятельности, протекающий  в определенной форме. Содержанием  общества является все богатство  материальной и духовной жизни действующих  в нем людей, составляющих это  общество, все продукты и орудия их деятельности.

Определив содержание как тождественность  компонентов целого с самим целым, перейдем к форме. Что такое форма?

Когда мы воспринимаем и мыслим какой- либо объект, мы выделяем его из окружающего  фона, фиксируя тем самым его внешний  облик, внешнюю форму. Будучи употребленной, в смысле внешнего облика, форма  объекта выражается в категории  границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом  от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта. Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форм, связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного  содержания.

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность  при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может  быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы  от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое  содержание не имеет адекватной новой  формы, а пребывает в старой, ориентированной  на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности  этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы  и возникновением новой. И иначе  быть не может в силу необратимого характера развития.

 

6. Мышление и язык.

 

Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя удобнее говорить об их синонимичности: ибо ничто не есть язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика. Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (речевая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление — к внутреннему говорению.

А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь». «Без речи, —  писал И. М. Сеченов,— элементы чувствительного  мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться  в сознании: она и придает им объективность, род реальности(конечно  фиктивной),и составляет, поэтому  основное условие мышления нечувственными образами».

Отвергая такое мнение, критики  утверждают, что,  во-первых, возможно говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают слова, а иногда так  и не находят. В практике говорения  имеются также примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).

Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не является результатом другого.

Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без мышления. Речевая деятельность, по мнению Г. П.Мельникова, меняет состояние  сознания, но это изменение может  протекать и без участия языковых знаков, например, под воздействием сигналов, получаемых от органов зрения, осязания и т. п. «Следовательно, речевая  деятельность всегда сопровождается мыслительными  процессами, но мышление может протекать  независимо от языковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содержание может быть выражено различными языковыми средствами».

  Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т. п.), никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако мышление как процесс протекает в формах собственного языка. Психологи называют этот процесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, которая преобразуется во внешнюю — речь.

В этой группе можно выделить две  разновидности:

-язык и мышление не имеют  ничего общего. Подлинное понимание  мира может быть осуществлено  только в мышлении свободном  от языка, хотя не исключено,  что язык в состоянии сделать  мышление более экономичным, послужить  ему опорой, однако в этой роли  способна выступать и другая  знаковая система;

-язык не имеет никакого положительного  влияния на мышление. Так называемые  вспомогательные средства для  обозначения и фиксации мышления  служат помехой. Точно также  и передача познанного осуществляется  в языке весьма несовершенным  образом.

Гипотеза IV. Язык — это не мышление, и мышление — это не язык. Согласно данному положению, язык и мышление— разные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает. Так, Э. Леннеберг убежден, что интеллект и речь, интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и друг от друга не зависят.

Но все же зависимость данных феноменов при относительной  автономности подтверждается большинством исследователей. Так, в общих чертах представляется совокупность существующих мнений относительно связей мышления и языка.

Все четыре гипотезы небезосновательны  и имеют право на существование. Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между  процессами мышления и функционированием  языка.

Отношение мысли к языку проявляется  в том, что человек изобретает и создает те или иные формы  речи, формы и способы языкового  выражения. Мысль, обращенную на речь и  язык, т. е. мысль о языке, называют языковым мышлением.

Мысль воплощается в слове не стихийно, а осознанно. В слове  наша мысль делает значащими все  более тонкие структуры. Осмысление, осознание, ощущение своей речи человеком  как процесса языкового мышления развивается, затрагивая все новые  детали строя языка.

Осмысление речи принято делить на распознавание речи и понимание  речи. Распознаванием называют узнавание  материальной формы речи (знака). Пониманием называют тот или иной тип осознания  смысла сказанного и того, каким  образом он выражен.

Тесная связь между языком и  мышлением может быть обоснована и тем, что структурное и понятийное значения тесно связаны между  собой. Дж. Ферс полагал, что значение может быть раскрыто при помощи контекста  ситуации, которая включает в себя не только саму обстановку речи и собеседников, но и окружающие предметы, социальный и культурный опыт говорящих.

Между понятиями и образами в  речи и лексическими понятиями устанавливаются  сложные и многоаспектные связи. В этих связях, несомненно, участвуют, как и другие семиотические системы, так и предметный мир, отражаемый сознанием. Связи составляют суть отношений  между процессом мышления в языковой форме и языковым мышлением, когда  возникает осмысление языкового  выражения.

 

7.Эстетические ценности  и их роль в жизни человека

 

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек  способен на любовь, а любят по большей  части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. Однако наивно-интуитивное понимание  мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как  обычно в проблемных ситуациях, ощущается  потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали  самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и  самостоятельное значение, наступило  время эстетики, в рамках которой  получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту  как совершенство чувственного, а  искусство — как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более  конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно  и максимально далеко отстоит  от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического  восприятия, Кант характеризовал его  как "целесообразность без цели". Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной  ценностью. В жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где и как существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков: эстетическое, а сюда входит и красота, — это свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания  знакового, символического характера  эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает  субъект с объектом, духовное с  телесным. Ошибаются как "природники", считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит  в удивительной согласованности"лица" предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно  проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично  связывали его с внешним окружением.

Ценностный характер эстетического  особенно ярко проявляется в соотношении  в нем прекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек  стремится не к безобразному и  низменному, а к прекрасному и  возвышенному. Лишите мир эстетически  положительного, и вы потеряете значительно  больше, чем половину чувственного восприятия.

В стремлении преумножить и развить  мир, прежде всего прекрасного, красивого  человек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощение красоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение,  ритм, тело человека, слово,  мысль, чувство.  Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр,  музыка, хореография, кино,  цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты  является нечто, например в случае музыки—  звуки, которые извлекаются музыкантами  посредством музыкальных инструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красивыми  являются и чувства, если они ведут  к положительно ценностным переживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео  и Джульетты до мужества воина, защищающего  родину.

Для конструктора, инженера,  техника  весьма существенно видеть сходство и различие между, с одной стороны, произведением искусства и, с  другой стороны, техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое"технэ" означает искусство, мастерство. Как художник, так и  техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта  состоит в его полезности для  человека. Нельзя исключить того, что  в некоторых случаях техническое  изделие является и произведением  искусства, но это имеет место  далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как  выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним  своеобразное, но желательное для  человека единство. Осознание этого  факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования  предметов, в том числе техники. Слово "дизайн" английского происхождения  и весьма удачно отражает суть технической  эстетики. Оно состоит из корневой основы"зайн" (знак, символ) и префикса "ди" (отделение).Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир в  технические знаки, актуальные для  пользователей техникой. Для дизайнера  техника — это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого"Понятие красоты  не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так  как добро большей частью совпадает  с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших  пристрастий".И я, пожалуй, соглашусь  с этим мнением, так как добро  представляет собой духовное состояние  человека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторы  влияющие на него, а руководствуется  веянием души и сердца. Это может  проявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках  и мыслях.

Информация о работе Философия и наука