Философия Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Идеал человека Ницше - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Файлы: 1 файл

1 контрольная по философии.docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального образования

 

«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине « Философия ».

 

 

Выполнила студентка

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

                                                                    Профиль: Финансы и кредит

группа ФК-13 З:

Паршакова Екатерина Вячеславовна

 

Проверил преподаватель:

Комаров Сергей Владимирович

 

 

Дата сдачи  1.05.2015г.

 

 

Пермь- 2015 г.

 

   Фридрих Ницше – великий немецкий философ и писатель, родился 15 октября 1844 г. в  деревушке  на границе Пруссии и Саксонии и был сыном лютеранского  пастора. Его отец был выходцем из духовной семьи, дед и прадед преподавали богословие, мать его была внучкою и дочерью пасторов. В отрочестве и ранней юности Ницше охотно готовился к пасторскому званию. Среднее образование он получил в знаменитой наумбургской школе Пфорте, куда определился 14 лет. Ницше был исправным учеником. В 1862 г. Фридрих поступил в Боннский университет и сразу специализировался на классической филологии. Немного погодя Ницше перешел в Лейпцигский университет, где вскоре стал чувствовать себя более уютно. В Лейпциге он случайно прочел книгу Шопенгауэра «Мир как воля и представление», и эта случайность надолго предопределила основное направление его умственных интересов. Шопенгауэр сделался первой философской любовью Ницше. пришедшего в восторг от его постоянной готовности идти наперекор всем официозным течениям и бестрепетно говорить современникам самую горькую правду. Ницше стал высоко ценить у Шопенгауэра проникновенное понимание всемирно-исторического трагизма и непоколебимый героизм вопрошающей мысли.

 Филологические работы  студента Ницше обратили внимание  иностранных ученых, и в 1868 г. до  получения университетского диплома  базельский университет предложил ему профессуру по кафедре греческой словесности. Поселившись в Базеле, Ницше познакомился и сблизился с прославленным композитором Рихардом Вагнером, и эта дружба ознаменовала собой очень важную ступень в духовной эволюции Фридриха Ницше. От занятий классической филологией Фридрих перешел к философии, испытав влияние А. Шопенгауэра и находясь под большим воздействием эстетических идей и искусства Р. Вагнера.

В  1870-1871г. Франко –Прусскую войну Ницше проработал на передовых

позициях в качестве санитара. Жуткие впечатления этой кровавой эпопеи не

поколебали принципиальных симпатий Ницше к войне. Он всю жизнь продолжал видеть в стихийных международных столкновениях незаменимую трагическую красоту и приписывать им оздоровляющее и закаляющее влияние на личность. Однако военно-санитарная служба неблагоприятно отразилась на хрупком здоровье Ницше. В 1879 г. Ницше оставил профессуру и с той поры жил в почти безуспешной борьбе с изнурительной болезнью. Пребывавший последние 10 лет жизни в паралитическом слабоумии Ницше умер 25 августа 1900 в Веймаре.

               Ф. Ницше -    Концепция «сверхчеловека» .

Образ сверхчеловека формировался на протяжении всего творчества философа, но наиболее содержательно представлен в его работе "Так говорил Заратустра" (1883–1886).Книга  занимает исключительное место в творчестве философа. Сам автор считал ее "самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество".

   Ницше создаёт образ Заратустры- человека, говорящего о  пути становления сверхчеловека. Форма повествования – притча , заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях.

   Произведение "Так  говорил Заратустра" – это  существенный вызов мыслителя  сложившемуся за две тысячи  лет христианству «как явлению  ложному и губительному».. Христианству противопоставлялось не атеистическое отрицание Бога, а новое религиозное вероучение. Свою религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь готовил почву для появления сверхчеловека.

Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудное, чтобы преодолеть свою слабость. "Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?.. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду...спешит и он в свою пустыню".

Так, "взяв на себя все самое трудное", адепт пути обретает одиночество. Последним "драконом", "господином" и "богом", которого он обязан победить, является моральный императив "ты должен". В битве с ним он становится львом: "дух льва говорит "я хочу". Таким образом он завоевывает себе право переоценки существующих ценностей и создания новых. "Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом".

Но само по себе это право и эта сила сказать "нет" любой из предустановленных истин не является еще способностью к созданию новых ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: "Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящиеся колесо, начальное движение, святое слово утверждения". Стать ребенком - значит стать новым, отринув все прежние установления, вновь обрести вкус к "игре созидания". Играть с миром и с собой, как ребенок - то есть, возвращаясь к прежней терминологии Ницше, возродить в себе дионисическое начало. "Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир". Таков путь к сверхчеловеку. На этой стадии свободный дух сверхчеловека творит систему ценностей для других . «Нет никаких высших, мы все равны, — говорит, бессмысленно моргая, чернь, — человек есть человек, и пред Богом мы все равны!Пред Богом! Но теперь этот Бог умер. А пред толпой мы не хотим быть равными со всеми прочими. О высшие люди, уходите с базара!.. этот Бог был вашей величайшей опасностью. Только с тех пор как лег он в могилу, вы воскресли. Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином! Понятно ли вам это слово, о братья мои? Вы испугались, ваше сердце закружилось? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли на вас адский пес? Ну что ж! Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер; ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек». Так говорил Заратустра.

