Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:11, реферат
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).
Социальные утопии Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы)
Вариант №11
Вопрос: Дайте характеристику социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора или Т. Кампанеллы)?
Вопрос: Каков взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия?
1 Вопрос: Дайте характеристику
социальным утопиям
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения XV — XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой Культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно Эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, Потому, что она является мостом к системе общественных отношений и Культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и Гуманизма.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого
периода можно охарактеризовать
как антропоцентрическое
Важным элементом
Философские учения утопия возрождения
Одной из форм общественно-политической
модификации Ренессанса был утопизм.
Утопизм не был столь ярким
явлением, как доктрина Макиавелли.
Однако черты возрожденческого самоотрицания
здесь вполне заметны. Уже одно то,
что создание идеального общества приписывалось
весьма отдаленным и вполне неопределенным
временам, достаточно ярко свидетельствовало
о неверии авторов такой утопии
в возможность создать
Самое большее, что было в
этой области до сих пор, - это
уверенность в либеральных
а) Первый утопист эпохи
Ренессанса - это Томас Мор (1478 - 1535),
весьма либерально настроенный английский
государственный деятель, сторонник
наук и искусств, пропагандист веротерпимости
и яркий критик тогдашних феодальных
и зарождавшихся
На самом деле изображение
утопического человека у Мора представляет
собою причудливую смесь
Семьям рекомендуется
столоваться не отдельно, но в общих
столовых. Кроме некоторых отдельных
случаев, и одежда должна быть у всех
одинаковой. В этом идеальном государстве
рабы тоже играют не последнюю роль.
Не только утверждается самый институт
рабства, но показывается даже и весьма
выгодным как для государства, получающего
в лице рабов дешевую рабочую
силу, так и для всего населения
страны, для которого рабы оказываются
примером того, чего не нужно делать.
Материальные удовольствия признаются.
Однако у Мора мы читаем: "Утописты
особенно ценят духовные удовольствия,
их они считают первыми и
Бросается в глаза превознесение
производства в сравнении с потреблением.
Вместе с тем у Мора выпирает на
первый план уравниловка в трудах
и обязанностях, а также примат
государства над любыми общественными
организациями и над семьей. Ясно,
что все такого рода черты утопизма
Мора были связаны с детским состоянием
тогдашнего буржуазно-капиталистического
общества. Но для нас важнее то, что
это является модифицированным Ренессансом
и что модификация эта
б) Другой представитель возрожденческого утопизма - Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием "Город Солнца" Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так это, конечно, учение Платона в его "Государстве".
В идеальном Государстве
Солнца Кампанеллы, как и у Платона,
во главе стоят философы и мудрецы,
созерцатели вечных идей и на этом
основании управляющие всем государством
не столько светские правители, сколько
самые настоящие жрецы и
Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.
Что касается отдельных деталей, то утописты Кампанеллы издеваются над такими правителями, которые при случении лошадей и собак очень следят за их породой, а при случении людей никакого внимания на эту породу не обращают. Другими словами, с точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. "Начальник деторождения", подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейшей наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом - в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства, а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели. Солнце почитается почти на языческий манер, хотя истинное божество считается все-таки выше. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.
У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же - это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибемся.
2 Вопрос: Каков взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия?
Философский иррационализм
как умонастроение и
Как уже отмечалось ранее, начиная с середины XVIII вв. европейской философии господствующее положение занимает рационалистическое направление. Установки рационализма продолжают оказывать свое влияние на развитие философского процесса и в XX я Ярким примером такого влияния являются различные школы «философии науки». Однако к середине XIX в.в. развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг — на передний план выступают иррационалистические концепции.
Информация о работе Философия эпохи Возрождения и Нового Времени