Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда,
специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и
действия, которые основываются на вере в существование нескольких
(политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое
является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию
человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является
не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в
котором земные силы принимают форму неземных».

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

никто  никогда  не  видел  божественных.  «верительных  грамоты  Аналогичную

позицию по  отношению  к  содержанию  Библии  и  ее  происхождению занимает

Гольбах. Так, критикуя  Ветхий  завет,  он,  подобно  другим  мыслителям,  в

частности, Спинозе выражает  сомнение,  что  Моисей  действительно  является

автором Пятикнижия, то есть первых пяти книг Библии. Его аргументы  сводятся

к тому, что в этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются  города,

которых не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго

до того, как у евреев они появились. Наконец,  в  этих  книгах  говорится  о

смерти  и погребении Моисея». На основании  этих  и  некоторых  других  фактов

делается  вывод, что «произведения, приписываемые  Моисею,  написаны  разными

людьми  в разное время».

     Нетрудно сделать  вывод,  что   подобные  рассуждения  и   доказательства

Дидро, Гольбаха, других  мыслителей-безбожников  подрывали  фундамент  самой

христианской  веры, как, впрочем, и всякой другой религии.

      Следующим  объектом  критики   являются  различные  «чудеса»,  которыми

изобилует  Священное  писание   и   которые   служат   доказательствами   ее

«боговдохновенности».  Дидро  обращает  внимание  на   наличие   «чудес»   в

священных книгах, преданиях и летописях  всех  народов  мира  и  единственным

критерием, подтверждающим истинность  «родных  чудес»  и  ложность  «чужих»,

является  авторитет своей религии. Не  говоря  уже  о  том,  что  большинство

чудес  просто  невозможны  с  позиций   достижений   естествознания,   Дидро

отмечает, что в истории всех народов  есть события, которых нельзя  отрицать,

не впавши в нечестие, и которых нельзя  признать,  не  впавши  в слабоумие,

«Боговдохновенность»  христианства  отрицает  и  Гольбах.  Этот   тезис   он

обосновывает  тем, что в проповедях Иисуса еще  нет четко  сформулированных  и

обозначенных  христианских догматов и культовых  правил. Их скорее можно  было

рассматривать как сектантские отклонения от основ  иудаизма. И только  уже  в

посланиях,  автором которых называют  апостола  Павла,   эти   отклонения,

согласно  Гольбаху, и превращаются в новую  религию, то есть в Христианство.

     Исследуя источники, оказавшие  влияние на  формирование  религии,  Дидро

прямо  указывает  на  заимствование  христианством  у  язычества   некоторых

догматов,  таких,  как  непорочное  зачатие  «божьей  матерью»,  воскресение

умертвленного «Сына Божия» и Его вознесение на  небо,  очеловечивание  Бога,

которые, по мнению самих христиан,  имели человеческое  происхоящение,  но

отнюдь  не   божественное.   Еще   один   источник   земного   происхождения

христианства,  и  в  частности,  его  догмата  о  триединстве  Бога,   Дидро

обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.

     Очень веские аргументы в пользу  земного происхождения религии   приводит

Гольбах.  Причем  эти   доводы   в   ходе   исследования   данного   вопроса

конкретизировались, уточнялись и насыщались новыми фактами. Одним  из  таких

источников  является иудаизм, а поэтому заповеди  Иисуса  (речь  идет  о  его

образе  в Евангелиях),  которые  призывали  верующих  расстаться  с  светским

образом жизни и  посвятить  себя  служению  Богу,  заимствованы,  по  мнению

Гольбаха, у «набожных и фанатичных евреев,  известных  под  именем  эссенов,

ессеев  или терапевтов...».

     Гольбах обнаружил и такой  мирской  источник  христианского   вероучения,

как   платоновская   идеалистическая    философия.    Фундаментальный    для

Христианства  догмат  троичности  божества  явно  заимствован  из   фантазий

Платона — Платон дотекал  три  ипостаси  или  вида  существования  божества.

Первая  — это всевышний бог,  вторая  —  логос,  слово,  божественный  разум,

порожденный первым богом, и  третья  —  дух,  или  душа  мира.  По-видимому,

первые  учителя Христианства, были платониками.  Если  бы  они  не  проявляли

неблагодарности, они должны были бы  объявить  Платона  пророком  или  отцом

церкви.

     Однако  главным  земным  источником  происхождения  религии  почти   все

французские мыслители считали невежество народа,  предрассудки  и  суеверия,

иарнвише в его среде, незнание природы, космоса, страх перед ними.  Именно

эти условия  были главными, и они породили веру в богов,  сначала  языческих,

а затем  христианского.

