Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда,
специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и
действия, которые основываются на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию
человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в
котором земные силы принимают форму неземных».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

порой и благотворное взаимовлияние религии  и философии не прекращалось. 
 

                 3. Религия и философия в эпоху  Возрождения 
 

     Новый характер взаимоотношения  религии и  философии  получают  в  эпоху

Возрождения. Не углубляясь в анализ всех сторон этих  отношений,  укажем  на

самое существенное. Прежде всего  шаг за  шагом философия усиливает свое

влияние,  и  ее  голос  становится  все  слышнее  в  обществе.  Традиционное

религиозное видение мира не только понемногу  сдает свои позиции, но в  рядах

теологов  начинают проявляться определенные расхождения как  в  интерпретации

Священного  писания,  то  есть  Библии,  так  и  в  отправлении  религиозных

культов. Вместе  с  тем,  несмотря  на  эти  изменения,  религия  продолжает

оставаться  самым влиятельным институтом в  духовной жизни общества.

     Наиболее показательно  новый   уровень  взаимоотношения   религиозного  и

философского  мировоззрений  проявился   в   творчестве,   пожалуй,   самого

глубокого  мыслителя  эпохи  Возрождения  Николая  Кузанского   (1401—1464).

Нелишне будет отметить, что Кузанский  был не только верующим, как,  впрочем,

и все  другие мыслители — религиозные  и светские этого  периода,  но  занимал

высокие иерархические должности, став в конце концов вторым лицом в римской

церковной иерархии. Важнейшее отличие Кузанского от его  предшественников  и

современников, братьев по вере,  состояло  в  том,  что  учение  о  Боге  он

трактует  пантеистически, то есть как бы отождествляет Бога с природой.  Бог

у него — это полностью бесконечное  существо, абсолют,  абсолютный  максимум.

В своих  произведениях, и в частности, в  «Ученом незнании» Кузанский  нередко

становится  на  позицию  отождествления  Бога  с  его  творением.   Пантеизм

Кузанского  четко  проявляется  в  его  космологии,  согласно  которой   Бог

выступает как актуальная, то есть существующая  бесконечность,  в  то  время

как универсум, мир-бытие всегда чем-то ограничены и в чем-то  конкретны.  И

хотя  универсум  нельзя  считать  актуально   бесконечным,   так   как   это

свойственно только Богу, однако его нельзя считать  и конечным, поскольку за

любой далью у него всегда  открывается  новая  даль.  Как  теолог  Кузанский

отдавал предпочтение вере, вместе с тем,  и  в  этом  его  огромная  заслуга

перед  наукой,  он  значительно  расширил  границы  человеческого  ума   для

познания. Так, он считал, что если актуальная бесконечность, то есть  Бог  в

целом,  непознаваемы  с помощью ума,  то  потенциальную бесконечность   —

универсум  —  можно  представить  такой  областью,  которая  выступает   как

расширяющееся и углубляющееся познание природы.  В  учении  Кузанского  вера

продолжает  доминировать, но также чуть-чуть приоткрывается пространство  для

философского  осмысления мира.

     Еще более решительный шаг  в деле очеловечивания представлений   о  мире,

и  в  частности,  об  общественной  жизни,  государстве  и  человеке  делает

итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Следует отметить  две

важнейшие идеи итальянского мыслителя, которые  серьезно  ослабляли  позиции

богословия  и повышали социальное значение науки. Речь идет о  решающей  роли

не  веры,  а  интереса,  выступавшего  могущественным   стимулом   во   всех

проявлениях  человеческой  деятельности.  Суть  второй  идеи  заключалась в

утверждении, что создание государства, в действительности,  есть  результат

человеческой  деятельности, и  Бог  к  этому  не  имеет  никакого  отношения.

Церковь быстро поняла ту угрозу, которую представляли  сочинения  Макиавелли

для ее могущества и поспешила предать  их анафеме.

     Заметный вклад в ослабление  позиции богословской  доктрины  и  усиление

позиции   философии   принадлежит   религиозным   движениям   XV—XVII   вв.,

прокатившимся по Европе. Мы упоминаем об этих течениях в силу того, что они

ослабляли религиозную  доктрину  изнутри,  тем  самым  понемногу  освобождая

пространство  для  философской  трактовки  мира.  Имеет  смысл  очень  кратко

коснуться их характера и направленности.

