Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, лекция
1. Понятие философии, её специфика как науки
2. Структура философии
3. Функции философии
Таким образом, философская система Гегеля оптимистична. Правящая миром разумная Абсолютная идея является гарантом его прогрессивного развития, несмотря на отдельные недостатки и несовершенства. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», - утверждал философ. То есть, «всё, что ни делается – к лучшему».
Г.Гегель является последним наиболее ярким и авторитетным представителем классической философии, отличавшейся верой в разумное и закономерное устройство мира. Классическая философия основывалась на признании существования Мирового разума (который представляли по-разному – в виде Бога, Абсолютной идеи и др.) и взглядом на человека как на разумное существо.
3. Философия классического марксизма
Философские идеи Г.В.Ф.Гегеля оказали большое влияние на немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883). Маркс был согласен с Гегелем в том, что история представляет собой не хаотичный набор случайных событий, а закономерный и прогрессивно направленный процесс. Однако Маркс разошёлся с Гегелем в объяснении причин общественного развития. Гегель считал, что историей правит мистическая разумная сила – Абсолютная идея (Мировой разум). По мнению же Маркса, основой общественной жизни и главной причиной происходящих в социуме событий является отнюдь не мистическая, а вполне реалистическая сила – материальное производство.
Хотя в материальном производстве действуют люди, обладающие сознанием, на макроуровне оно развивается независимо от их воли и желания. Об этом говорит, например, тот факт, что в разных государствах материальное производство проходит одни и те же этапы развития, постоянно увеличивая свою эффективность. Соответственно этапам развития материального производства Маркс выделил ступени последовательного прогрессивного развития общества – первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм.
Таким образом, Маркс установил, что в обществе действуют такие же объективные, независимые от воли и желания людей законы, как и в природе, и их можно изучать. Развитие общества представляет собой естественноисторический процесс, в котором нет ничего мистического. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни только тогда будет успешной, когда они познают и будут учитывать объективные социальные закономерности.
Философские идеи в марксизме получают развитие в социально-политических и экономических идеях. Анализируя буржуазное общество, Маркс и его друг и соавтор многих работ Фридрих Энгельс (1820-1895) пришли к выводу о том, что капитализм исчерпал ресурсы своего существования, частная собственность становится тормозом дальнейшего развития материального производства. Частную собственность необходимо уничтожить, заменить ее общественной собственностью и приступить к строительству коммунистического общества. Поскольку класс буржуазии не отдаст власть добровольно, рабочий класс должен совершить мировую пролетарскую революцию («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). После революции должна быть установлена диктатура пролетариата – власть рабочего класса и всех трудящихся, главной задачей которой является насильственное подавление сопротивления свергнутой буржуазии.
Под влиянием марксизма был совершен октябрьский переворот 1917 года в России, приведший к появлению СССР и мировой системы социализма. В процессе строительства первой фазы коммунизма – социализма – был реализован ряд экономических и политических идей Маркса: уничтожены частная собственность, товарно-денежные отношения (политика «военного коммунизма»), конкуренция, рынок, создано плановое централизованное народное хозяйство и др. Идеи были ошибочными, так как социализм, как показало время, оказался неэффективным хозяйственным механизмом и проиграл экономическое соревнование с Западом. Коммунизм так и не был построен. Поэтому сейчас в бывших социалистических странах осуществляются реформы, суть которых состоит в отказе от марксистского идейного наследия.
Тема 8. Становление неклассической философии
1. Неклассическая философия:
2. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра
3. «Переоценка ценностей» Ф Ницше
4. Психоаналитическая философия З.Фрейда
1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
Неклассическая философия появляется во второй половине 19 – начале 20 вв., что было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры, утратой веры в возможность усовершенствования общества и человека. В Европе шли бесконечные войны, восстания и революции, свирепствовали голод и эпидемии, происходили экономические кризисы. Складывалось впечатление, что человек бессилен решать свои проблемы разумно.
