Философия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:21, лекция

Описание работы

1. Понятие философии, её специфика как науки
2. Структура философии
3. Функции философии

Файлы: 1 файл

История философии.doc

— 4.03 Мб (Скачать файл)

Античная философия в буквальном переводе означает древняя философия, но не всякая древняя, а философия Древней Греции и Древнего Рима. Она появляется примерно в то же время, когда жили Конфуций, Лао-цзы и Будда, то есть в 7-6 веках до н.э. Её отличие от восточной философии состояло в том, что,                                                                             

во-первых, античные мыслители начали объяснять мир без ссылок на богов, так как мир, которым правит непредсказуемая воля богов,                    Афина

объяснить невозможно.

Во-вторых, главным средством познания мира становится разум, логика. Философы разрабатывают разумную, логическую аргументацию своих идей и теорий.

В-третьих, античная философия представляет собой совокупность самых разнообразных школ и учений, так как античное общество – это демократичное общество, в котором существовала достаточно значительная свобода мышления.

Специфические черты античной философии  во многом предопределили специфику  развития западноевропейской цивилизации.

 

2. Эволюция античной философии

Античная философия прошла 3 стадии в своём развитии:

1. период становления;

2. период расцвета (классический период);

3. период заката (эллинистический период).

На первом этапе философы стремились понять сущность мира в целом, и прежде всего - его происхождение: из чего всё появилось? Что было вначале? В качестве первоосновы мира называются вода, воздух, огонь, земля, числа. Были и другие варианты ответа на этот вопрос.

На втором этапе наряду с размышлениями о происхождении и устройстве мира философы всё больше внимания уделяют проблемам человеческой жизни, общества. Начало этому повороту положил философ Сократ.

 Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям лучше заняться вопросами собственной жизни. «Познай самого себя» - философская установка Сократа. Он начал с выяснения, как нужно жить, чтобы быть счастливым. По его мнению, счастливым может быть только нравственный человек, живущий в гармонии с людьми и собственной совестью. Почему же люди часто поступают безнравственно и тем самым сами себя лишают возможности быть счастливыми? Сократ пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям чётко объяснить, что такое мудрость, мужество, благородство, справедливость и т.п. добродетели, то человек уже не сможет поступать иначе, как ориентируясь на эти высокие образцы поведения, ибо, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее? – рассуждал Сократ. Обсуждая публично вопросы морали, Сократ критиковал  власть, за что по надуманному предлогу был отдан под суд, который вынес ему смертный приговор. Смелость и независимость мышления, мужество и верность своим убеждениям сделали Сократа символом философии.

  Наиболее талантливым учеником Сократа был Платон. Всё, что мы знаем о Сократе, нам известно в пересказе Платона, так как Сократ не оставил после себя ни строчки. Поэтому трудно сказать, что в действительности говорил Сократ, а что ему приписал Платон. Платон не только пытался ответить на вопрос, как устроен мир, но и как его можно поправить, усовершенствовать. Платон написал сочинение «Государство», в котором описал устройство совершенного, справедливого общества.

 Величайшим мыслителем античности был ученик Платона Аристотель, обладавший энциклопедическими знаниями. Он оставил сочинения почти по всем известным в то время отраслям знаний. На протяжении восьми лет он был учителем Александра Македонского.

На этапе заката античной философии, который совпал с закатом  античной цивилизации, мыслители мало интересовались вопросами устройства мира, усовершенствования общества. Их внимание сосредоточилось на вопросе, как лучше приспособиться к жизни, как нужно жить, чтобы быть счастливыми.

Весьма оригинальной философской  школой были киники («киник» по-гречески означает «пёс», «собака»). По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живёшь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизма Диоген жил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т.п.

Киники считали, что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность – способствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на людей, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, причём, выражали своё отношение открыто, шокирующим, оскорбительным образом. Они намеренно нарушали этикет, чтобы показать людям, как искусственные, надуманные правила приличия мешают им жить нравственно (например, будучи свободными гражданами, носили одежду рабов, показывая тем самым, что люди должны судить окружающих не по тому, что на них надето, а по их человеческим качествам, и т.п.). От киников произошли слова «циник», «цинизм», которые стали означать вызывающе-пренебрежительное отношение к ценностям и нормам, принятым в обществе.

Ещё одной интересной философской школой этого периода были стоики (их название происходит от здания, в котором они собирались – Стоя). Стоики были согласны с Сократом и киниками, что для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера как мудрость, мужество, умеренность и т.п. Однако стоики в отличие от киников не отказывались от обладания имуществом, а считали, что нужно обрести баланс потребностей и возможностей, чтобы человека не терзали невыполнимые желания.

 Стоики были фаталистами. Фатализм (от латинского «фатум» -  рок, судьба) – это вера в  предопределённость человеческой жизни. Стоики считали, что жизнь человека предопределена богом, и изменить предначертанную судьбу невозможно. Однако, какие бы трудности и испытания ни выпадали на долю человека, жить нужно нравственно и благородно, не опускать руки, не жаловаться на неприятности и проблемы, так как они закаляют характер, позволяют человеку проявить свои лучшие качества: «Великие люди радуются невзгодам, как храбрые воины – битве». Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь  дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости и осуждалось. Стоицизм – это философия героических личностей. Наиболее известные представители – философ Сенека (5 г.до н.э.- 65), римский император Марк Аврелий (121-180).

