Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:11, реферат
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб - Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й
период: Немецкая классическая
Каждый период имеет
свои особенности, которые
общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
Исторические условия:
1) Замена
феодального общества
Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение
науки с практикой
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия
привели к изменению
1. Западная Европа из двух путей исторического развития
цивилизации (духовный или
выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука
для науки», а наука для увеличения власти человека над
природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории
познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине:
ощущение или разум;
интуиция или логика.
-аналитическим или
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,
который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт
к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости
эмпирического индуктивного
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое
знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,
Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.
Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт
опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,
представлениями;
содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к
опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений
или идей.
душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже
ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям
и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с
экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.
Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного
Идеи:
1. Практическая значимость
философии и всей науки. «
изречение.
2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и
эксперимент.
«Наша мысль движется от
знаниям целого класса предметов и процессов».
3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен
соответственно организован и подчинён определённой цели.
4. Факты, на которые
опирается наука, можно
его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого
сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это
подъём от эмпирии к теории).
1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,
т.е. дурных
привычек ума, которые
-«идолы рода» - т.е. ориентации,
свойственные человеческому
частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);
-«идолы пещеры» - личные
суеверия, присущие отдельному
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» - те, что
связанны с общепринятыми
(научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона
нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а
отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение
тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму
не только все тела природы, но и человека и общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её
несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство
«обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как
источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова
новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания.
Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис
Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом
определил развитие педагогики и психологии.
2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали
что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного
метода.
Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как
и данные экспериментов,
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые
идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)
идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести
возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого
опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о
мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и
эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода
надо искать в самом уме).
в) мышление
основано на индукции и
до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на
математические методы.
. они даны вне
предельно ясных и четких
идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для
руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода
субстанций: духовные и материальные.
Духовная – неделимая субстанция
Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего
Декарт считается
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).
Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он
лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением
и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный
случай мышления вообще.
Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.
Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного
идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит
из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они
обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном
изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует
единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные
представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный
мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека -
ясного понимания, разума.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских
философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с
критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим
и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли,
а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие
которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве
идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
несколько иную, чем Беркли.
На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не
знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает
только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:
объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское
направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы
этого периода усилили
изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,
вооружив
человека знаниями по
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.
Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические
точно
описываемые составные
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал
рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального
аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей
математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую
разработку нашли проблемы
естественных правах человека, общественном договоре, формах
государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4.1. Мировоззренческие и
Ренессанс - это продукт внутреннего
развития человечества. Трудно поверить,
что оно началось с того, что
в 1453 году турки захватили
«Возрождение» от чего? Сами люди понимали,
что живут в переломе, и считали, что это
возрождение античной культуры после
темного средневековья. Мы сейчас понимаем
иначе.
Этот процесс распространялся с Юга на
Север: Италия, южная Германия, Франция,
Англия. До Англии процесс дошел в конце
XVI- начале XVII веков. Процесс шел диффузно.
Одна из характерных черт эпохи Ренессанса
- изменение идеалов жизни и появление
явления, называемого гуманизмом эпохи
Возрождения (который, впрочем, имеет немного
общего с тем, что мы сейчас называем гуманизмом).
В средние века, в эпоху господства христианского
мировоззрения идеалом был христианский
и скорее даже аскетический образ жизни
(по крайней мере, из всего сложного комплекса
сложной средневековой культуры можно
выделить такой компонент). На смену этому
пришел идеал полного раскрытия внутренних
человеческих возможностей - гуманизм.
При этом действительно обратились к античности,
идеализируя ее, понимая ее крайне ограниченно,
но все равно связывали эту идею с античностью.
При этом гуманизм был крайне индивидуален
и эгоистичен, что его и отличает от нынешней
гуманности. Например, в «Ромео и Джульетта»
описывается итальянский город эпохи
Ренессанса - все друг друга убивают. Бенвенуто
Челлини писал в мемуарах, что вынужден
был ходить к любовнице вооруженным до
зубов.
