Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, реферат
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда,
специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и
действия, которые основываются на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию
человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в
котором земные силы принимают форму неземных».
порой
и благотворное взаимовлияние религии
и философии не прекращалось.
3. Религия и философия в эпоху
Возрождения
Новый характер
Возрождения. Не углубляясь в анализ всех сторон этих отношений, укажем на
самое существенное. Прежде всего шаг за шагом философия усиливает свое
влияние, и ее голос становится все слышнее в обществе. Традиционное
религиозное видение мира не только понемногу сдает свои позиции, но в рядах
теологов начинают проявляться определенные расхождения как в интерпретации
Священного писания, то есть Библии, так и в отправлении религиозных
культов. Вместе с тем, несмотря на эти изменения, религия продолжает
оставаться самым влиятельным институтом в духовной жизни общества.
Наиболее показательно новый уровень взаимоотношения религиозного и
философского мировоззрений проявился в творчестве, пожалуй, самого
глубокого мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401—1464).
Нелишне будет отметить, что Кузанский был не только верующим, как, впрочем,
и все другие мыслители — религиозные и светские этого периода, но занимал
высокие иерархические должности, став в конце концов вторым лицом в римской
церковной иерархии. Важнейшее отличие Кузанского от его предшественников и
современников, братьев по вере, состояло в том, что учение о Боге он
трактует пантеистически, то есть как бы отождествляет Бога с природой. Бог
у него — это полностью бесконечное существо, абсолют, абсолютный максимум.
В своих произведениях, и в частности, в «Ученом незнании» Кузанский нередко
становится на позицию отождествления Бога с его творением. Пантеизм
Кузанского четко проявляется в его космологии, согласно которой Бог
выступает как актуальная, то есть существующая бесконечность, в то время
как универсум, мир-бытие всегда чем-то ограничены и в чем-то конкретны. И
хотя универсум нельзя считать актуально бесконечным, так как это
свойственно только Богу, однако его нельзя считать и конечным, поскольку за
любой далью у него всегда открывается новая даль. Как теолог Кузанский
отдавал предпочтение вере, вместе с тем, и в этом его огромная заслуга
перед наукой, он значительно расширил границы человеческого ума для
познания. Так, он считал, что если актуальная бесконечность, то есть Бог в
целом, непознаваемы с помощью ума, то потенциальную бесконечность —
универсум — можно представить такой областью, которая выступает как
расширяющееся и углубляющееся познание природы. В учении Кузанского вера
продолжает доминировать, но также чуть-чуть приоткрывается пространство для
философского осмысления мира.
Еще более решительный шаг
в деле очеловечивания
и в частности, об общественной жизни, государстве и человеке делает
итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Следует отметить две
важнейшие идеи итальянского мыслителя, которые серьезно ослабляли позиции
богословия и повышали социальное значение науки. Речь идет о решающей роли
не веры, а интереса, выступавшего могущественным стимулом во всех
проявлениях человеческой деятельности. Суть второй идеи заключалась в
утверждении, что создание государства, в действительности, есть результат
человеческой деятельности, и Бог к этому не имеет никакого отношения.
Церковь быстро поняла ту угрозу, которую представляли сочинения Макиавелли
для ее могущества и поспешила предать их анафеме.
Заметный вклад в ослабление позиции богословской доктрины и усиление
позиции философии принадлежит религиозным движениям XV—XVII вв.,
прокатившимся по Европе. Мы упоминаем об этих течениях в силу того, что они
ослабляли религиозную доктрину изнутри, тем самым понемногу освобождая
пространство для философской трактовки мира. Имеет смысл очень кратко
коснуться их характера и направленности.
Первое, по размаху и влиянию, реформационное движение, серьезно
ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, возглавил
немецкий священник Мартин Лютер (1483—1546). Суть доктринальных расхождений
Лютера с высшими иерархами церкви заключалась в глубоком убеждении, что
верующий достигает «спасения души» не в силу выполнения различных церковных
ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от
Бога. Канонизировав это положение, Лютер сделал закономерный вывод о резком
снижении статуса церковного клира и существенном ограничении его роли в
духовной жизни верующих. Только личной верой в Бога люди могут приобрести
спасение. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его
основателя
в самостоятельное религиозно-
Германии, отрицает сословие духовенства как наделенное благодатью
посредника между Богом и человеком. Духовная власть, согласно Лютеру, ничем
не должна отличаться от светской и должна быть подчинена государственным
интересам. А это серьезно расширяло сферу распространения научных, в том
числе философских, знаний.
Другим разрушителем монолитности церковной доктрины в эпоху
Возрождения стал французский священник Жан Кальвин (1509— 1564). В
доктринальном плане, Кальвин, в противоположность догматам римско-
католической церкви, утверждал, что Христос предопределил события так, что
bee люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит
потому, что предопределен к этому Всевышним), ни своими земными делами
человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни.
Избранным будет обеспечено спасение, а обреченным — вечные страдания. По
существу, своим постулатом Кальвин как бы освобождал человека от
необходимости при жизни заботиться о своем послежизненном спасении. Вместе
с тем его доктрина призывала и даже обязывала верующих отдавать все свои
силы трудовой деятельности. Не вера, а результаты трудовой деятельности,
проявлявшиеся в богатстве, служили как бы косвенным признаком
принадлежности людей к той части, которую Христос относит к числу
избранных.
Что касается осуществления
еще больше их упростил. В кальвинистской церкви первичная религиозная
община верующих приобретала значительные права, которые конкретно
проявлялись в избрании ею своего помощника, и притом на ограниченный срок.
Кроме того, кальвинисты стремились к тому, чтобы новая церковь определяла
религиозные и общественные нравы людей, а светские власти в своей
деятельности руководствовались церковными предписаниями.
Кроме лютеранства и
другие менее значительные церковные движения. Несмотря на некоторые
различия, в целом все они вели к одному знаменателю — ослабляли позиции
церкви во всех сферах общественной жизни: государственной, политической,
научной, духовной и после многовекового преобладания церковной идеологии
освобождали пространство для распространения светских человеческих знаний о
мире.
4. Усиление философии в Новое
время
Значительные изменения во
происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца
XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия
только-только подготавливает пространство для самостоятельного
существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и
доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт
социально-политической жизни общества.
Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря
потребностям экономического развития преимущественно европейских
государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали
эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных
связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к
познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо
религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию,
ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных
областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления
определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические
результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация
открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления,