Философия как исторический тип мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:24, лекция

Описание работы

Необходимость повышенного внимания к мировоззрению обусловливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами, связанными с современным состоянием общества.
В современной философии имеется значительное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как материально-духовная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью.

Содержание работы

Структура и содержание мировоззрения.
Типология мировоззрения.
Особенность философского знания.

Файлы: 1 файл

Lektsion_komplex_OM.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Изучение философии  Платона позволяет сделать вывод о том, что в его учении впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-сущностного мира. Утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами, Платон, таким образом, положил начало идеалистической линии философии, которая в античности получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля, а наиболее ярко представлена в средневековой философии.

Влияние философских  взглядов Платона на развитие медицины в Древней Греции, проявилось в  том, что они явились основой всех идеалистических медицинских систем до XIX века включительно.

Суть медицинской системы  Платона состоит в следующем. Человеком правит «вечный разум» посредством трех душ: разумной, которая  помещается в мозгу, животной, обитающей  в крови, и растительной, находящейся в печени. Все три души правят опосредованно с помощью трех сил — мыслительной, движущей и питающей, и управляют четырьмя элементами (огонь, вода, воздух и земля), существующими в организме в виде плотных частей и влаг (крови, слизи, желчи). Если они подчиняются душе и, следовательно, находятся в «кразе», то организм здоров. Таким образом, по Платону, причина болезней — не во внешнем факторе, а в том, что физическая сторона организма не «подчиняется» духовной, божественной. Поэтому терапия заключается не столько в приеме определенных лекарств, сколько в исполнении всевозможных религиозных обрядов, танцев и гимнов.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) был сыном врача (Никомаха), получил медицинское образование. Несколько лет был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 336 г. до н.э. открыл в роще Ликея свою философскую школу, получившую название перипатетической (прогуливающихся философов).

Аристотель впервые  провел разграничение наук, выделив  для каждой из них специальные  области исследований, и установил различие между теоретическими (метафизика, физика, математика), практическими (этика, экономика, политика) и творческими (поэтика, риторика) науками. Особая заслуга Аристотеля состоит в разработке проблем логики, учения о категориях (выделил и проанализировал десять категорий).

Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его главным преимуществом  человека перед остальным миром. Разум есть способность мыслить  общее, он обусловливает действие человека и формирует его волю. Воля же предполагает готовность человека к нравственному выбору, основанному на знании общего. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Центральным понятием аристотелевской этики является добродетель. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти «среднюю линию поведения».

Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма (IV в. до н.э.—V в. н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека.

 

Литература.

  1. Алексеев П.В. История философии. Издательство «Проспект»Москва. 2005 г.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издательство «Проспект-Н»Москва. 1997 г.
  3. Введение в философию. Часть 1 и 2. Москва. Издательство политической литературы. 1989 г.
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Москва. Издательство «ИНФРА-М» 1999 г.
  5. Философия. Алматы. Издательство «Раритет», 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО»Медицинский  университет Астана»

Кафедра философии  и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 4: «Феномен философии в средневековой культуре».

 

Количество  часов: 2

 

Курс: 2

 

Специальность: «Общая медицина»

 

Составитель: к.ф.н., и.о. доцента Елеукулова А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2010 г.

 

  1. Тема: «Феномен философии в средневековой культуре».

2. Цель: выявить особенности средневековой философии этого периода, показать роль и значение исследований Ибн-Сины  в истории человеческой цивилизации.

3. Тезисы лекции:

План:

  1. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
  2. Патристика как этап становления средневековой европейской философии.
  3. Схоластика как этап становления средневековой европейской философии.

 

 

Особенность средневековой  философии проявились в происходившей  на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.

Под реализмом подразумевалось  учение, согласно которому подлинной  реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Т.е. средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Благодаря им человеческий разум в состоянии познавать сущности вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Очевидно, что главной  универсалией выступает бог. Поэтому  всякое познание возможно лишь с помощью  божественного разума, а сама жизнь  людей должна быть ориентирована  на Бога.

Противоположное направление  было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом, с утверждением универсальности материального мира. Оно получило название номинализма.

Согласно номиналистам, общие понятия есть только слова, имена. Они не обладают самостоятельным  существованием вне и помимо единичных  вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для всех людей как выразителей человеческого рода. А поскольку все люди суть живые, социально организованные существа, обладающие сознанием, то в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое социальное существо, наделенное сознанием. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок. 1050—1120), сводили универсалии к словам и звукам человеческого голоса. Умеренные номиналисты (Пьер Абеляр, 1079—1142) «концептуально» обосновывали первичность вещей, но как неотделимых от «общего».

Спор номиналистов и  реалистов продолжил обсуждение античной проблемы о соотношении  единичного и общего, как она ставилась  еще Аристотелем. Он различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся с определением онтологического статуса тех и других. Свое завершение данная схоластическая проблема европейского Средневековья нашла в трудах Ф. Аквинского

2. Патристика как этап становления средневековой европейской философии.

