Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Содержание работы

Введение стр.3
Философия и наука стр.3
Общая характеристика философии в эпоху возрождения стр.5
Детерминизм и индетерминизм стр.11
Специфика познания материальных явлений стр.13
Мышление и язык стр.15
Эстетические ценности и их роль в жизни человека стр.15
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития стр.17
Социализация- это… стр. 22
Боготворчество- это… стр. 22
Список литературы стр. 23

Файлы: 1 файл

философия и наука.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Реформаторское движение в лице Мартина Лютера(1483-1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор не был философом и великим мыслителем. Несмотря на это, его теология содержала некоторые философские идеи.

Лютер выступил против церкви как  единственного посредника между  Богом и человеком. Это выступление, первоначально направленное против продажи индульгенций, вылилось во всеобщее выступление против церкви и католического духовенства  вообще. Позиция, избранная Лютером  – это тотальное отрицание, недоверие  к возможностям человека спастись в  одиночку, без божественного участия. Философия для Лютера – пустая софистика; она ничего не значит без  веры. Он отвергает ценность добрых деяний, совершенных без должной  веры: вера «оправдывает без всяких деяний». Лютер также допускает, что вера может иметь своим  следствием благие деяния, отрицая  ту ценность, которую им приписывают. Эта мысль обесценивает индульгенции и приношения церкви в обмен на отпущение грехов.

Отвергая авторитет духовенства, Лютер признает лишь Писание. Он издает свою Библию, основываясь на священных  текстах. Человеку для познания Слова  Божьего не нужны посредники, любой  человек может проповедовать  Слово Божье. В вопросе познаваемости  Бога Лютер приходит к парадоксальной мысли: Бог непознаваем и все-таки доступен пониманию; он скрыт от тех, кто дознается и исследует, но открыт тем, кто верит и внемлет.

Человек у Лютера природно ничтожен; он не только существо, греховное по природе, но и существо, сознающее  греховность своей природы. Он заявляет: «Мы грешны. Поэтому мы должны избегать добра и принять зло. Если мы будем  губить и преследовать себя от всего  сердца, если мы отдадим себя в ад для Бога и Его справедливости, то мы поистине дали удовлетворение Его  правосудию, и Он освободит нас». Нужно было безоговорочно верить в человека, чтобы предъявлять  ему столь беспощадные вердикты и верить в их искупление; таким  образом, в грешном человеке предполагаются решимость, стойкость и воля.

Жан Кальвин(1509-1564) стоит на тех же позициях, что и Лютер. Он так же был убежден в том, что спасение единственно возможно через Слово Божье; любое представление о Боге, которое идет не от Библии, есть пустой продукт фантазии. Так же у Кальвина спасение достигается лишь посредством веры. Основными положениями кальвинизма являются предопределение и провидение. По Кальвину, Бог не только «имеет власть над естественными событиями, на также управляет сердцами людей, руководит их действиями таким образом, что они не могут действовать иначе, как по Его постановлению». Бог не создает всех в равных условиях, но предписывает одним вечную жизнь, другим – вечное проклятие. Искать причину такого решения абсурдно: она заключено в воле Бога.

Несомненно, ранняя Реформация наследовала  основному движению Возрождения– его  персоналистскому духу. Но не менее  существенна и другая сторона  проблемы. Реформация – не только продолжение  Ренессанса, но и протест против него, порой отливающийся в фанатические формы антигуманизма и даже мизантропии.

Протестантская Реформация вызвала  отклики в католицизме. Начиная  с 40х годов XVI века, католики ведут  борьбу за возвращение потерянных позиций  – в Западной Европе начинается период Контрреформации. Передовым  боевым отрядом католиков стал орден  «Общество Иисусово» (иезуиты), основанные испанцем Игнатием Лойолой в 1534году и составивший ядро инквизиции. Важное значение для реставрации схоластики в эпоху Ренессанса имело учение иезуита Франциско Суареса (1548-1617), представляющее переработанные труды Аристотеля и Фомы Аквинского.

