Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:11, реферат
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).
4.2. Возрожденческий гуманизм и
проблема унитарной
Гуманисты - социальная группа, сложившаяся
в Италии к эпохе Возрождения.
Они утверждали новую систему
духовных ценностей: приоритет личных
достоинств, личного благородства над
происхождением (учёность возвышает
человека больше, чем происхождение,
богатство, власть).
Сущность возрожденческого гуманизма
- индивидуальное совершенствование путём
приобщения к культуре. Цель жизни - не
спасение души, а творчество, познание,
служение людям, а не Богу.
Для гуманистов античность предстаёт
как «Золотой век», идеальный образец.
Поэтому особую разработку получил неоплатонизм.
Стремление возвысить человека возродило
неоплатоническую идею нисхождения божественного
смысла в мир, идеи насыщенности мира,
космоса божественным смыслом. Бог становится
ближе к человеку, он слит с миром, одухотворяет
мир - это пантеизм («пан» - всё; Бог во всём).
^
4.3. Натурфилософия эпохи
Развитие науки и технический
прогресс обусловили возникновение
философии природы. Зачастую она
носила пантеистический характер. Представителями
данной философии были Б.Телезио, П.Помпонации,
Н.Коперник, Дж. Бруно, Н.Кузанский.
Николай Кузанский (1401-1464)
Как и большинство философов своего времени,
ориентировался на неоплатонизм. Платон
и неоплатоники противопоставляли Единое
(идея)- не единому (вещи). Кузанский исходит
из христианского принципа монизма, заявляя:
«единому ничто не противопоставлено»,
«единое - есть всё». Это утверждение направлено
против христианского теизма, отличающего
творение (всё) от творца (единого). В этом
состоит специфика возрожденческой онтологии,
по отношению к средневековой и неоплатонической.
Человек, это тоже бог, но не в абсолютном
смысле. Кузанский предугадывает гелиоцентрическое
понимание мира.
Николай Коперник (1473-1543)
Возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма,
нанеся удар по религиозным представлениям,
открыл новые пути для развития астрономии,
физики, всего естествознания. Отныне
утверждается новая точка зрения - не всё
видимое достоверно, оно лишь перевёрнутое
отражение скрытой за явлениями действительности.
Несовпадение сущности и явления сделало
основной задачей философии поиск и обоснование
адекватного метода познания мира.
Джордано Бруно (1546-1600)
Философски обобщил теорию Коперника,
высказал идею бесконечности Вселенной
и множества миров. Природа - это бог в
вещах, следовательно, цель познания -
телесная, материальная природа, а не сверхприродный
бог. Оригинальность концепции Бруно -
в объединении пантеизма с принципом индивидуализма,
обобщённые в понятии монада (индивидуальная
сущность, сочетающая в себе как духовное,
так и материальное начало и выступающая,
как основная единица бытия). Высшая субстанция
- Бог - это монада монад. Как целое она
проявляется во всём едином по принципу
«всё во всём».
Бруно сформулировал основное утверждение
становящегося естествознания Нового
времени:
В целом философия Ренессанса является
необходимым и естественным периодом
от средневековых философских
Её особенности:
^ необходимость объединения философского и естественнонаучного знания (о чем ранее уже шла речь).
2. Дал систематический
синтез наук о природе,
3. Провел "нить развития"
во всех рассматриваемых им
сферах действительности - в том
числе в природе, которая у
него есть целостная
4. Выявил уровни (стуᴨȇни) развития природы и соответствующие им области естественнонаучного знания. "Философия природы" Гегеля имеет три раздела:
а. Механика, где (хотя умозрительно и на идеалистической основе) высказана идея (почти за 100 лет до теории относительности А. Эйнштейна) о единстве материи, движения, пространства и времени.
б. Физика, где рассматриваются свет, звук, теплота и другие "стихии", а в конце - "химический процесс".
в. Органическая физика, которая изучает такие стадии развития как "геологическая природа", "растительная природа", "животный организм".
5. Показал, что природа
пронизана многообразными
6. Дал критику метафизического
способа мышления в его
Несмотря на целый ряд отдельных содержательных идей (в том числе и методологических), "старая" натурфилософия была исторически ограниченной. Характеризуя ее, Энгельс писал, что "она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало было также наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теᴨȇрь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи... натурфилософии пришел конец".
Основными причинами "гибели" натурфилософии были:
а) формирование естественных наук, которые уже во времена Гегеля достигли определенной стеᴨȇни зрелости;
б) критика со стороны крупных естествоиспытателей. Так, Гаусс писал: "Почитайте Шеллинга и Гегеля и их сообщников И у Вас волосы встанут дыбом", а Гельмгольц считал, что "гегелевская натурфилософия является бессмыслицей";
в) критика со стороны возникшего в 30-х гг. XIX в. позитивизма (О. Конт, Дж. G. Милль, Г. Сᴨȇнсер и др.), который провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается ни в какой-либо стоящей над ней философией.
