Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, реферат
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда,
специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и
действия, которые основываются на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию
человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в
котором земные силы принимают форму неземных».
известного под именем Иван IV, или Иван Грозный.
Иосиф Волоцкий, мирское имя которого было Иван Санин, «стал русским
выразителем древнего православного учения о «симфонии властей» — церковной
и государственной, об их взаимном гармоничном отношении и дополняющих друг
друга обязанностях». В своих трудах церковный мыслитель последовательно
проводил идею об общественном служении Церкви, Пропагандируемая им идея
осознания жизни народа как общего ^Божия тягла» закономерно включала в себя
царя и выступала своеобразным выражением единства религиозного мышления и
светской власти. Согласно религиозному мыслителю, единство религии и ее
церковных институтов со светской властью получает подтверждение в
деятельности монастырей на Руси, которые являлись не только средоточием
просвещения, книгоиздания, религиозной культуры в целом, но и своеобразными
экономическими центрами, которые в неурожайные и бедственные для русского
государства годы оказывали ее гражданам продовольственную помощь.
Фигура царя Иоанна Грозного в истории России отмечена явными чертами
судьбоносности. При нем произошло окончательное становление русского
государства. Его правление также венчает период формирования русского
религиозного самосознания. Именно при нем, и не в последнюю очередь
благодаря вышеперечисленным обстоятельствам, произошло окончательное
оформление русского народа как этнически однородного, завершилось
формирование его взглядов на свою сущность, свою роль в истории, на
народные и государственные формы своего бытия.
Известно, что на Руси, как, впрочем, и в большинстве других стран мира
того времени, считалось, что царская власть имеет божественное
происхождение и поэтому изначально русские православные князья короновались
сначала на княжение, а затем на. царствование. Иван IV стал первым русским
царем, над которым было совершенно высшее церковное таинство) он стал
первым Помазанником Божьим на царском троне. Тем самым единение светского и
религиозных начал достигло своего высшего уровня. Соборность народа, его
державность и святость как бы слетись воедино. Вся деятельность Ивана
Грозного была направлена на укрепление самодержавия, то есть силы и мощи
русского государства и усиление позиций Православия. Благодаря этой
деятельности Россия при Грозном значительно расширила свои территориальные
границы и превратилась в мощное государство.
В последующие столетия
укрепляться, что в свою очередь способствовало развитию и укреплению
русского государства, его превращению в мощную державу. Своеобразным
подтверждением этого единства являются слова графа Уварова, царского
министра просвещения, сказанные им в 1855 г. о том, что сущность и будущее
российского государства можно определить тремя словами; православие,
самодержавие, народность.
В советский период развития нашего общества позиции религии были
серьезно ослаблены, в том числе и административными мерами. В последние
несколько лет, судя по всему, церковь получила некоторые возможности для
своей деятельности, проводятся, хотя и нечасто, встречи за «круглым столом»
философов и богословов. Имеются основания считать, что в будущем контакты
теологов и философов станут более частыми, а это в целом может привести к
позитивным результатам.