это изложено на одной из первых страниц книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» :  ".Я буду учить вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что следует преодолеть. Что сделали вы для этого? Все существа всегда создают нечто высшее, нежели они сами. Вы что хотите быть отливом среди этого прилива? Что такое обезьяна по отношению к человеку -- стыд и жалкое уродство. Человек по отношению к Сверхчеловеку -- то же лишь стыд и жалкое уродство. Вы прошли долгий путь от червя до человека, но слишком много у вас осталось еще от червя. Когда-то вы были обезьяной -- смотрите, как много в вас еще от обезьяны. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек -- смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли. Поистине человек -- это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и остаться чистым. Смотрите, я учу вас о Сверхчеловеке -- он это море, в котором тонет ваше великое презрение». Читая диалоги Заратустры, мы постоянно наталкиваемся на идею «сверхчеловека». Недаром эта книга в творчестве Ницше является книгой, предшествиницей знаменитой книге «Сверхчеловек».

"Человек - это канат, натянутый между животным и  сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть  в пути, опасен взор, обращенный  назад, опасны страх и остановка".

Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше – это "час великого презрения". Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому добродетелью. "Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он это безумие!"

 К каким выводам пришёл автор ?  Очень часто путают Заратустру Ницше с его Сверхчеловеком. Заратустра только говорит о сверхчеловеке , он его предтеча и пророк, пришел, чтобы подготовить почву для новой расы людей. Главная идея о Сверхчеловеке в "Так говорил Заратустра": оставаться верными земле, не верить тем, кто говорит о надземных надеждах.. 
Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли. Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова "раса"). При этом принцип наследственности отсутствует. Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему.  «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм,  остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла».

       У Ницше сверхчеловек безжалостен прежде всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. "В человеке тварь и творец соединены воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя "твари" и взращивания "творца", прозванного "сверхчеловеком".

Идеал человека Ницше  - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п. То же и в случае с принципом общественного блага – только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

 Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип настолько превосходящий современного ему человека по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип. Сверхчеловек возносится над прежним уровнем человеческого бытия, но не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей ещё не готов.

Сверхчеловек Ницше – это не конкретный человек, это не вождь, возвышающийся над массой людей, – это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества. Воля к власти в своей универсальности означает абсолютность жизни, абсолютность человеческой личности, понятой в её бесконечной потенциальной полноте, – это Ницше и обозначает понятием "сверхчеловек". Ницшевский сверхчеловек взрастил себя, взрастил свое сознание, и оно стало чистым, а ум человека стал светлым, а воля личности принадлежит только ему.  
Сила, Могущество, Власть: И такой человек сам творит свою жизнь (а не плывет пассивно по течению реки жизни,), сам решает выбор на перекрестках линий судьбы, и знает, что все то, что происходит с ним в его жизни, находится в зоне его ответственности и влияния на свой выбор.. Сверхчеловек – это яркая индивидуальность, устремленная в будущее, это творец новой жизни, который, освобождаясь от собственных страданий, пытается излечить "больное общество". В нём жизненная творческая сила достигает высшей стадии развития.

Ницшевский сверхчеловек насыщен мудростью, но в тоже время, желает передавать свою мудрость: «Великое светило! К чему свелось бы твоё счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»  
Его сверхчеловек имеет чистый и ясный взор и нет в его глазах отвращения но есть понимание , он несет дар людям, но не милостыню,  и этот дар есть Разум. Сверхчеловек Ницше не теряет себя среди толпы: толпа есть река, но он есть  чистые воды глубокого моря. Он всегда странник, и это странствие  есть путешествие сознания, где нет места иллюзии, ибо плоха та философия, которая оторвана от самой жизни. Сверхчеловек Ницше - это путь к себе истинному, к себе сильному, к себе могущественному, ибо все зло в человеческом мире происходит от слабости…, от слабости духа и черствости души обычных людей. 
      Здесь важно отметить, что понятие "сверхчеловек" не тождественно представлению о "сильных личностях", "героях". Описывая сильные "экземпляры человеческого рода", а иногда и восхищаясь ими, философ как бы даёт нам возможность угадать в представителях человечества черты возвышенного образа, своего Сверхчеловека.

Информация о работе Философия Ницше