Классическая философия |
Неклассическая философия |
1.Главный признак – рационализм. Рационализм – это философское учение, основанное на вере в разумное и закономерное устройство мира, в возможность человеческого разума познать мир и 2. Цель классической философии – создать всеобъемлющие, объясняющие весь мир учения, открыть наиболее общие закономерности природы, общества, познания. |
1.Главный признак – иррационализм. Иррационализм – это философское учение, утратившее веру в логичное устройство мира, возможность его познания и усовершенствования, в разумную природу человека. 2. Цель неклассической философии – изучение сущности человека, проблем его существования в неразумно устроенном мире.
|
2. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра
Учение немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860) называют волюнтаризмом, так как, по его мнению, первоначалом и правящей миром силой является воля. Это некая бессознательная мировая, вселенская сила, не имеющая никаких разумных целей, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Говоря современным языком, воля – это энергия. В человеке, как и в других живых существах, она проявляется как воля к жизни. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле, бессознательная воля к жизни делает его своим рабом, так как заставляет нас жить, во что бы то ни стало, цепляться за жизнь, даже если она тяжела или даже невыносима.
Вся человеческая жизнь – страдания и разочарования. Воля заставляет человека стремиться к неразумным целям. Прежде всего, она заставляет желать материальных ценностей: богатства, власти, славы и т.п. Но если даже человеку удается чего-то достичь, счастья ему это не приносит, он испытывает разочарование, ощущая неважность достигнутого, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется короткая человеческая жизнь. В обществе царит борьба и жёсткая конкуренция. Мир наполнен злом, бессмысленностью и несчастьем, он наихудший из возможных. Свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом. Пессимизм (от лат. «pessimus» - наихудшее) – это склонность во всём видеть только плохое, неверие в лучшее будущее. Шопенгауэра считают самым пессимистичным из всех пессимистичных философов.
Человек должен выйти из-под власти бессознательной воли к жизни, научиться жить действительно разумно, контролировать свои желания, воспитать равнодушие к страданиям, сострадание к другим. Для этого он должен возвыситься над уровнем обыденного существования, понять общее устройство мира. Средствами постижения мира и самосовершенствования являются занятия философией и искусством.
3. «Переоценка ценностей» Ф.Ницше
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) получил известность благодаря произведённой им переоценке ценностей, лежащих в основании западной цивилизации. Он воспринял идею Шопенгауэра о Мировой воле как всеобщей движущей силе. Проявление Мировой воли в живых существах Шопенгауэр называл «волей к жизни», а Ницше – «волей к власти». Воля к власти - это стремление к самоутверждению, господству. Жизнь – это борьба воль к власти. Ценно всё то, что укрепляет волю к власти, способствует выживанию, биологическому процветанию.
С позиции такого
подхода Ницше подверг критике ценности демократии
и христианства. Он убедительно показал,
как демократический принцип равенства и
христианские этические нормы любви и
милосердия постепенно ведут западную
цивилизацию к застою, деградации, падению
культурного уровня и, в конечном счёте,
вырождению. Принципы и ценности демократии
и христианской морали соответствуют
интересам слабых, бездарных людей, серых
и посредственных, не способных к созданию
культурных ценностей, занятых только
их потреблением. Именно для такого типа
людей на Западе созданы благоприятные
условия жизни, в то время как всё яркое
и талантливое обречено на гибель из-за
зависти и непонимания агрессивным серым
большинством.
Ницше считал, что истинное устройство общества должно основываться на признании неравенства людей по личным качествам и достоинствам. Более правильным и прогрессивным является не демократическое (власть народа), а аристократическое (власть лучших) устройство общества, в котором власть принадлежит харизматичным людям, умным, энергичным, волевым, деятельным.
Философия Ницше проникнута отвращением к человеку. По его мнению, современный человек в массе своей является супершимпанзе, то есть, по сути, всего лишь хитроумным животным, так как живёт в основном животными потребностями и удовольствиями. Человечество вырождается. На его месте со временем возникнет новый биологический вид – сверхчеловек. Между ним и человеком будет такая же разница, как сейчас между человеком и обезьяной. Сверхчеловек – это благородная натура, стремящаяся к культурному прогрессу, совершенствованию личности и общества. Материальные ценности, благосостояние не являются целью его жизни. По мнению Ницше, только в появлении сверхчеловека заключается оправдание существования, смысл жизни человечества. Человек – не «венец творения», а всего лишь промежуточное звено в биологической эволюции, которая будет продолжаться.