Отдельные общие умозрительные
(и в этом смысле натурфилософские)
представления о природе
Естествознание - система
наук о природе, наряду с науками
об обществе и о самом познании
(мышлении). В современном
1. В самом широком смысле
- все сущее, весь мир как
целостная развивающаяся
2. Естественная среда обитания
человека, совокупность естественных
условий его существования:
3. Искусственная среда
обитания человека, т.е. созданные
им материальные условия его
существования. Это так
Второй и третий асᴨȇкты "природы" нередко объединяются в понятие "окружающая среда", обозначающее среду обитания и производственной деятельности человека. Объектом (предметом) естествознания является "природа" в ᴨȇрвом значении этого понятия.
В своем развитии неорганическая природа закономерно порождает органическую (биосфера), а последняя подготавливает все необходимые предпосылки для возникновения человека и общества в процессе труда. Возникновение общества существенным образом меняет саму природу - появляется ноосфера (сфера разума). Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в ходе которого разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития (синонимы - техносфера, антропосфера, социосфера).
Согласно Вернадскому, ноосфера - новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определенное влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (а впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя ее своей деятельностью.
Итак, предмет естествознания - материя в ее различных видах, уровнях организации и формах движения. Каждая основная отрасль естествознания подразделяется на ряд научных дисциплин. Так, по характеру объектов химия разделяется на неорганическую и органическую, биология - на ботанику и зоологию и т.п. При этом связь наук о природе отражает развитие последней, идущее от объектов более простых, низших к более сложным и высшим.
В современном естествознании существует множество ᴨȇреходных ("стыковых") наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различными его отраслями и о взаимопроникновении ранее обособленных наук и научных дисциплин.
Естествознание имеет четыре основных цели:
1. Раскрытие сущности явлений
природы, познание их законов
на основе многообразных
Естествознание в целом
и отдельные естественные науки
всегда развиваются в определенном
социокультурном контексте, в тесной
взаимосвязи с социально-
Литература
1. Карᴨȇнков С. X. Концепции современного естествознания. М., 1997.
2. Карпов М.М. Основные
закономерности развития
3. Кедров Б.М. Предмет
и взаимосвязь естественных
4. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т. 20.
5.1. Социальные утопии эпохи
Возрождения.
Томас Мор (1478-1535)
- политический деятель, лорд-канцлер Англии
(1529г.), историк и философ эпохи Возрождения.
Томаса Мора считаютродоначальником утопического социализма Нового
времени. Основные произведения: «История Ричарда Ш», «Золотая книга
столь же полезная, как забавная, о наилучшем
устройстве государства и о новом острове
«Утопии» (1516г.), сокращенно «Утопия».
Мор – один из представителей гуманизма.
В сознании Мора древнегреческая философия
уживалась с философией отцов церкви.
В основе социально-философских рассуждений
Мора лежат отношения между людьми, а не
отношения между человеком и Богом. Несмотря
на религиозность, Мор в своей «Утопии»
пытался выработать мирские представления
о возможности рационального переустройства
общества.
«Утопия» писалась в эпоху великих географических
открытий, когда путешествия и новые земли
были у всех на уме. Мор воспользовался
этими веяниями и представил свое политическое
сочинение в форме рассказа о странствиях
некоего Рафаила Гитлодея, который обнаружил
неведомый остров Утопия. Названия и имена
собственные в произведении Мора в переводе
с греческого звучат иронично: Утопия
- «место, которого нет», столица Аморот
– город-призрак, река Анадрис – река
без воды, князь Адемос – государь без
народа, имя Гитлодей означает пустомеля.
Этими названиями Мор подчеркивает фантастический
характер «наилучшего» идеального государства,
расположенного на острове Утопии.
Книга делится на две части. В первой части
Гитлодей критикует современное ему английское
общество, называя его европейским. Во
второй части описывается идеальное устройство
государства, расположеного на острове
Утопия. Устами своего героя Мор сурово
осуждает феодальное общество, разоблачает
паразитизм аристократии, духовенства,
многочисленных слуг, наемного войска
и безудержное стремление высших классов
к роскоши при полном отсутствии заботы
о тружениках. Бескомпромиссно обличает
Мор и нарождающийся английский капитализм,
начавшийся с «огораживания» - отнятия
у крестьян земли, - в результате чего крестьяне
превращались в бродяг, в пролетариат.
Мор в «Утопии» охарактеризовал этот процесс
как «овцы пожирают людей». Безразличие
к судьбе тружеников порождает преступников.
