Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, лекция
1. Понятие философии, её специфика как науки
2. Структура философии
3. Функции философии
Изменившееся представление о человеке породило веру в возможность построения справедливого и благополучного общества, что нашло отражение в утопических теориях. Утопия – это сочинение, описывающее вымышленное совершенное (по мысли его автора) общество. В наше время под утопией понимают несбыточные фантазии.
Первые утопии появились ещё в античности, а в эпоху Возрождения появилось само слово «утопия» (с греч. - «место, которого нет») – так называлось сочинение английского государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) о вымышленном острове-государстве.
Второй известной утопией является «Город Солнца» итальянского монаха Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Общие черты утопий:
1. утописты считали причиной
всех общественных проблем
2. отсутствие товарно-денежных отношений (торговли), обеспечение жителей вещами и продуктами по потребностям;
3. формирование у граждан
4. сокращение рабочего времени
(6 часов – в утопии Мора, 4 часа
– в «Городе Солнца»). Сокращение
потребления позволяет
5. свободное время посвящается всемерному развитию духовных и физических способностей. Именно это является целью жизни утопийцев, а не накопление и потребление материальных благ, как в обычном обществе;
6. в совершенном обществе
7. демократический режим
Гуманистические и утопические теории оказали большое влияние на мыслителей последующих веков, в том числе, на немецкого философа Карла Маркса (1818-1883). Его наиболее талантливым последователем был В.И.Ленин (1870-1924), под руководством которого в 1917 году в России произошёл государственный переворот, и возникло такое государство как Союз Советских Социалистических Республик. В СССР на протяжении 70 лет предпринималась самая масштабная попытка претворения утопии в жизнь, которую называли строительством социализма и коммунизма. Коммунизм задумывался как общество, основанное на общественной собственности на средства и результаты труда, достигшее высокого уровня развития науки, техники, материального производства и, как следствие, материального изобилия, что позволит организовать жизнь по принципу «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Опыт СССР ещё раз подтвердил невозможность реализации утопий.
Тема 6. Философия Нового времени
1. Философия 17 в.
2. Философия Просвещения (18 в.)
1. Философия 17 века
В 17 в. начинается становление буржуазного
общества. Бурно развивающееся производство
нуждается в научных рекомендациях и тем
самым стимулирует развитие науки. Резко
возрастают роль и авторитет науки в обществе.
Если в античности наука в основном служила
средством удовлетворения любознательности,
в Средневековье она практически не развивалась
(разве что алхимики искали философский
камень), то в Новое время от неё стали
ожидать принесения практической пользы,
увеличения власти человека над природой.
Наука превращается в производительную
силу. Изменившееся отношение к науке
первым выразил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626): «Знание – сила».
Вследствие повысившегося авторитета науки и знаний в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философы начинают резко критиковать средневековую схоластику за отсутствие знаний о закономерностях естественного мира, поскольку она в основном занималась постижением сверхчувственного мира. Методом Откровения нарождающаяся наука не пользуется по причине его необычности и доступности небольшому количеству людей. Философы и учёные начинают разрабатывать понятные и доступные каждому заинтересованному исследователю методы познания мира, споря о том, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум. При ответе на этот вопрос возникли такие философские учения как эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – это философское учение, считающее чувственный опыт человека, то есть показания органов чувств исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям и суевериям. Считалось, что разум только упорядочивает, классифицирует чувственный опыт, ничего нового не добавляя к нему. Эмпирики утверждали, что доверять можно только знанию, полученному на основе опытов и экспериментов. Тем самым они заложили основы научного – опытно-экспериментального – метода исследования природы. Эмпириком был Ф.Бэкон.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский учёный и философ Рене Декарт (1596-1650).