Одной из характерных черт эпохи гуманизма
является жесткое отрицание схоластики,
часто в иронической форме. Уильрих фон
Куттен, Эразм Роттердамский «Похвальное
слово глупости», Брант «Корабль дураков»
- наргонная (дурацкая) литература, ироничная
и само ироничная. («Я на корабль сам вхожу,
зачем, о том сейчас скажу... науки дух оберегает
книги от мух...» - много книг, которые он
не читает. Корабль дураков отплывает
в страну Наргонию.) Самое знаменитое произведение
- «Гргантюа и Пантагрюэль» Рабле, где
схоласт-учитель сделал Гаргантюа полным
дураком, а потом учитель- гуманист развил
его способности.
Эпоха гуманизма, видимо, не случайно совпала
с религиозной реформацией (с 20х годов
XVI века). Больше столетия по всей Европе
идут религиозные войны. Последней была
30ти - летняя война 1618-1648. Эти войны оказались
страшно жестокими: Варфоломеевская ночь
и прочее. Это же происходило не только
во Франции. В Голландии протестанты сделали
то же самое с католиками. За время 30ти
- летней войны население Германии уменьшилось
более чем в 2 раза, так что во многих городах
было официально разрешено многоженство
(пик пассионарности? :) Результатом явился
раскол Западной церкви. На Юге Европы
сохранилась католическая церковь, подчиненная
Папе Римскому, а на Севере и в некоторых
других областях - различные виды протестантизма.
Например, наиболее крупный представитель
- англиканская церковь, наиболее консервативная
и близкая к католицизму. Генрих VIII хотел
развестись с очередной женой Екатериной
Арагонской, Папа не дал согласия на развод,
и Генрих объявил себя главой церкви. Все
осталось как прежде по существу. Лютеранская
форма - Германия, Скандинавия, Прибалтика.
Гугеноты (кальвинизм) - во Франции, в Швейцарии,
в Голландии; английские и шотландские
пуритане. Баптисты. Были еще мелкие ответвления,
некоторые из которых не дожили до сегодняшних
дней (анабаптисты, менониты - южная Германия,
их последователи эмигрировали в США и
до сих пор говорят на старогерманском
языке и не пользуются двигателями и механизмами,
а также в южную Африку, где слились с бурами).
Философия эпохи Ренессанса связана с
резкой критикой схоластики. Ее философские
идеи ближе к Платоновским, но аристотелезированы
(в эпоху средневековья было наоборот).
Отказаться от изучения природы, привитой
аристотелизмом, уже было нельзя. Но сама
природа понималась в платонизированной
форме, так как основная идея - это идея
космической гармонии. Природа толкуется
с точки зрения идей гармонии. Авторы:
Николай Кузанский (кардинал римской церкви
в городе Кузе, его настоящая фамилия Кребс)
1401-1464, Пико делла Мирандола (Джованни)
1463-1494, Леонардо да Винчи 1452-1519, Николо
Макиавелли 1469-1527, Бернардино Телезио
1509-1588, Джордано Бруно 1548-1600. Именно они
и являются собственно философами и высказывали
оригинальные идеи. Есть еще и популяризаторы,
типа Рабле.
С одной стороны, начали развиваться космологические
натурфилософские картины мира: Кузанский,
Телезио, Бруно. Одна из фундаментальных
идей - идея мировой гармонии, она стала
выражаться математически. Эпоха Ренессанса
- это расцвет математики. (Кардан, Николо
Тарталья, который нашел общую формулу
решения кубических уравнений, а Кардан
их выпросил и опубликовал. В те времена
были соревнования математиков по определенному
классу задач, Тарталья именно к этому
событию и постарался. Кардан же эмпирически
открыл, что наибольшая дальность бросания,
то есть баллистического полета, возникает
тогда, когда удается бросить груз под
углом 45 градусов. Это был стратегический
секрет, так как, это было время метательных
орудий.) XVI век - это исследование формы
кривых, задаваемых различными уравнениями,
например «Локон Альгези» по имени женщины-математика.
Все это закончилось, когда Декарт создал
аналитическую геометрию - общий способ.