По словам Мора, европейское общество
само создает воров для того, чтобы наслаждаться
зрелищем их повешения. Он видит решение
проблемы преступности в устранении социальных
контрастов, заботе о тружениках, охране
их земельных наделов, в обеспечении работой
безземельных. Он выдвигает новаторские
для своего времени идеи о том, что наказание
должно перевоспитывать, а не устрашать,
о замене смертной казни принудительными
работами и высказывает догадку о зависимости
государства от интересов эксплуататоров.
Корень социальной несправедливости Мор
видит в частной собственности. «Я полностью
убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить
все поровну и по справедливости, а также
счастливо управлять делами человеческими
невозможно иначе, как вовсе уничтожить
собственность».26
Главная идея нового общества у Мора -
отсутствие частной собственности. Следуя
греческому философу Платону, Мор утверждал,
что собственность разобщает людей, а
общность имущества объединяет их. В идеальном
государстве Мора нет социального неравенства,
все одинаково трудятся шесть часов в
день, остальное время посвящают семье,
учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии»
разрешены любые религиозные культы, но
запрещен атеизм, так как он ведет к безнравственности.
Мор считает, что производить важнее, чем
потреблять, и ратует за уравнительный
подход везде, даже в сфере быта: у всех
одна и та же одежда, еда, развлечения и
т.д. Подчеркивается значение духовности,
духовных удовольствий. В целом, человек
Мора нивелирован и почти полностью управляется
государством с колыбели: оно определяет
воспитание детей, брак, религию, досуг
и т.д.
Вместе с тем, цель общества Утопии - свободное
развитие граждан, прежде всего, развитие
интеллектуальных и артистических способностей,
и совершенствование знаний и умений человека.
Мор анализирует греческую этику стоицизма,
эпикуреизма и считает, что счастье не
может быть в аскетизме, в «суровой и недоступной»
добродетели. Счастье - в удовольствии
творчества, познании, удовольствиях здорового
тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются
обществом, а некоторые из них наказуемы
как пороки. В Утопии есть рабы из числа
преступников, поставленных обществом
на тяжелые работы. Мор считал, что рабы
необходимы как отрицательный пример
для подрастающих поколений.
Политический строй Утопии демократичен.
Все должностные лица - выборные - от филарха
или сифогранта, избираемого каждыми 30
семействами, до принцепса (князя), который
выбирается всеми филархами из четырех
кандидатов, названных народом. Принцепс
избирается пожизненно, однако может быть
смещен, если будет заподозрен в стремлении
к тирании. Остальные должностные лица
и сенат, состоящие из самых старых и опытных
граждан, избираются ежегодно. Их функции
- обеспечение соблюдения законов и организация
общественных работ, а также надзор за
ними, т.е. исполнительная власть, включая
судебную. Но важнейшие вопросы - продолжительность
рабочего времени, количество продуктов,
необходимых для общества, их распределение
- решаются народным собранием.
При сравнении Мора с Платоном бросается
в глаза то, что Мор отверг кастовость
общества. Он ввел требование всеобщего производительного
труда. Общественный идеал Мора связан
с демократией. Коллективизм и отсутствие
собственности у утопийцев напоминает
жизнь платоновских стражей. Но Мор не
только сохраняет семью, но и делает ее
главной ячейкой общества. В семье царят
патриархальные нравы, оберегаются устои
традиционной морали, внебрачные связи
и прелюбодеяния наказываются.
Мор понимает, что гармоничное общество
возможно лишь в условиях полного достатка.
В эпоху Мора не было еще технического
прогресса, способного обеспечить благосостояние
общества, поэтому он прибегает к методам,
понятным его современникам, но далеким
от совершенства. Это применение труда
преступников-рабов, военнопленных, упразднение
паразитизма, роскоши, всеобщая трудовая
обязанность, бережливость, равное распределение
произведенного продукта.
Томас Мор в своей Утопии сделал важный
шаг вперед от идей общности потребления
к идее общественной собственности и организации
хозяйственной жизни общества как единого
целого, от идеала замкнутой патриархальной
общины к идеалу крупного политического
образования в виде городов или федерации
городов, к признанию важнейшей роли государственной
власти, в утверждении основ разумного
социального строя. Он красноречиво показал
бедствия народных масс, гибельные последствия
для них экспроприации крестьянства, превращения
пашен в пастбища и т.д. Мор был первым
в истории критиком капитализма. Он проявлял
заботу о наемных рабочих, считал частную
собственность источником всех зол. Мор
оказал большое влияние на последующих
представителей социалистической мысли.
^ Томазо
Кампанелла (1568-1639) родился в Калабрии
(Италия) в семье сапожника. Тяга к знанию
и незаурядные способности направили
его в Доминиканский орден. Обширные познания
и стремление к самостоятельному мышлению
вызвали неизбежные столкновения с косным
окружением. Он был обвинен в ереси, арестован
за участие в заговоре против испанского
владычества, подвергнут жесточайшей
36-часовой пытке, и 27 лет провел в тюрьме.
