Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:29, контрольная работа
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно- технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Введение стр.3
Философия и наука стр.3
Общая характеристика философии в эпоху возрождения стр.5
Детерминизм и индетерминизм стр.11
Специфика познания материальных явлений стр.13
Мышление и язык стр.15
Эстетические ценности и их роль в жизни человека стр.15
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития стр.17
Социализация- это… стр. 22
Боготворчество- это… стр. 22
Список литературы стр. 23
Реформаторское движение в лице Мартина Лютера(1483-1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор не был философом и великим мыслителем. Несмотря на это, его теология содержала некоторые философские идеи.
Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Это выступление, первоначально направленное против продажи индульгенций, вылилось во всеобщее выступление против церкви и католического духовенства вообще. Позиция, избранная Лютером – это тотальное отрицание, недоверие к возможностям человека спастись в одиночку, без божественного участия. Философия для Лютера – пустая софистика; она ничего не значит без веры. Он отвергает ценность добрых деяний, совершенных без должной веры: вера «оправдывает без всяких деяний». Лютер также допускает, что вера может иметь своим следствием благие деяния, отрицая ту ценность, которую им приписывают. Эта мысль обесценивает индульгенции и приношения церкви в обмен на отпущение грехов.
Отвергая авторитет
Человек у Лютера природно ничтожен; он не только существо, греховное по природе, но и существо, сознающее греховность своей природы. Он заявляет: «Мы грешны. Поэтому мы должны избегать добра и принять зло. Если мы будем губить и преследовать себя от всего сердца, если мы отдадим себя в ад для Бога и Его справедливости, то мы поистине дали удовлетворение Его правосудию, и Он освободит нас». Нужно было безоговорочно верить в человека, чтобы предъявлять ему столь беспощадные вердикты и верить в их искупление; таким образом, в грешном человеке предполагаются решимость, стойкость и воля.
Жан Кальвин(1509-1564) стоит на тех же позициях, что и Лютер. Он так же был убежден в том, что спасение единственно возможно через Слово Божье; любое представление о Боге, которое идет не от Библии, есть пустой продукт фантазии. Так же у Кальвина спасение достигается лишь посредством веры. Основными положениями кальвинизма являются предопределение и провидение. По Кальвину, Бог не только «имеет власть над естественными событиями, на также управляет сердцами людей, руководит их действиями таким образом, что они не могут действовать иначе, как по Его постановлению». Бог не создает всех в равных условиях, но предписывает одним вечную жизнь, другим – вечное проклятие. Искать причину такого решения абсурдно: она заключено в воле Бога.
Несомненно, ранняя Реформация наследовала основному движению Возрождения– его персоналистскому духу. Но не менее существенна и другая сторона проблемы. Реформация – не только продолжение Ренессанса, но и протест против него, порой отливающийся в фанатические формы антигуманизма и даже мизантропии.
Протестантская Реформация вызвала отклики в католицизме. Начиная с 40х годов XVI века, католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций – в Западной Европе начинается период Контрреформации. Передовым боевым отрядом католиков стал орден «Общество Иисусово» (иезуиты), основанные испанцем Игнатием Лойолой в 1534году и составивший ядро инквизиции. Важное значение для реставрации схоластики в эпоху Ренессанса имело учение иезуита Франциско Суареса (1548-1617), представляющее переработанные труды Аристотеля и Фомы Аквинского.
Процесс преодоления средневековой
схоластики в эпоху Возрождения
осуществлялся двояко: с одной
стороны – через пантеизм и
гуманизм, с другой – путем Реформации.
Оба течения отличаются друг от друга
способом критики клерикализма, однако
оба они выражают неизбежность гибели
средневековой философии и
Философия Возрождения– особый этап
в истории западноевропейской философии,
характеризующийся утверждением новой,
специфической формы
Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой богословия, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. Гуманисты обратились к первоисточникам как древнехристианской, так и языческой традиции. Христианство у них предстает в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры.
Эпоха Возрождения была временем первых
выступлений зарождавшейся
Философия Возрождения стала чрезвычайно
важным этапом в становлении философии
Нового времени, заложив основы для
последующей еще более
4.Детерминизм и индетерминизм.
Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.
Современный детерминизм предполагает
наличие разнообразных
Принципиальным недостатком
Ядром марксисткой концепции
Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целенаправленного начала». Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в1-й четверти 20века послужил факт возрастания в физике роли статистических закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность. Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания детерминизма.
Эволюционная теория Дарвина, давшая
материалистические объяснение относится
к целесообразности в живой природе,
развитие кибернетики, создавшей учение
о саморегулирующихся системах, нанесли
сокрушительный удар по идеалистической
телеологии, фатализму, учениям о
предопределении и подтвердили
правильность всех принципиальных посылок
современной диалектико-
Принцип детерминизма служит руководящим началом во всех областях научного знания, эффективным орудием постижения истины.
Индетерминизм - это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизе. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.
В современной буржуазной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так баденская школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе». Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.
Проблема индетерминизма и детерминизма
стала особенно актуальной в связи
с развитием современной
Диалектический материализм, отвергая
индетерминизм, в то же время показывает,
недостаточность прежних