Декарт полагал, что истина не может быть получена на основе чувственного познания, т.к. органы чувств часто ошибаются и обманывают человека. Истина может быть выведена только из разума. Например, глазами мы видим движение Солнца вокруг Земли, но умом мы понимаем правоту Николая Коперника. Разуму можно доверять в большей мере, чем органам чувств, потому что разуму присущи врожденные, доопытные идеи, из которых можно вывести путём логического рассуждения всё возможное знание о мире. Все тайны Вселенной можно постичь, не выходя из собственного кабинета, без непосредственного контакта с окружающим миром, без экспериментов – одним лишь мышлением, но при этом строго придерживаясь определённых правил.
В поисках таких врожденных идей, истинность которых настолько самоочевидна, что они не нуждаются в доказательствах и могут стать основой наших знаний, Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненно лишь существование мыслящего Я. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждает философ и тем самым признаёт разум источником и главным средством познания.
Благодаря усилиям эмпириков и рационалистов начали формироваться научные методы познания: естественные науки стали опираться на экспериментальную базу, ориентироваться на поиск понятных разуму закономерностей устройства мира (без мистики, ссылок на чудо и т.п.).
2.Философия Просвещения
18 в. вошел в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное течение, представители которого выступили с критикой отживающего феодального общества, требованием ограничения влияния религии и церкви на все сферы общественной жизни. Просветители боролись с религиозными предрассудками, распространяли философские и научные знания, требовали переустройства общества в соответствии со здравым смыслом, а не с церковным учением. Мировоззрение просветителей оптимистично. Они верили:
1) в безграничные возможности разума в деле познания мира: природы, общественной жизни, самого человека;
2) человек по своей природе – доброе и непорочное существо. Люди рождаются ангелами, которых портит жизнь в несовершенном обществе;
3) вооружённый знаниями добрый
по природе человек может
В центре внимания мыслителей эпохи Просвещения оказались проблемы социальной философии. Влиятельнейшим философом был Жан Жак Руссо (1712-1778).
«Люди рождаются свободными, равными и непорочными» - исходный тезис философии Руссо. Почему же тогда в обществе царят несвобода, неравенство и всеобщая вражда? Почему «человек человеку – волк», как утверждал английский философ 17 века Томас Гоббс? Виновата деспотичная государственная власть. Тогда возникает вопрос: как и зачем появляется государство? Церковь столетиями утверждала, что всякая власть от Бога, и поэтому свята и неприкосновенна. Руссо же популяризировал теорию «общественного договора», по которой государство имеет не божественное, а земное, естественное происхождение. Первоначально, когда ещё не было государства, в обществе царил беспредел, война всех против всех, и каждый должен был сам себя защищать. Устав от вражды, люди заключили неписаный договор, что часть своей свободы они отдают государству, то есть обязуются ему повиноваться, а взамен оно обязуется охранять их от разбойников и внешних врагов. Таким образом, главная цель государства – охрана своих подданных, забота о них, обеспечение свободы и равенства людей. Если же государственная власть сама начинает нарушать права людей, то вполне справедливо и законно восстание народных масс, революция с целью смены деспотической власти более справедливой.
В отличие от остальных просветителей с их оптимистической верой в разум, науку, просвещение, прогресс Руссо увидел отрицательные последствия этих явлений. По мнению Руссо, за развитие науки и искусства человечество расплачивается падением нравов. Дикари жили по принципу «Один за всех, все за одного». Цивилизация испортила людей, теперь каждый озабочен личными интересами. Восстановить нравственность, избавиться от многих недостатков общества можно путем отказа от городской цивилизации, возвращения к природному, естественному состоянию жизни.
Особое значение Руссо придавал воспитанию человека. Предполагалось, что под воздействием правильно организованного процесса воспитания и образования все граждане станут нравственными и просвещёнными. Родившихся непорочными детей нужно забирать у родителей, портящих их своим воспитанием, отдавать на воспитание профессионалам. Детей нужно увозить из городов, которые являются рассадниками порока, в деревню, воспитывать без насилия, с учётом врождённых интересов и способностей.