Процесс преодоления средневековой  схоластики в эпоху Возрождения  осуществлялся двояко: с одной  стороны – через пантеизм и  гуманизм, с другой – путем Реформации. Оба течения отличаются друг от друга  способом критики клерикализма, однако оба они выражают неизбежность гибели средневековой философии и идеологии, ее кризиса выступают образуют предпосылки  создания основ философии Нового времени.

Философия Возрождения– особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, троящейся на принципиально иных традициях, не зависимых от философской  схоластики. Идейными источниками философии  Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, отчасти  арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей, характерных  для Ренессанса, содействовали научные  открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции в XVI веке, происходившей  в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия. Главным  итогом научного прогресса считается  переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация  науки, открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии Возрождения  опиралось и на идеологию гуманизма  – мировоззрения, выдвинувшего идеал  активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь  и обратить себе во благо все богатство  окружающего мира. Именно в эпоху  Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы  взглядов, самостоятельного течения  общественной мысли, вызвавшего переворот  в нравственно-мировоззренческом  направлении идей.

Возрожденческий гуманизм открыл целую  эпоху напряженной борьбы философии  со схоластикой за право не быть служанкой богословия, за новый стиль  и облик самого философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. Гуманисты  обратились к первоисточникам как  древнехристианской, так и языческой  традиции. Христианство у них предстает  в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры.

Эпоха Возрождения была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии  против экономических и политических рамок феодализма, что вызвало  интерес к осмыслению социально-политической практики. В «гражданском гуманизме»доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности; подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность  наиболее полно раскрыть свои способности. В этот период появились такие  крайние политические теории, как  концепция абсолютной власти Н.Макиавелли и Ж. Бодена и первые социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Философия Возрождения стала чрезвычайно  важным этапом в становлении философии  Нового времени, заложив основы для  последующей еще более радикальной  критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная ей схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более  строгой механистической концепцией мира Нового времени. Философию Ренессанса отмечал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей были развиты всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.

4.Детерминизм и индетерминизм.

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно  причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения  симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается  вероятностные соотношения, формулированные  на языке статистических распределений  и статистических законов. Однако все  формы реальных взаимосвязей явлений  в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы.

Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался  одной непосредственно действующей  причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы  детерминизма, статистические связи  принципиально противопоставлялись  материальной детерминации явлений. Связанный  с метафизическим материализмом  прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни  и явлений сознания. Эффектное  проведение идей детерминизма здесь  стало возможным только благодаря  диалектическому и историческому  материализму.

Ядром марксисткой концепции социального  детерминизма является признание закономерного  характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории  предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию  исторического развития, вместе с  тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно  складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность  человека к выбору мотивов и целей  деятельности.

Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целенаправленного начала». Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в1-й четверти 20века послужил факт возрастания в физике роли статистических закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность. Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания детерминизма.

Эволюционная теория Дарвина, давшая материалистические объяснение относится  к целесообразности в живой природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах, нанесли  сокрушительный удар по идеалистической  телеологии, фатализму, учениям о  предопределении и подтвердили  правильность всех принципиальных посылок  современной диалектико-материалистическом детерминизме.

Принцип детерминизма служит руководящим  началом во всех областях научного знания, эффективным орудием постижения истины.

Индетерминизм - это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизе. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.

В современной буржуазной философии  получили распространение различные  формы индетерминизма. Так баденская  школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его  применимость к «наукам о духе». Неопозитивизм, прагматизм и персонализм  пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи  с развитием современной квантовой  физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались  попытки истолкования основных законов  квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а  именно механический детерминизм, отождествлялась  с детерминизмом вообще. Трудности  в осмыслении проблем причинности  в современной физике имели своим  следствием усиление тенденций к  индетерминизму в современной буржуазной философии. Так, Б.Рассел, Х.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм  вообще не имел, научной ценности; аксиома  причинности, по их мнению, не входит в  состав даже классической физики, ибо  утверждение о причинности не может быть сведено к отношению  между наблюдаемыми фактами, поскольку  результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли»электрона, о том, что единичные  микроявления управляются телеологическими силами и пр.

Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и  на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое  обобщенное представление о детерминизме.

Информация о работе Философия и наука