Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, лекция
1. Понятие философии, её специфика как науки
2. Структура философии
3. Функции философии
Идея экзистенции. Предметом изучения философии является не бессмысленный мир, а человек, его существование - экзистенция. Под экзистенцией понимается жизнь конкретного человека. Причем, не внешняя, предметно-вещественная жизнь (кем работает, сколько получает, чем обладает и т.п.), а исключительно внутренняя, духовная жизнь, мир мыслей и переживаний человека. «Человек наполнен экзистенцией, как футбольный мяч воздухом». Именно в этом внутреннем, духовном мире человек может и должен искать опору для выживания в мире абсурда, поскольку всех внешних опор (денег, семьи, положения в обществе и т.п.) его легко лишить во время социальных потрясений.
Идея свободы. Главной характеристикой экзистенции является свобода. У человека нет, конечно же, абсолютной свободы, он зависит от многих природных и социальных факторов. Человек свободен в том смысле, что его жизнь, его поступки не запрограммированы Богом, генами или же воспитанием, он сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, и потому трудно предсказать, спрогнозировать его действия. Человек сам пишет сценарий своей жизни и наполняет её смыслом. Человек - это постоянно незавершенный проект, он сам себя постоянно конструирует, изобретает, и в этой внутренней творческой деятельности он свободен.
Идея выбора. Свобода постоянно ставит человека перед необходимостью выбора. Человек все время должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности, нормы и идеалы. Причем, для выбора нет достаточных оснований, нет никаких универсальных, всеобщих и единственно правильных ориентиров. При принятии решений человек не может с уверенностью опереться на христианскую или другую мораль, все относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать.
Идея личной ответственности. Сделав выбор, человек несет за него личную ответственность и не может переложить ее на других людей или обстоятельства. «Для человека нет алиби», то есть, нет оправданий. Трус ответственен за свою трусость, предатель – за своё предательство. Человек не может сказать: «А что мне оставалось делать? У меня не было выбора». Выбор есть всегда. Вопрос только о цене выбора, которая бывает достаточно высокой, иногда даже может равняться жизни. И далеко не всегда человек готов платить по высокой цене. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность и в то же время предопределяет будущее мира.
Идеи экзистенциалистов носят ярко выраженный этический характер, мобилизуют людей на формирование активной жизненной позиции, отказ от любых оправданий своих действий внешними или внутренними факторами, осознание своей ответственности за личную и общественную жизнь.
2. Философские идеи феминизма
Феминизм – это движение женщин против дискриминации по признаку пола. Известная представительница феминизма Симона де Бовуар (1908-1986) подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка как первого, высшего пола и оценка женщин как второго, а по смыслу – второсортного пола. Женщина долгое время считалась неполноценным и зависимым существом, низшим по сравнению с мужчиной, ограниченным и слабым, весь смысл жизни которого – служить мужчине и быть ему полезной. Её роль в обществе сводилась к тому, чтобы быть женой и матерью. Женщине отказывали в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина, она была выключена из общественной жизни (не работала на государственной службе, не имела избирательных прав и т.п.). Сфера принятия решений, наследование и т.п. – всё было прерогативой мужчины. Этот уцененный статус женщин в ослабленном варианте сохраняется до сих пор, объявляется данным от природы и потому неизменным, навязывается женщинам, и они с ним смиряются. «Анатомия - это судьба», - выражал мужскую позицию З.Фрейд. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни.
Возражая З.Фрейду,
С. де Бовуар в духе идей экзистенциализма
утверждала, что нет никакой биологической
запрограммированности
Во многих странах женщины добились равноправия де-юре и теперь борются за равноправие де-факто. Беларусь, по данным Всемирного банка, занимает 23-е место в мире по гендерному равенству из 128-ми возможных.
1. Тема России в русской философии
2. Русский космизм
3. Философская мысль Беларуси
1. Тема России в русской философии
Русская философия возникла в эпоху
средневековья и долгое время
не выдвигала собственных
Чаадаев разделял мнение просветителей, что человечество движется по пути прогресса, увеличения степени свободы. Исключение составляет Россия. Страна имеет выгодное географическое положение – между Западом и Востоком – и могла бы синтезировать достоинства двух цивилизаций – западный рационализм, умение организовать материальную жизнь и восточную духовность. Это сделало бы Россию лидером мирового развития и культурного прогресса. Синтез не состоялся. В итоге, Россия – отсталая страна, не способная создать ничего, что вошло бы в сокровищницу мировой культуры. Историческая миссия России заключается лишь в том, чтобы дать отрицательный урок другим народам – «так жить нельзя». Причинами застоя в России Чаадаев считал самодержавие (абсолютную власть царя), крепостничество (отсутствие прав и свобод у граждан, в том числе, у знатных и богатых), православие (которое не осуждало самодержавие и крепостничество). России нужно учиться у Запада, перестроить общество по западному образцу.
Идеи Чаадаева вызвали большой резонанс, в результате чего в середине 19 в. сформировались два течения общественной мысли – западники и славянофилы. Они начали спорить о значении реформ Петра I, разрезавших историю страны на две части, и о пути дальнейшего развития России.