        Характерной чертой философии Средневековья является повсеместное обращение к теоцентризму — христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первоосновы сотворенного им мира. Особенно сильно это влияние было заметно в Европе, а также в Византии, Передней Азии и Северной Африке. Возникает патристика (от лат. pater— отец) — философские учения «отцов церкви», призванные обосновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ из Гиппона (Северная Африка) Аврелий Августин (Блаженный) (354—430). Августин логически обосновывал тринитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла. Историю общества он объяснял на основе Библии и считал, что люди с помощью Бога могут достичь конечной цели — «града Божия». Главным в человеке видел душу, через спасение которой и можно добиться милости Бога. Августин приспосабливал некоторые идеи Платона к христианскому богословию. Патристика явилась основой формирования собственно христианской философии. Она положила начало и схоластике как способу обоснования, зашиты и систематизации религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Классиком католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225—1274). Фома писал обо всем, отвечал на сотни и тысячи различных вопросов. Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма - современного религиозно-философского учения католицизма.

2. Схоластика  как этап становления средневековой  европейской философии.

Философия Ф. Аквинского - реакция на аверроизм, учение арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Рушда (Аверроэса) (1126-1198), жившего в Испании. Ближайшая цель ее — критически переосмыслить учение о двойственности истины. Но главная цель состояла в разработке философских основ утверждавшегося католицизма. Истина одна, учил Фома, она от Бога. Все существующее, по его утверждению, создано Богом «из ничего», управляется Богом. Жизнь каждого человека предначертана Богом. В служении ему состоит главный смысл жизни человека.

Природа — это подножие небесного, божественного царства. Все в мире расположено по ступеням божественной иерархической лестницы: внизу неодушевленные вещи, выше —  человек, еще выше — ангелы, святые и, наконец, — Господь Бог.

Аквинский логически  обосновывает пять положений о существовании Бога. Так, если всякое явление или предмет имеют причины своего возникновения и существования, то должна быть главная причина причин. Такой главной причиной всего и является Бог. Если природа, человек, государство могут характеризоваться категориями прекрасного, то существует абсолютная красота. Такой красотой является Бог. Все доказательства бытия Бога Ф. Аквинского представляли цепочки логических рассуждений.

 

Литература.

  1. Алексеев П.В. История философии. Издательство «Проспект»Москва. 2005 г.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издательство «Проспект-Н»Москва. 1997 г.
  3. Введение в философию. Часть 1 и 2. Москва. Издательство политической литературы. 1989 г.
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Москва. Издательство «ИНФРА-М» 1999 г.
  5. Философия. Алматы. Издательство «Раритет», 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО»Медицинский  университет Астана»

Кафедра философии  и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 6 «Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры».

 

Количество  часов: 2

 

Курс: 2

 

Специальность: «Общая медицина»

 

Составитель: к.ф.н., и.о. доцента Елеукулова А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2010 г.

 

Тема: «Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры».

2. Цель: выявить особенности средневековой философии этого периода, показать роль и значение исследований арабоязычных мыслителей в истории человеческой цивилизации.

3. Тезисы лекции:

План:

  1. Философские идеи Аль-Фараби.
  2. Философские идеи Ибн-Сины.

3.  Философские  идеи Ибн-Рушда.

Арабская философия  в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуждениям.

Крупными представителями  философской мысли Востока являются видный среднеазиатский философ, ученый энциклопедист, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке Аль Фараби; великий ирано таджикский философ и врач Ибн Сина (Авиценна); выдающийся ирано таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям; арабо испанский врач и философ Ибн Рошд (Аверроэс) и другие.

1. Философские  идеи Аль-Фараби.

Аль Фараби (870–950) принадлежит  около 100 работ по философии и  истории естественных наук. Он исходил  из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и практические (этика и политика). Первенство в системе наук он отдает логике, которая позволяет человеку отличить истинное знание от ложного. Отсюда философ придает большое значение разуму человека . Именно философия позволяет человеку понять сущность бытия. Оно «едино» и в то же время – «многое». Такое состояние бытия есть результат эманации, т. е. истечения различных «сред бытия» из «единого». Сам мир предстает у Аль Фараби в виде девяти заключенных друг в друга сфер небосводов, в которых живут души, выступающие причиной вращения этих сфер вокруг Земли. Движение сферы небосводы получили от первотолчка.

Аль Фараби использовал  аристотелевское учение о форме  и материи для объяснения многообразия мира. Он не соглашался с Платоном в  вопросе бессмертия души, ибо считал ее появление и смерть одновременными с появлением и смертью тела. Отсюда теория познания у Аль Фараби – это не теория воспоминания, как у Платона, а теория познания мира в единстве чувств и разума, когда разумная душа постигает природу вещей, используя показания чувств. Сущность вещей познается умом, который должен прежде всего опираться на логику, но использовать материал, поставляемый органами чувств.

Информация о работе Философия как исторический тип мировоззрения