Это увлечение кривыми привело к созданию
аналитической геометрии. Один из последних
представителей натурфилософии - Иоганн
Кеплер.
С другой стороны, гуманизм эпохи Возрождения.
Здесь в центре внимания стояла проблема
человека, которая логично переросла в
проблему общества. В это время появилась
концепция естественного человека, в противовес
средневековой философии, как человека
наделенного естественными характеристиками.
Этому посвящены работы Мирандола, да
Винчи; проблема общества - у Макиавелли:
«Государь» («Принцепс»), где излагаются
некоторые правила управления государством.
Макиавелли преподносят как сторонника
неограниченного самодержавия. Но он был
республиканцем, членом Совета. Есть мнение,
что эта книга - политический памфлет,
направленный против самодержавия, а конкретно
- против Борджиа. Но в дальнейшем за Макиавелли
установилась репутация сторонника циничного
самодержавия.
Именно эпоха Ренессанса и идея естественного
человека дала начало такому жанру, как
утопия: Томас Мор (Мур) «Утопия», Томазо
Кампанелла «Город О», Рабле (элементы
утопии есть в изображаемом им аббатстве).
Во всех этих утопиях, как и в трудах Платона,
есть элементы антиутопии. Например, в
«Городе О» много посвящено организации
института, который у нас называется «стукачеством».
Вряд ли можно говорить о благородных
мечтателях - утопистах. Самое интересное
в этот период - это появление идей естественного
права. В средние века право трактовалось
как божественное установление. Голландец
Гуг Гроцц является классиком юридической
литературы. Он был прямым продолжателем
Юстиниана, между ними не было значительных
авторов.
При всем том философия эпохи Ренессанса
не смогла полностью преодолеть средневековую
схоластику. Протестантизм выработал
довольно быстро свою схоластику, которая
была ничем не лучше, чем ортодоксальная
католическая. Но в протестантизме было
больше идеальных, мистических элементов,
католическая же была более рациональная.
Протестантская церковь очень долго сжигала
колдунов. Католики с течением времени
прекратили преследование колдунов (самое
страшное время - конец XIV - начало XV веков,
время «Молоха ведьм»), а протестанты еще
долго продолжали, например, салемский
процесс в США в конце XVII века. С другой
стороны, в борьбе с протестантами католическая
церковь значительно переработала и усовершенствовала
схоластику. Значительную роль в этом
сыграл орден иезуитов, созданный для
сохранения католической церкви. Была
создана специальная система образования
- иезуитские колледжи (в основном во Франции),
где была прекрасная система образования.
Это были учебные заведения на грани средних
и высших. По-разному реформируемая схоластика
в XVI веке оставалась непреодолимой, и
решающим моментом в ее преодолении была
эпоха Нового Времени. Официально Новое
Время началось в 1642 году с началом английской
революции. В философии эта эпоха началась
на 30 лет раньше. Обобщая все вышеизложенное
можно отметить следующее:
С XV века в Европе начинает складываться
новая картина мира. Главное в ней - новое
понимание человека. Существенное значение
в этом процессе имело искусство. Человеческая
телесность, естественные потребности,
впервые после 1000 лет средневековья, осознаются
не как носители греховности, а как высшая
ценность и подлинная реальность. Таким
образом, словесному миру религии и схоластики
противопоставляется мир в его непосредственности,
чувственном богатстве.
Поэтому мировоззренческая установка
Возрождения состояла в открытии самоценности
человеческой личности и в гуманистической
направленности познания.
Эпоха создала идеал культурного индивидуализма,
который имеет общечеловеческое значение.
Ведь гуманистический индивидуализм эпохи
направлен не на практическую экономическую
деятельность, а на культурную.
Методологическая установка Возрождения
- переход от мёртвых абстракций и комментирования
сочинений древних библейских пророков
к живому наблюдению вещей.
Потребность изображения человеческого
тела не в символическом, а естественном
виде дала толчок к развитию анатомии,
интерес к оптике. Мир резко раздвинул
свои границы.
^
Информация о работе Философия эпохи Возрождения и Нового Времени