4. Психоаналитическая философия З.Фрейда
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) коренным образом изменил представление о человеке. Фрейд является основателем психоанализа. Психоанализ – это психологическое учение и метод лечения психических расстройств, основанный на признании существования в психике такой части, как бессознательное и его влияния на жизнедеятельность человека.
До Фрейда человека считали стопроцентно сознательным существом, которое отдает себе отчет во всех своих действиях, может взять их под контроль и быть подлинным хозяином своего характера и судьбы. Фрейд же установил, что слой сознания в психике тонок и хрупок, а под ним находится гораздо более объемный пласт бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной частями психики, по мнению Фрейда, такое же, как между надводной и подводной частями айсберга. В бессознательной части психики хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения гораздо большее количество информации, чем в сознании. Бессознательное обусловливает значительную часть наших действий, для которых мы только задним числом придумываем правдоподобные объяснения.
Основными структурными единицами бессознательного являются инстинкты – врожденные реакции организма на внутренние и внешние раздражения. Проанализировав врожденные инстинкты, Фрейд пришел к выводу, что они по большей части носят аморальный характер. Это инстинкты эгоизма, агрессии, стремления к власти, избыточной сексуальности, лени и др. Таким образом, Фрейд подтвердил правоту средневековых философов, считавших человека греховным и порочным по своей природе существом. Соответственно, философы Просвещения ошибались, считая, что человек рождается добрым и непорочным, и только жизнь в несовершенном обществе портит его. На самом деле человек от рождения аморален, и только в процессе социализации он учится контролировать свои врожденные инстинкты и уживаться с окружающими.
При столкновении врожденных инстинктов с культурными запретами, нормами морали, религии у человека возникают острые отрицательные эмоции. Стремясь избежать их травмирующего воздействия, человек вытесняет их из сферы сознания в бессознательное. Подавленные отрицательные эмоции отравляют существование человека, вызывая такие телесные и психические заболевания, как астма, язва желудка, импотенция, невроз, истерия и т.п. Особое значение Фрейд придавал неудовлетворенным сексуальным инстинктам. Благодаря Фрейду стало возможным изучение и обсуждение проблем сексуальной жизни, приобрели известность понятия «эдипов комплекс», «комплекс кастрации» и др. С позиции врача, обеспокоенного распространением психических расстройств в современном обществе, Фрейд высказывался за либерализацию (смягчение) культурной сексуальной морали, подавляющей сексуальные инстинкты. Поэтому З.Фрейд считается идейным вдохновителем сексуальной революции 60-70 гг. ХХ в.
Таким образом, идеи А.Шопенгауэра и Ф.Ницше поколебали веру в разумное устройство мира и общества, а психоанализ З.Фрейда – веру в разумность человека.
1. Экзистенциализм
2. Философские идеи феминизма
1. Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. «экзистенция» - существование) – одно из главных направлений в философии 20 в. В первой половине века окончательно рухнуло представление о способности человека силой своего разума усовершенствовать общество. Вместо наступления эпохи всеобщего процветания, справедливости, братства разразились две мировые войны, переворот 1917 года и гражданская война в России, фашистский режим в Германии и сталинский в СССР и т.п. общественные явления. Философия экзистенциализма стала попыткой осмысления проблемы, как выжить человеку в ситуации острого социального кризиса, крушения привычных систем ценностей, норм, стереотипов мышления и действия, когда человек находится на грани жизни и смерти. Наиболее известные представители экзистенциализма – французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960).
Обширный спектр идей экзистенциалистов можно свести к нескольким основным.
Идея абсурда. По мнению экзистенциалистов, заниматься постижением мира бессмысленно, так как в мире господствует абсурд, т.е. отсутствие смысла. Человеку кажется, что мир разумно устроен, что есть некоторые общие законы мира, истории, культуры. На самом деле слепая страсть, глупость и зло царят в мире, превращая его в абсурд и бессмыслицу. Мир вызывает в человеке чувства растерянности, отчаяния, отвращения. «Меня тошнит, следовательно, я существую», - так переделали экзистенциалисты известную фразу Декарта.