Философия эпохи Возрождения и Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:11, реферат

Описание работы

Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

Файлы: 1 файл

никита контрольная.docx

— 107.46 Кб (Скачать файл)

Философия эпохи  Возрождения и Нового Времени.

Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических  отношений, массовых промышленных  производств.

2. Создание национальных  государств и абсолютных монархий  Западной Европы.

3. Эпоха глубоких социальных  конфликтов (движение Реформации  революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических  открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).

5. Культура и наука все  больше приобретают светский  характер, т.е. освобождаются от  безраздельного влияния религии  (Леонардо да Винчи).        

1. Философия Возрождения прошла  три периода:

I.     Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка).

II.   Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай   Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III.  Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай      Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи  Возрождения.

1.   Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не формевыражения идеи (схоластике), а ее содержанию.

2.   Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена.

3.   Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»; Петрарка - «Книга песен»). 

Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом. 

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

·   Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»).

·   Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения: 

* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает  новую модель мироздания -   гелиоцентризм:

·    Центр мира Солнца;

·    Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

·    Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

·    Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

·    Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект  теории Н. Коперника.

·    Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

·    Солнце - центр только нашей планетной системы;

·    Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

·    Жизнь и разум есть на других планетах;

·    Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади  «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса,  изобрел телескоп, разработал метод  научного анализа с использованием  математики, поэтому считается основоположником  научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником  инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила  оригинальные трактаты исторического  процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального  равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Идеи:

·    Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни;

·    Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд - канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

·    Уничтожение всех видов частной собственности;

·    Обязательный труд всех граждан;

·    Выборность государственных органов;

·    Семья - ячейка коммунистического быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:

·    Упразднение частной собственности и семьи;

·    Дети воспитываются государством;

·    Обязательный 4х часовой труд;

·    Распределение продуктов по потребностям;

·    Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

·    Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

·    Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Выводы:

1)    Сущностью философии Возрождения является               антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.

2)    Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она:

·    обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;

·    заложила основу философии, свободной от религии.

илософия эпохи Возрождения и Нового Времени.

 

 

Философия эпохи Возрождения.

 

 

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому  времени

(с 14 до 17).

 

Характеристика эпохи:

        1. Зарождение  капиталистических  отношений,  массовых  промышленных

           производств.

        2. Создание  национальных государств и абсолютных  монархий  Западной

           Европы.

        3.  Эпоха  глубоких  социальных  конфликтов  (движение   Реформации

           революции в Нидерландах, Англии).

        4. Эпоха Великих  географических  открытий  (1492  г.  -  Колумб  -

           Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским

           путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое  кругосветное

           путешествие).

        5. Культура  и наука все больше приобретают  светский характер,  т.е.

           освобождаются от безраздельного  влияния  религии  (Леонардо  да

           Винчи).

 

        1. Философия  Возрождения прошла три периода:

        I.  Период - гуманистический (14 - сер. 15  в.).  (Данте Алигьери,

           Франческо Петрарка).

       II.   Период  -  неоплатонический  (сер.  15  -  16  в.).   (Николай

           Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

      III.   Период  -   натурфилософский   (16   -нач.17   в.).   (Николай

           Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

 

Характеристика философии  эпохи Возрождения.

    1.  Антисхоластический  характер  (хотя   для   государства   схоластика

       оставалась  официальной  философией,  и   ее  принципы   изучались   в

       большинстве  университетов).  Вырабатывается  новый стиль мышления,

       который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике),  а

       ее содержанию.

    2.  Пантеизм  как   главный   принцип   мировоззрения   (развитие   идеи

       неоплатонизма  - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс).  (Пантеизм

       (греч. pan- все и theos-  бог)  -  философское учение,  максимально

       сближающее  понятия «бог» и «природа»). Иерархическое  представление  о

       мироздании  заменено  на  концепцию о мире,  в котором происходит

       взаимопроникновение   земного,  природного  и   Божественного   начал.

       Природа  одухотворена.

    3. Антропоцентризм  и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная   комедия»;

       Петрарка - «Книга песен»).

 Сущность новой философии  -  антропоцентризм.  Не  Бог,  а  человек  теперь

помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.

Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела  связывает  его  с

антропоцентризмом.

 Задача философии - это не противопоставление  в   человеке  божественного  и

природного,  духовного и материального,  а раскрытие их   гармонического

единства.

Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) -  центральное для возрождения

культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к  светский  индивидуализм.

Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам  облик

ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги,  дипломаты.  Носившие  имя

«философ»).

Творческая  деятельность   человека   приобретает   сакральный   (священный)

характер. Он творец,  подобный  Богу,  он  -  созидает  новый  мир  и  самое

высокое, что есть в нем - самого себя.

22224.Натурфилософия Возрождения:

  *  Н.  Коперник  (1473  -  1543)  -  создает  новую   модель  мироздания  -

гелиоцентризм:

Центр мира Солнца;

Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

Земля вместе с планетами  и звездами образует единую Вселенную;

Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) -  развивает  философский   аспект  теории  Н.

Коперника.

Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

Солнце - центр только нашей  планетной системы;

Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

Жизнь и разум есть на других планетах;

Вселенная равна Богу, Бог  заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади  «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564  -  1642)  -  продолжил  изучение  Космоса,  изобрел

телескоп, разработал метод  научного  анализа  с  использованием  математики,

поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником  инквизиции).

      5. Социальная  философия Ренессанса.

Философия  возрождения  представила  оригинальные   трактаты   исторического

процесса и проекты  идеального государства,  связанные  с  идеей  социального

равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 -  1527)  -  был высоким должностным

лицом  в  республике  Флоренция,  дипломатом,  военным  теоретиком.   Труды:

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Идеи:

Полностью отбрасывает идею Божественной  предопределенности  в  общественной

жизни;

Политические системы  рождаются, достигают  величия  и  могущества,  а  затем

приходят  в  упадок,  разлагаются  и  гибнут,  т.е.   находятся   в   вечном

круговороте,  не   подчиненном   никакой   предустановленной   свыше   цели.

Возникновение общества, государства  и морали объясняется естественным  ходом

событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник  утопического социализма.  Лорд  -

канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание  идеального  строя  фантастического

острова Утопия (с греч.;  буквально  «Нигдения»  -  место,  которого  нет  -

слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

Уничтожение всех видов частной  собственности;

Обязательный труд всех граждан;

Выборность государственных  органов;

Семья - ячейка коммунистического  быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник  борьбы  за

освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в  тюрьме.  Труд:  «Город

Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:

Упразднение частной собственности  и семьи;

Дети воспитываются государством;

Обязательный 4х часовой  труд;

Распределение продуктов  по потребностям;

Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и  народов,

что должно обеспечить прекращение  братоубийственных войн между народами.

Выводы:

        1)       Сущностью       философии       Возрождения       является

           антропоцентризм. Человек рассматривается  как Творец.

        2)   Хотя  эпоха  Возрождения   не  оставила  великих  философов,  а

           философское  творчество  разворачивалось   в  основном  в   форме

           «осовременивающего воспоминания»,  она:

обосновала идею доверия  к естественному человеческому  разуму;

заложила основу философии, свободной от религии.

 

 

 

Философия Нового времени.

 

 

Условно философию Нового времени можно разделить на три  периода:

        1-й  период: эмпиризм и рационализм  17 века.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения и Нового Времени