      Первое,  по  размаху  и   влиянию,  реформационное  движение,  серьезно

ослабившее  позиции римско-католической  церкви   в   Германии,   возглавил

немецкий  священник Мартин Лютер (1483—1546). Суть доктринальных  расхождений

Лютера  с высшими иерархами церкви  заключалась  в  глубоком  убеждении,  что

верующий  достигает «спасения души» не в силу выполнения различных  церковных

ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком  непосредственно  от

Бога. Канонизировав  это положение, Лютер сделал закономерный вывод о  резком

снижении  статуса церковного клира и  существенном  ограничении  его  роли  в

духовной  жизни верующих. Только личной верой  в Бога  люди  могут  приобрести

спасение. Лютеранство,  которое  окончательно  сложилось  после  смерти  его

основателя  в самостоятельное религиозно-общественное  движение  на  половине

Германии,  отрицает   сословие   духовенства   как   наделенное   благодатью

посредника  между Богом и человеком. Духовная власть, согласно Лютеру,  ничем

не должна отличаться от светской и должна  быть  подчинена государственным

интересам. А это серьезно расширяло сферу  распространения  научных,  в том

числе философских, знаний.

      Другим  разрушителем   монолитности   церковной   доктрины   в   эпоху

Возрождения  стал  французский  священник  Жан  Кальвин  (1509—   1564).   В

доктринальном  плане,  Кальвин,   в   противоположность   догматам   римско-

католической  церкви, утверждал, что Христос предопределил  события  так,  что

bee люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек  верит

потому, что предопределен к этому Всевышним),  ни  своими  земными делами

человек не может что-либо изменить в своей  судьбе  после  ухода  из  жизни.

Избранным будет обеспечено спасение, а обреченным  —  вечные  страдания.  По

существу,  своим  постулатом  Кальвин  как   бы   освобождал   человека   от

необходимости при жизни заботиться о своем  послежизненном  спасении.  Вместе

с тем  его доктрина призывала и даже обязывала  верующих  отдавать  все  свои

силы  трудовой деятельности. Не вера,  а  результаты  трудовой  деятельности,

проявлявшиеся   в   богатстве,   служили   как   бы   косвенным    признаком

принадлежности  людей  к  той  части,  которую  Христос  относит   к   числу

избранных.

     Что касается осуществления ритуальных  церковных  служений,  то  Кальвин

еще больше  их  упростил.  В  кальвинистской  церкви  первичная  религиозная

община  верующих   приобретала   значительные   права,   которые   конкретно

проявлялись в избрании ею своего помощника, и  притом на  ограниченный  срок.

Кроме того, кальвинисты стремились к тому, чтобы  новая  церковь  определяла

религиозные  и  общественные  нравы  людей,  а  светские  власти   в   своей

деятельности  руководствовались церковными предписаниями.

     Кроме лютеранства и кальвинизма  в этот  период  дали  о   себе  знать  и

другие  менее  значительные  церковные  движения.  Несмотря   на   некоторые

различия, в целом все они вели к  одному  знаменателю  —  ослабляли  позиции

церкви  во всех сферах  общественной  жизни:  государственной,  политической,

научной, духовной и после  многовекового  преобладания  церковной  идеологии

освобождали пространство для распространения  светских человеческих знаний  о

мире. 
 

                     4. Усиление философии в Новое  время 

     Значительные изменения во взаимоотношениях  между религией и  философией

происходят  в Новое время, хронологически охватывающее собой период  с  конца

XVI века  до середины XIX в. Начинается этот  период  с  того,  что  философия

только-только    подготавливает    пространство     для     самостоятельного

существования,  а  заканчивается  серьезным  ослаблением  роли   религии   и

доминированием  светских концепций, опирающихся на человеческий разум и  опыт

социально-политической жизни общества.

     Такое изменение ситуации  стало   возможным  главным  образом   благодаря

потребностям    экономического    развития    преимущественно    европейских

государств.   Жизнь,   развитие    производства    настоятельно    требовали

эмпирических  данных, их  систематизации  и  выяснения  причинно-следственных

связей. Наука Нового времени, и  в  частности,  естествознание  стремятся  к

познанию  действительности,   опирающейся   на   чувственные   знания,   ибо

религиозная вера таких знаний не давала. Обращение  к чувственному  познанию,

ведет  к  небывалому  до  этого  выявлению  конкретных  фактов  в  различных

областях человеческой деятельности. Однако  характер  философского  мышления

определяется  не только ориентацией на чувственное  восприятие и  практические

результаты.  Не  меньшее  значение   имеет   систематизация,   классификация

открываемых  явлений,  способствующих  развитию   теоретического   мышления,

Информация о работе Философия и религия