 

 

                                          Тема 4. Средневековая философия

     1. Общая  характеристика и основные идеи  философии Средневековья

     2. Основные этапы развития и представители средневековой философии

 

  1. Общая характеристика и основные идеи философии Средневековья

  Средневековая философия развивалась в период со 2 по 15 вв. Христианская религия и церковь в это время контролировали все сферы общественной жизни. Философия превратилась в служанку религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм – учение  о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог – это духовная первооснова мира, не только творец, но и гарант его существования. Если бы Бог исчез, мир в тот же миг превратился бы в хаос.

Антропоцентризм – учение  о человеке как «венце творения»,  созданном по образу и подобию Божию и помещенном в центр мира. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке её к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться. Причём, без помощи Бога человек справиться со своими греховными наклонностями не может.

Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, твердо веря в божественную мудрость и справедливость. Несчастья нужно воспринимать либо как заслуженное наказание, либо как испытание, либо как научение. Самоубийство категорически осуждалось, так как означало утрату веры в божественную мудрость и справедливость, по сути – утрату веры в Бога.

Эсхатология – учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет второе пришествие Христа, конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого небольшое количество праведников телесно воскреснет и на земле начнётся райская жизнь.

Откровение – учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путём. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума.

Таким образом, главный объект познания для средневековых  философов – Бог. Без Бога объяснить происхождение и устройство мира, появление и смысл жизни человека, ход событий, судьбы людей, будущее общества, источник наших знаний невозможно. Религиозная система взглядов, в центре которой – Бог, получила название теоцентризм (от греч. «теос», «Зевс» - бог)

                         

2. Основные этапы развития и   представители средневековой  философии

Основными этапами  развития средневековой философии  являются патристика и схоластика.

На этапе патристики (от лат. patres  — отцы)  происходила разработка  первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви») основ христианского вероучения и религиозной философии. Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный (354-430), в учении которого уже содержались все основные идеи средневековой философии.

На этапе схоластики (от лат. schola — школа)  происходила разработка логического обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Накал веры стал ослабевать, и людям потребовались доказательства того, во что раньше просто верили. Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский (1225-1274), известный своими пятью доказательствами существования Бога. Он свёл воедино разнообразные религиозно-философские идеи и разработал целостное учение, которое было признано и утверждено католической церковью. Фома Аквинский обосновал «теорию двух истин», примиряющую веру и разум. Согласно ей, вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же – инструмент познания земного, естественного мира. Вместе вера и разум дают целостное представление о мире, но приоритет принадлежит вере.

Слово «схоластика» с давних пор приобрело отрицательный оттенок: схоластикой стали называть бесполезные рассуждения и споры на оторванные от жизни, надуманные, умозрительные проблемы. Основанием для этого стали проводившиеся в средневековых университетах многочасовые диспуты по таким вопросам как, например: 1)  имеют ли ангелы пол? 2)  сколько ангелов или чертей могут уместиться на конце иглы? 3)  обладают ли ангелы собственной волей или только исполняют волю Бога? 4)  может ли всемогущий Бог создать такой камень, который он сам не смог бы поднять? и т.п. Хотя схоластика не давала знаний о естественном мире, назвать её абсолютно бесполезной нельзя, так как она способствовала развитию абстрактного мышления, умения различать тончайшие оттенки понятий, разрабатывать логическую аргументацию идей.

 

 

 

                                 Тема 5. Философия эпохи Возрождения

     1. Философия природы эпохи Возрождения

     2. Гуманизм и утопические теории Ренессанса

 

     1. Философия природы эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это  15 - 16 вв. в истории Западной Европы. Различные сферы общественной жизни начинают выходить из-под диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, расцветает искусство, ориентирующееся на эстетические идеалы античности.

Происходят серьёзные изменения  во взглядах на устройство мира. В Средневековье  мир считался конечным. В центре неподвижно стоит Земля, а вокруг неё на концентрических хрустальных  оболочках-сферах расположены Солнце, Луна, планеты и звёзды. На самой крайней оболочке восседает сам  Бог.

  В эпоху Возрождения геоцентрическая система мира (Гея – богиня земли у греков) благодаря польскому астроному Николаю Копернику (1473-1543) сменяется гелиоцентрической (Гелиос – бог Солнца у греков). Коперник считал, что Солнце находится в центре мира, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600) в отличие от Коперника не считал Солнце центром мира. По мнению Бруно, миров, подобных нашему, в вечной и бесконечной Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.

 

 2.  Гуманизм и утопические теории Ренессанса

Главным объектом исследования философии эпохи Возрождения становится человек. Появляется гуманизм  ( от лат. «гомо» – человек) – идейное течение, признающее  человека и его жизнь высшей ценностью.

Характерные черты гуманизма эпохи  Возрождения:

1. Тело перестаёт считаться худшей частью человека, «оковами души». В искусстве возрождаются эстетические идеалы античности, появляются изображения прекрасного обнажённого человеческого тела.

2. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными. Радикально преображается бытовая жизнь: появляются столовые приборы (отдельная тарелка, вилка), меблируется жильё, начинаются быстрые перемены моды, на смену рыцарским турнирам приходят танцы, театральные постановки светского характера и др.

3. Земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Цель жизни – познание, духовное развитие, творчество, служение обществу. 

4. Человек начинает считаться сильным, талантливым, подлинным хозяином своей судьбы, способным без помощи Бога добиться поставленных целей. 

Информация о работе Философия как социокультурный феномен