Западники одобряли реформы Петра I. Они считали, что существуют единые для всего человечества закономерности развития. Наилучшим образом они учтены на Западе, поэтому европейские страны добились внушительных успехов в развитии. России же нужно копировать западный опыт во всех сферах жизни. Самодержавие должно смениться конституционной монархией, сходной с монархиями Западной Европы.
Славянофилы считали реформы Петра и европеизацию изменой России. Они были против копирования Запада, так как, по их мнению, Запад – это мир кризисов, эгоистического индивидуализма и бездуховности, у него нет будущего. Западный путь развития ведёт в тупик. Россия должна идти своей самобытной дорогой, сохраняя свои специфические черты, которые являются её достоинствами. К ним относятся: 1) православие; 2) общинный строй жизни крестьян, в котором проявляются такие отличительные качества русского народа, как прирождённый коллективизм, приоритет общественных интересов над личными, взаимопомощь; 3) самодержавие, так как большой стране нужна сильная власть. Но царь должен учитывать мнение народа, выразителем которого должен стать совещательный Земский собор. Возражая западникам, славянофилы утверждали, что копирование Запада не приведёт к желаемым результатам, потому что у русских другой менталитет, другие привычки и стереотипы действия, сформировавшиеся под влиянием религии, истории, климата, размера и рельефа территории государства. Особый путь России должен привести её к процветанию и мировому лидерству.
Спор между западниками и славянофилами продолжается и в наши дни.
2. Русский космизм
Одной из отличительных черт русской философии является внимание к вопросам нравственности. Этический подход чётко выражен в учении русского космизма, представители которого обострённо ощущали несовершенное устройство мира, его жестокость и бессмысленность. Чтобы жили одни, должны умереть другие – люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений в мире свирепствуют голод и нищета. Смерть забирает не только стариков, но и детей. Поскольку человек - разумное и нравственное существо, постольку он может и должен поправить природу, усовершенствовать мир и себя самого, уменьшить количество зла в мире. До сих пор эволюция шла «вслепую», бессознательно, но теперь человек уже созрел для того, чтобы своим разумом направлять её, сознательно и целенаправленно совершенствовать себя и мир.
Основоположник русского космизма – Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903). Основной труд Фёдорова называется «Философия общего дела». Он считал, что человечество должно осознать, что оно является единой планетарной семьёй, перестать конфликтовать, объединиться и заняться общим делом - познанием и овладением силами природы, чтобы покончить с нищетой и голодом. Нужно научиться управлять погодой, климатом, предотвращать стихийные бедствия, овладеть энергией солнца, превратить планету в космический корабль, снять её с орбиты и отправиться на ней заселять бесконечный космос. Вселенная должна стать единой космохозяйственной системой.
Человек также должен овладеть природными силами внутри себя – раскрыть тайну смерти и стать бессмертным. У поколения бессмертных будет нравственный долг, возвращение которого станет целью жизни – воскрешение всех умерших предков вплоть до Адама и Евы. Для этого необходимо организовать научные центры с привлечением специалистов разного профиля. Поскольку потребуется воскресить десятки миллиардов людей, а ресурсы Земли ограничены, воскрешённые поколения необходимо будет расселить в космосе.
Бессмертное человечество откажется от деторождения. Инстинкт размножения мудрая природа вложила в людей, чтобы не прервалась эстафета жизни. Когда эстафету жизни станет не нужно передавать, инстинкт будет вытеснен культом предков, который станет религией человечества (влияние конфуцианства). Вместо того, чтобы тратить время и энергию на воспроизводство своих несовершенных копий, люди займутся преобразованием мира и доведением до совершенства самих себя.
При грандиозных планах преобразования мира Фёдоров отрицал технический путь развития цивилизации, так как разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно растёт. Человек должен не изобретать всё новые приставки к телу, а научиться обновлять свой организм, выращивать для себя новые органы.
Представители русского космизма – К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др. – были уверены в том, что эволюция человека будет продолжаться, он слишком несовершенен. Дальнейшее развитие человека должно привести к появлению у него «сверхжизни» и «сверхсознания». «Сверхсознание» - это такие способности как телепатия, телекинез, предвидение будущего, левитация и т.п. В наше время ими владеют те, кого называют экстрасенсами, колдунами, магами и др. В будущем они проявятся у многих. «Сверхжизнь» - это значительное продление продолжительности жизни, причём, в наиболее активном возрасте.
Для уменьшения количества зла в мире будущее человечество станет автотрофным. Автотрофы – это организмы, синтезирующие из неорганических веществ необходимые для жизни органические вещества. Автотрофами являются растения. Человек же пока как и все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы является гетеротрофом, питающимся другими организмами.
3.Философская мысль Беларуси
Белорусская философия не отличается собственными оригинальными идеями и теориями, однако всё же стоит отметить отечественных мыслителей, внёсших свой посильный вклад в развитие белорусской культуры.
Наиболее известными мыслителями в эпоху средневековья были Ефросинья Полоцкая (княжна-просветительница, святая, покровительница земли белорусской) и Кирилл Туровский (епископ, затворник – человек, отказавшийся от общения с людьми, закрывшийся в каком-либо помещении для уединённых размышлений, молитв, написания религиозных сочинений и т.п.) (12 в.). Они выражали типично религиозные идеи: креационизм, провиденциализм, заботу о душе, подготовку её к жизни вечной.