Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда,
специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и
действия, которые основываются на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию
человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в
котором земные силы принимают форму неземных».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

известного под именем Иван IV, или Иван Грозный.

     Иосиф Волоцкий, мирское имя которого  было  Иван  Санин,  «стал   русским

выразителем древнего православного учения о  «симфонии властей»  —  церковной

и государственной, об их взаимном гармоничном отношении и дополняющих друг

друга обязанностях». В  своих  трудах  церковный  мыслитель  последовательно

проводил  идею об общественном  служении  Церкви,  Пропагандируемая  им  идея

осознания жизни народа как общего ^Божия тягла» закономерно включала в себя

царя  и выступала своеобразным выражением единства  религиозного  мышления  и

светской  власти. Согласно религиозному  мыслителю,  единство  религии  и  ее

церковных  институтов  со  светской   властью   получает   подтверждение   в

деятельности  монастырей на Руси,  которые  являлись  не  только  средоточием

просвещения, книгоиздания, религиозной культуры в целом, но и  своеобразными

экономическими  центрами, которые в неурожайные и бедственные для русского

государства годы оказывали ее гражданам продовольственную  помощь.

     Фигура царя Иоанна Грозного  в истории России  отмечена  явными  чертами

судьбоносности.  При  нем  произошло  окончательное   становление   русского

государства.  Его  правление  также  венчает  период  формирования  русского

религиозного  самосознания.  Именно  при  нем,  и  не  в  последнюю  очередь

благодаря   вышеперечисленным   обстоятельствам,   произошло   окончательное

оформление  русского   народа   как   этнически   однородного,   завершилось

формирование  его  взглядов  на  свою  сущность,  свою  роль  в  истории,  на

народные  и государственные формы своего бытия.

     Известно, что на Руси, как, впрочем,  и в большинстве других стран   мира

того   времени,   считалось,   что   царская   власть   имеет   божественное

происхождение и поэтому изначально русские  православные князья  короновались

сначала на княжение, а затем на. царствование. Иван IV стал  первым  русским

царем, над которым  было  совершенно  высшее  церковное таинство)  он  стал

первым  Помазанником Божьим на царском троне. Тем самым единение светского  и

религиозных начал достигло своего высшего  уровня.  Соборность  народа,  его

державность и святость  как бы  слетись воедино.  Вся деятельность  Ивана

Грозного  была направлена на укрепление самодержавия, то  есть  силы  и  мощи

русского  государства  и  усиление  позиций  Православия.   Благодаря   этой

деятельности  Россия при Грозном значительно  расширила  свои  территориальные

границы и превратилась в мощное государство.

     В последующие столетия взаимодействие  религии  и  философии   продолжало

укрепляться,  что  в  свою  очередь  способствовало  развитию  и  укреплению

русского  государства,  его  превращению  в  мощную  державу.   Своеобразным

подтверждением  этого  единства  являются  слова  графа  Уварова,   царского

министра  просвещения, сказанные им в 1855 г. о  том, что сущность  и  будущее

российского  государства  можно  определить  тремя   словами;   православие,

самодержавие, народность.

     В советский  период  развития  нашего  общества  позиции   религии  были

серьезно  ослаблены, в том числе и административными мерами.  В последние

несколько лет, судя по всему, церковь  получила  некоторые  возможности  для

своей деятельности, проводятся, хотя и нечасто, встречи за «круглым  столом»

философов и богословов. Имеются основания  считать, что  в  будущем  контакты

теологов  и философов станут более частыми, а это в целом  может  привести  к

позитивным  результатам.

Информация о работе Философия и религия