     Теоретическая деятельность французских  мыслителей-безбожников,  которые

уже не удовлетворялись лишь  отрицанием  реальности  Бога  и  обязательности

религиозного  культа,  но  также  требовали  принятия  на  государственном  и

общественных  уровнях решений, которые  бы  секуляризировали  государственную

власть, то есть отделили церковь от  государства,  ликвидировали  привилегии

церкви  и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения  сил  и

влияния  между  религией  и  философией.  С  этого  момента  религия  начала

постепенно  сдавать свои доминирующие  позиции  практически  во  всех  сферах

духовной  жизни, а философия не  только  получила  статус  самостоятельной  и

независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции  в

общественной  жизни.

     Нам нет смысла прослеживать  характер взаимоотношений между   религией  и

философией  в  последующие  столетия.   Тенденция,   обозначившаяся   ранее,

продолжает  сохраняться  и  в  наше  время.  Светские   человеческие   науки

привлекают  все большее число  людей,  но  позиции  религии  и  церкви  также

остаются  достаточно прочными и даже сейчас трудна сказать, на  чьей  стороне

перевес.

     Современные теологи, отмечая  некоторый  упадок  интереса  к  религии  в

отдельных регионах христианского мира, тем  не  менее  уверены в могуществе

религии и ее влиянии на умы, а скорее души людей. Нельзя  сказать,  что для

этого у них отсутствуют серьезные  основания. 
 

                          5. Религия и философия в

                       истории Российского государства 

     До принятия христианства на  территории Древней Руси  проживали   племена

полян, древлян,  кривичей,  вятичей,  радимичей  и  других  славян,  которые

исповедовали  язычество. Суть языческого мировоззрения  связана  с  признанием

добра и зла как  двух  равнозначных  и  самостоятельных  начал  бытия  мира.

Нетрудно  представить, каким образом эти  «истины» влияли на бытовую жизнь  во

всех  ее проявлениях. Ведь если добро и  зло  равноправны  и естественны для

человека, то он вправе  руководствоваться  ими  в  своей  жизни.  И  народы,

которые исповедовали язычество, не  отличались  «дружелюбием»  не  только  к

другим  племенам, но и  к  своим  соплеменникам.  Исторические  хроники  дают

немало  примеров  «дикой  жесткости»,  проявленной  язычниками.  Так,  после

победоносных  походов, на земле побежденных оставались  в  буквальном  смысле

горы  трупов, далеко не  всегаа  появлявшиеся  в результате  только  военных

сражений. Достаточно вспомнить завоевательные походы чужеземного для России

язычника  Александра  Македонского.  Не  опличались  милосердием и русские

князья-язычники. В быту язычников также царили жестокие обычаи. Так,  вместе

с умершим  воином на погребальном костре должны были быть сожжены и его  жена

или жены (славяне, например, признавали многоженство).

       Крещение Руси и принятие в  988  г.  христианства  способствовали  не

только  объединению на основе исповедывования одной веры различных племен  в

один  русский народ (разумеется, с учетом других факторов и в течение  многих

десятилетий),  но  и  внесли  в  мировоззрение  и  повседневный  быт   новые

принципы, в основе которых находится нравственный идеал,  соборность  народа

и державность государственного устройства.

      Первым  проявлением  нового  религиозного  мировоззрения   на  Руси   и

одновременно  философского  видения  мира  является  «Слово   о   законе   и

благодати»  русского  митрополита   Илариона.   Условно   содержание   этого

произведения  можно разделить на три  раздела.  В  первом  акцент  сделан  на

религиозной трактовке мира, мировой  истории,  объясняемых  как переход от

ветхозаветного  закона, которым  руководствуется  один  иудейский  народ,  до

новой благодати, заключенной в Новом  завете,  открытой  и  доступной  всему

человечеству. Второй и третий разделы — это  в  известной  степени  светская

философская  трактовка  событий  в  принявшей  христианство  Руси,  а  также

восхваление деятельности князей Владимира, Святослава и  Ярослава  на  благо

Руси. Как  видим, уже в первом из  дошедших  до  нас  произведений  крещенной

Руси,  дано  религиозное  и  философское  видение  мира.  В  дальнейшем  эта

тенденция, вплоть до  конца  XIX  века,  постоянно  присутствует  и  ползает

дальнейшее  развитие.  Приведем  лишь  два  примера.  Это,   прежде   всего,

подтверждается  религиозными и философскими яцеями игумена Иосифа  Волоикого

(1439—1515) и царя  Иоанна  Васильевича   Грозного  (1530—1584),  чаще  всего

Информация о работе Философия и религия