Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:32, реферат
В этом реферате представлены некоторые положения философии управления качеством Э. Деминга, которые нашли массовое применение и подтверждение высокой эффективности. Краткое описание этих положений имеет своей целью лишь обратить внимание на главное в философии управления качеством и важность ее практического применения. Философия эта универсальна и пригодна не только для организации работ в промышленности и административных службах, но также в сфере услуг (например, при обучении, в банковском деле и др.).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АСПИРАНТУРА
Реферат
по дисциплине «История и философия науки»
на тему: Философия качества и управления качеством
Выполнил:
аспирант
Отрубянников А.Н.________________
(Ф.И.О.)
Научный руководитель
диссертации:
д.т.н., профессор, Подмастерьев К.В.
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Преподаватель:
к.ф.н., доцент Ларина Л.Ю._______
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)
Орел 2013
Оглавление
Состояние дел с качеством во всех отраслях хозяйства страны сложное. Отставание уровня качества российской продукции от продукции наших конкурентов приобретает угрожающий характер и при незащищенности федерального рынка существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, образ жизни россиян.
Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию – «цивилизацию качества», XXI век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества.
Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономического кризисов. Историческое подтверждение тому – послевоенное развитие Японии и Германии. Для обеспечения требуемого качества в различных областях жизни России необходимо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствования форм организации производства, стандартизации, сертификации, законодательства. Необходима также кропотливая и последовательная работа организационного и научно-исследовательского плана. Все это должно привести к корректировке проводимых в стране реформ. Они должны быть ориентированы на повышение качества отечественных товаров и услуг, что сделает их целенаправленными и понятными широким слоям населения, так как в улучшении качества заинтересованы все – и товаропроизводители, и потребители, и предприниматели, и руководители страны. И тогда крупномасштабная государственная деятельность по качеству может стать
организующим
элементом общественного
Следует усилить работу по междисциплинарному исследованию проблем качества, использовать разные подходы и методы (в том числе и философско – аксиологические, ориентированные на духовные ценности), что было особенно характерно для выдающихся русских философов.
Долгие годы отечественные промышленные предприятия находились в условиях, когда заказы на продукцию и ее продажу распределялись в плановом порядке, исключая при этом конкуренцию. Отсутствие конкуренции позволяло предприятиям не особенно беспокоиться об уровне качества продукции и даже о ее цене. Потребитель (покупатель), не имея возможности выбора, вынужден был покупать то, что ему предлагали. При этом он оплачивал не только стоимость изготовления, но и ошибки товаропроизводителей, т.е. издержки на исправление брака. В рыночных условиях, условиях конкуренции потребитель получает возможность выбора и потому предприятие, выпускающее продукцию низкого качества, может оказаться без рынков сбыта и средств для существования и развития.
Причины современного экономического кризиса в России и простоев предприятий различны. Но обязательным условием выхода из него является создание и производство конкурентоспособной продукции. Безусловно, не все предприятия смогут выдержать конкуренцию. Но обществу любой страны выгодно, чтобы предприятия успешно работали. Поэтому опыт работы лучших предприятий анализировался и обогащался в результате исследований многих выдающихся специалистов, в первую очередь Америки, а позднее Японии и других стран. Наиболее известные из них: Ф.Б. Кросби, У.Э. Деминг, А.В. Фейгенбаум, К. Исикава, Дж. М. Джуран. Это о них известный американский специалист, президент Американского общества по управлению качеством (консультант Ассоциации контроля качества КНР) Дж. Харрингтон сказал, что «В 40-е годы Америка имела своих военных героев, а в 60-е образцами для подражания стали космонавты. В 80-е годы героями следует считать лидеров в области качества, поскольку их вклад в будущее Америки может быть даже больше, чем вклад выдающихся личностей прошлого». Наибольшее признание получили работы Э. Деминга.
В этом реферате представлены некоторые положения философии управления качеством Э. Деминга, которые нашли массовое применение и подтверждение высокой эффективности. Краткое описание этих положений имеет своей целью лишь обратить внимание на главное в философии управления качеством и важность ее практического применения. Философия эта универсальна и пригодна не только для организации работ в промышленности и административных службах, но также в сфере услуг (например, при обучении, в банковском деле и др.).
Качество пронизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фундаментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры.
Качеством, таким образом,
обусловлена целостность
Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, на основе которой они приобретают свое специфическое бытие и выделяются из
многообразия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым
качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным
предметом.
Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое определенность предмета? Во-первых, у предмета есть внешняя определенность, его форма, те или иные свойства, признаки. На уровне чувственного восприятия на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеется способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего воспринимается на основе их свойств. Во-вторых, что более важно и существенно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определенность, раскрываемая но основе ряда категорий: система, структура, функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней определенности предмета является целостность, придающая ему качественное своеобразие.
Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундаментальная характеристика его целостности.
Для уяснения сути категории «качество», ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и многогранной истории человеческой мысли в обобщенном виде можно выделить следующие различные вехи понимания качества:
– субстратное – характерное для древних культур и сводимое к характеристике основных космических стихий, «стихий бытия»: огонь, вода, земля, воздух и т.п.;
– предметное – обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин;
– системное – которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системы образования;
– функциональное – выражает тенденцию определять качество через
количественные показатели;
– интегральное – ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.
Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мнению, то, что существует само по себе, и образует качество. И качество стоит на втором месте после сущности.
Качество рассматривается
Аристотелем в следующих
1) как видовое отличие сущности;
2) как характеристика состояний сущности;
3) как свойство вещи.
Таким образом, по Аристотелю, категория «качество» проявляется во многих отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий – это состояния, свойства, которые способны измеряться и переходить друг в друга (тепло – холод, болезнь – здоровье и т.п.).
Аристотелевское понимание качества на многие столетия определило последующее развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества.
Идея системного понимания качества принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля исходными логическими моментами бытия выступают качество, количество и мера. «Качество, – подчеркивает Гегель, – есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество». Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость.
Идея качества присуща русской культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского народа были постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии.
Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывалось с духовностью. Так, В.С. Соловьев широко использует понятие качественной определенности при анализе нравственно-философских проблем. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства через должные (нравственные) отношения.
Добродетель как качество есть должное отношение человека ко всему
многообразию. При этом отношение качественно, оно имеет свои качественные различия. Так, индивид, отличая свою качественную определенность по отношению к другому, вступает в следующие типы отношений: отношение к низшему, к себе подобному, к высшему. Не будет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.
Русский философ Л. П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества. «Бескачественный субъект», «бескачественное я» просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосознание бескачественности – чистейшая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя наличествует оно и с разной степенью интенсивности или опознанности. В то же время Л. П. Карсавин часто использует термин «качествование» как выражение деятельной стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуациями понимается процесс активного проявления качества, реализация возможностей одного из качеств (условием этого является многообразие качества) при направленности его на другое, «иное».
«Качествование, – отмечает философ, – есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов – личностей – всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования».
Карсавин тем самым подчеркивает многогранность качества. И полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство.
В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологических факторов в экономическом поведении, в обеспечении хозяйственного подъема. Он писал: «Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, расчетливости.
Прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности как основе и мериле всех общественных отношений». Качество нового(«экономического») человека автор обозначает термином «годность», что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность – это главная конструирующая экономического развития, ключевая характеристика работника.
С более широких
Информация о работе Философия качества и управления качеством