В эти годы он создал ряд сочинений, в том
числе утопию «Город Солнца».
Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного
устройства, основан на общей собственности
и общем труде. Томазо Кампанелла рассматривал
его как политическую программу. В отличие
от Т. Мора он был убежден в необходимости
и возможности реального установления
справедливого общества. «Город Солнца»
возник из Калабрийского заговора против
испанского владычества. Он отразил веру
Кампанеллы в «естественный круговорот
вещей», в космическую объективную закономерность
и ожидание возврата к «невинному естественному
состоянию человечества».
Главную причину всех бедствий и неустройств
современного ему мира Кампанелла видел
в социальном неравенстве, существовании
богатства и нищеты. «Во всем христианском
мире, - писал он в «Испанской монархии»,
- обнаруживается это заблуждении, что
одни – бедняки, а другие богачи…И сегодня
мы видим, что у одного есть сто тысяч скуди
дохода, а у тысячи нет и трех скуди на
одного». Богатство и бедность, власть
денег приводят к господству в обществе
частного интереса, к погоне за наживой,
к разрушению нравственности: «Каждый
обращает любовь свою на деньги, а из этого
произошло мошенничество; и люди часто
продают и перепродают свою веру, видя,
что деньги пользуются поклонением и имеют
власть над всем, и подчинили корысти науку
и религиозную проповедь, и забросили
земледелие и ремесла, став рабами денег
и богачей».
Господство в обществе неравенства, частного
интереса порождает ничем не сдерживаемое
себялюбие, индивидуализм. Воплощением
этого порока Кампанелла считал макиавеллизм.
В «Политических афоризмах» он высказал
мысль о том, что государственная необходимость
– это понятие, придуманное тиранами.
Они считают, что для сохранения и приобретения
власти можно преступить любой закон,
и имеют в виду личное благо того, кто правит.
Утопия «Город Солнца» направлена против
частной собственности и социального
неравенства, против тирании государей
и раздоров. В «Городе Солнца» существует
общность имущества, в том числе и личного,
выражающая примитивно-уравнительские
тенденции крестьянско-плебейских движений
средневековья. Она сочетается с сохранением
разделения умственного и физического
труда. Большинство членов общества занимается
физическим трудом, а функции организации
производства, научного и политического
руководства переданы в руки особой касты
ученых-жрецов. Наука и религия сливаются
в единый магический культ. Решение всех
вопросов хозяйственной, культурной и
даже личной жизни граждан принадлежит
своеобразной духовной иерархии. Во главе
общины стоит духовный правитель, он же
первосвященник, именующийся «Солнце»
или «Метафизик». При нем имеются три соправителя
(Мощь, Мудрость и Любовь), ведающие вопросами
войны и мира, военным искусством и ремеслами;
свободными искусствами, науками, учебными
заведениями; вопросами контроля за деторождением,
воспитанием, медициной, земледелием и
скотоводством. Эти правители избирают
– а по существу, назначают – всех остальных
должностных лиц, причем избрание их утверждается
особым советом.
Ликвидация частной собственности соединена
в «Городе Солнца» с упразднением моногамной
семьи. У жителей города – соляриев –
«жены общи и в деле услужения и в отношении
ложа». Семья, по мнению Кампанеллы, ведет
к возникновению частной собственности
и социального неравенства: «Собственность
образуется у нас и поддерживается тем,
что мы имеем каждый свое отдельное жилище
и собственных жен и детей», а «отсюда
возникает себялюбие». Общность жен, согласно
его учению, должна была также служить
государственному контролю за деторождением.
Поскольку «производство потомства имеет
в виду интересы государства...».
Утопия Кампанеллы явилась выражением
плебейской оппозиции формам классового
гнета в эпоху первоначального накопления
капитала. В ней нашли свое выражение и
сила протеста против несправедливости
и неравенства, и мечта о совершенном общественном
строе, и одновременно – слабость и бессилие
угнетенных масс. Социальной природой
программы Кампанеллы определилась и
ее практическая неосуществимость: ни
калабрийский заговор, ни попытка провести
реформы сверху руками просвещенных государей
или с помощью церковной иерархии не увенчались
успехом. Так иезуиты во время своего господства
в Парагвае (1688-1768) пытались создать такой
«Город солнца». Но при всей ограниченности
коммунистического идеала «Города Солнца»
несомненным достоянием последующих столетий
оказались прозрения Кампанеллы о роли
науки в жизни человеческого общества,
о просвещении народа, о прекращении войн
и раздоров, об упразднении эксплуатации,
о справедливом и разумном общественном
устройстве.
Информация о работе Философия эпохи Возрождения и Нового Времени