Социально-философские идеи просветителей оказали большое влияние на общественную жизнь. Просветители стали идеологами и вдохновителями Французской революции конца 18 в., проходившей под лозунгом «Свобода, равенство, братство», а также революций последующих столетий. Именно с Французской революции 1789 года начался отсчёт современной истории, так как западные общества стали основываться на системе демократических ценностей, главными из которых считаются свобода и равенство всех граждан перед законом.
1. Философские идеи И.Канта
2. Философская система Г.В.Ф.Гегеля
3. Философия классического марксизма
1. Философские идеи И.Канта
В конце 18 века Европа переживала разочарование в идеях просветителей. Создать образцовое общество, в котором все были бы свободны и равны, не удалось, почти все народы оказались втянуты в различные конфликты и войны. Философы задумались над проблемой, почему это произошло, ведь человек же вооружён разумом. Неужели разум – это ненадёжное и неэффективное средство познания и преобразования мира? Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) занялся исследованием вопроса о способностях и границах разума.
До Канта философы считали, что в мире есть познанное и непознанное, причём, превратить второе в первое – дело времени, когда-нибудь вооружённый всемогущим разумом человек познает всё. Кант же полагал, что помимо познанного и непознанного в мире есть ещё и непознаваемое. Это значит, что между миром и нашим представлением о нём есть существенная, принципиальная разница. Она обусловлена специфическим устройством человека, а именно врождёнными способностями получения и осмысления чувственного опыта. Например, если бы у человека был другой набор органов чувств или другие мыслительные способности, то и картина мира была бы другой.
По Канту, объекты действительности
обладают гораздо большим набором
свойств и связей, чем мы можем
познать. Доступные познанию свойства
и связи объектов философ называл феноменами – «вещами для нас». Непознаваемую
сущность объектов Кант обозначил понятием «ноумен» - «вещь в себе».
Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального разумного переустройства мира. Всегда останутся неизвестные и неучтённые человеком факторы, которые перечеркнут намеченные им планы.
Что же тогда остаётся делать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других. Вторая формулировка императива: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали все».
2. Философская система Г.В.Ф.Гегеля
Георг Гегель (1770-1831) также как и Кант пытался осмыслить разочарование в идеях просветителей, но у него был принципиально иной подход: философ задумался о перспективах развития общества – есть ли основание для веры в прогресс? По мнению Гегеля, такое основание есть. Философ считал, что мир и общество созданы всемогущей сверхъестественной разумной силой – Абсолютной идеей (Мировым разумом). История мира и общества – это реализация грандиозного замысла, разумного плана Абсолютной идеи.
Людям кажется, что они сами творят историю, сами придумывают идеалы и цели своей деятельности. Однако результат всегда отличается от намеченных планов, а это значит, что на самом деле люди являются орудием неведомой для них силы, марионетками, исполняющими замысел Абсолютной идеи. Абсолютная идея внушает некоторым людям прогрессивные мысли, эти люди становятся выдающимися личностями, вдохновляющими массы на реализацию своих замыслов, а на самом деле – плана Абсолютной идеи. Люди для Абсолютной идеи – всего лишь средство, материал для реализации её замысла, и распоряжается она этим материалом расточительно, беспощадно и безжалостно, ценность человеческой жизни невелика, история общества пишется кровью.
В различные эпохи разные народы становятся своеобразными избранниками Абсолютной идеи, носителями и выразителями её замысла. История начинается в Китае, эстафету разума подхватывает Индия, затем Персия, Ближний Восток, потом Греция и Рим и, наконец, Германия. Только эти народы вносят вклад в культурное развитие человечества и представляют ценность для истории. По мнению Гегеля, общественная жизнь кажется бессмысленным хаосом, если посмотреть на небольшой период. Если же обозреть всю историю человечества, то обнаружится устойчивое прогрессивное развитие, выражающееся в увеличении степени свободы.