Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:32, реферат
В этом реферате представлены некоторые положения философии управления качеством Э. Деминга, которые нашли массовое применение и подтверждение высокой эффективности. Краткое описание этих положений имеет своей целью лишь обратить внимание на главное в философии управления качеством и важность ее практического применения. Философия эта универсальна и пригодна не только для организации работ в промышленности и административных службах, но также в сфере услуг (например, при обучении, в банковском деле и др.).
Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показатели было тесно связано с экономическими процессами, практикой хозяйствования.
В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.
В 30-х годах в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества продукции выдвигается качество «рабочей жизни», то есть условий, в которых работает производственный персонал.
В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания фирм стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качеств продукции. В 1976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно – следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.
Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обостренное внимание к качеству продукции вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management – ТQМ), главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей».
Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеется и в России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического процесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свойства качества.
Это важный рубеж в решении проблем качества. Однако его недостаточно. В российской культуре есть все возможности для более всестороннего, интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной основе, охватывающей все стороны жизни талантливого, самобытного народа.
Цель качества – внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно космического процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества, таким образом, определяется:
– мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
– логико – гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта,
– психологическими факторами: качественная, хорошо организованная
деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно «заряжает» человека;
– этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;
– социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики: целостность, духовность,
демократичность, гуманистичность и т. п.;
– технологическими условиями. Они определяют значимость качества:
материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т.д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.
Проблема качества в методологическом плане содержит широкие возможности для изучения. Но для этого категория «качество» должна быть соотнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность. Это вполне отвечает современной научной парадигме, научной картине мира.
Наука в своем историческом развитии совершила в XX в, переход от парадигмы механизма, для которой было характерно механическое понимание мира и качество сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме организованности. Одним из первых, кто осознал необходимость перехода к новой парадигме, был русский ученый А.А.Богданов, провозгласивший концепцию организованности как новый способ мышления. Толкование идей организованности но основе общесистемных
представлений и термодинамики
неравновесных процессов
В результате развития отмеченных идей выявляется новое понимание качества, в котором ведущее значение приобретают системные и структурные характеристики.
Система представляет собой совокупность элементов и их связей, образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же характеристики системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и связей.
Структурный аспект качества выражает способ связей, расположения и порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику качества.
Категория организованности вводит в характеристику качества особенности пространственно - временных соотношений, уровни и формы вещественного, энергетического и информационного обмена между составляющими целостности системы, а также между системой и средой.
Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания ее классификации.
Классификацию типов качества можно проводить по тем или иным основаниям:
1) Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:
-качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств;
- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики;
2) По природе носителей качество различается на:
-природное качество, детерминированное естественными закономерностями;
- социальное качество, обусловленное особенностями социальных отношений;
-духовное качество, характеризующее духовный мир ценностей;
3) Структурный подход позволяет различать структуры качества: природное, социальное и духовное;
4) Системный подход различает системы самоорганизующиеся и
несамоорганизующиеся. Любая сложная система включает три уровня: субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов системы) и информационный (уровень обмена информацией);
5) По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых, стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих, ориентирует на интеграцию различных подходов, видов деятельности.
В современных условиях как в науке, так и в практике приходится иметь депо со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в данной типологии системного качества.
Первый род качества – природный, материально-структурный. В его
основе лежат свойства сомой природы. Любое природное тело - почва, вода,
воздух и т. п. - определяется прежде всего по своему материально-структурному качественному статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функционирования.
С первым родом качества связан второй - функциональный. В основе этого типа качественной определенности лежит принцип специализации, назначения. Это прежде всего видно на примере предметов (вещей, процессов), созданных человеком. Все предметы, созданные человеком, определяются по этому принципу. Здесь нас интересует их назначение, их функции. С этими же мерками мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то или иное функциональное качество, например, почве - биопродуктивность, не придавая значения тому, чем и какими системными факторами она обусловлена. К сожалению, функциональный подход широко распространен и по отношению к человеку. Для работодателя функциональные качества человека превыше всего.
Третий род качество - системный. Он значим для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование прежде всего системное образование, для которого ведущее значение имеет его целостность, характер взаимосвязи составляющих его элементов.
Современная наука синергетика, развивая идеи системности и
организованности, большое значение придает описанию сложных систем. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функционирует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими - вероятностными в своем описании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возможностей весьма велико что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хаотическому.
Для противодействия этому сложные системы строятся по иерархическому принципу, когда каждый уровень системы оказывается самостоятельным и саморегулируется.
Качество системы во многом определяется ее элементами, а также способом их взаимосвязи, т. е. структурой. В таком понимании элемент рассматривается как неделимый компонент целостности системы, ее неделимая
целостная единица. Например, по отношению к человеческому организму, его элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы. По отношению к человечеству как общепланетарному образованию, качеством неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном системном образовании функции неделимой целостной единицы выполняют биогеоценозы.
Элемент в подобном аспекте всегда несет в себе свойство системного
качества, представляет ему систему в «сжатом» виде. Совокупность элементов системного качества необходима для полноты проявления ее свойств.
Всякая сложная система имеет определенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и определяет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физический (субстратный), термодинамический, информационный и др. Количественно состояние системы определяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней неупорядоченности системы или,
другими словами, накопления хаоса.
Э. Деминга называют революционером капитализма, отцом революции качества в Японии. Сам он представлялся доктором философии, консультантом по статистическим исследованиям. Результаты его работы, выполненной в течение примерно 65 лет положены в основу деятельности различных промышленных предприятий и организаций многих стран мира.
Его жизнь прошла в Америке. Э. Деминг преподавал в Йельском университете, где в 1927 г. он защитил докторскую диссертацию. Затем работал в лаборатории связанного углерода, в которой разработал ряд статистических методов и применил их при планировании экспериментов, сэкономив для фирмы время и деньги. Деминг придавал большое значение статистическим методам в управлении не только производством, но и любых систем деятельности человека.
Во время второй мировой войны, когда значительная часть квалифицированных специалистов была призвана в армию, Деминг обучил около 35000 инженеров и техников статистическим методам на заводах военного комплекса США. Благодаря этому уровень качества производимой военной техники был высоким.
Информация о работе Философия качества и управления качеством