Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:33, реферат
Описание работы
Новое время, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………... 3 1. Общие черты …………………………………...…........................................... 4 2. Эмпиризм и рационализм …..….……………………………………………... 6 3. Выдающиеся мыслители …..……………..……................................................ 13 Заключение………………………………………................................................... 22 Список использованной литературы…………………………………………….. 24
Список
использованной литературы……………………………………………..
24
ВВЕДЕНИЕ
Новое
время, начавшееся в XVII веке, стало эпохой
утверждения и постепенной победы в Западной
Европе капитализма, как нового способа
производства, эпохой быстрого развития
науки и техники. Под влиянием таких точных
наук, как механика и математика, в философии
утвердился механицизм. В рамках этого
типа мировоззрения природа рассматривалась
как огромный механизм, а человек как инициативный
и деятельный работник.1
Я
считаю, что этот период развития мировой
философской мысли является одним
из ключевых, в развитии современного
видения мира, и человека в нем.
На основе работ мыслителей этого периода
построена современная наука и естествознание,
а также отношение к окружающему нас миру,
положении человека в нем и его знаний.
Изучение основных моментов этого периода
позволит мне более глубоко понять мир
и свое становление в нем, как будущего
специалиста.
Целью
данной работы является:
Изучение
основ философии нового времени.
Рассмотрение
основных направлений мыслителей.
«Знакомство»
с основными представителями философии
данного направления.
1.
Общие черты
Основной
темой философии Нового времени стала
тема познания. Сложились два крупных
течения: эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие источники и природу человеческого
знания.
Сторонники
эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали,
что основным источником достоверного
знания о мире являются ощущения и опыт
человека. Сторонники эмпиризма призывали
во всем полагаться на данные опыта, человеческой
практики.
Сторонники
рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
считали, что основным источником достоверного
знания является знание. Основателем рационализма
считается Декарт - автор выражения "подвергай
все сомнению". Он считал, что во всем
надо полагаться не на веру, а на достоверные
выводы и ничто не принимать за окончательную
истинную.
Наряду
с позитивной оценкой возможностей
познания, в XVII веке возрождается и философский
агностицизм, отрицавший возможность
познания мира человеком. Он проявил себя
в творчестве Беркли и Юма, полагавших,
что человек познает всего лишь мир явлений,
но не способен проникнуть в глубину вещей,
дойти до знания законов окружающей природы.
Пантеистическую
направленность имели взгляды Спинозы,
утверждавшего, что природа - есть причина
самой себя и всех протекающих
в ней процессов. Бог не стоит
над природой, а является ее внутренней
причиной. Знание достигается разумом
и оно является первейшим условием свободной
деятельности человека.
Немецкий
философ Лейбниц подчеркивал
духовный характер мира. Основой мироздания
являются монады, как единицы бытия,
придающие миру разнообразие и гармонию.
В
XVII веке широкое распространение получило
"юридическое" мировоззрение. В его
рамках развивалась теория "общественного
договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла
происхождение государства добровольным
соглашением людей во имя собственной
безопасности. Это мировоззрение исповедовало
идею естественных прав человека на свободу
и собственность. Юридическое мировоззрение
выражало настроения молодой буржуазии,
как класса, сформировавшегося в Новое
время.
В
развитие социальных учений Нового времени
в XVIII веке особый вклад внесло французское
Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо,
которые идейно подготовили французскую
революцию 1789 - 1794гг). Они воспринимали
церковь, как символ невежества и мракобесия,
тормоз развития общества. По убеждению
Просветителей, общественный прогресс
возможен только при помощи разума, права,
науки и образования. Человек - природно-социальное
существо и способен к бесконечному развитию
и совершенствованию своей деятельности.
Но частная собственность делает людей
неравными, порождает зависть и вражду
между ними, следовательно, новое общество
надо создавать на основе социального
равенства и справедливости. Просветители
стояли на позициях исторического оптимизма,
а их идеалом была республика, как форма
народовластия.
Значительный
вклад в учение о природе и сущности
человека, путях его воспитания, внесли
французские материалисты XVIII века: Дидро,
Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек
- продукт окружающей его среды. Следовательно,
для изменения нравов людей необходимо
изменить обстоятельства их жизни. Эта
идея Просветителей явилась источником
возникновения марксистской философии.
2.
Эмпиризм и рационализм
Рационали́зм (от лат. ratio —
разум) — метод, согласно которому основой
познания и действия людей является разум.
Поскольку интеллектуальный критерий
истины принимался многими мыслителями,
рационализм не является характерной
чертой какой-то определенной философии;
кроме того, имеются различия во взглядах
на место разума в познании от умеренных,
когда интеллект признают главным средством
постижения истины наряду с другими, до
радикальных, если разумность считается
единственным существенным критерием.
В современной философии идеи рационализма
развивает, например, Лео
Штраус, который
предлагает применять рациональный метод
мышления не сам по себе, а посредством майевтики.
Среди других представителей философского
рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида
Лейбница, Рене Декарта, Георга
Гегеля и др.
Обычно рационализм выступает в качестве
противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.2
Рационализм:
1)
гносеологический, догматическое философское
направление, признающее в области познания
за разумом, которому свойственны априорные
понятия, первенствующее и решающее значение;
опыту придается лишь второстепенное
значение, и наилучшим методом признается
геометрический, то есть вывод следствий
из истин, которые считаются очевидными
сами собой. Противоположное ему: эмпиризм.
Гл. представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
2)
Р. теологический, такое направление
в религии, которое признает применение
разума для выяснения и толкования религиозного
учения не только позволительным, но и
необходимым. Противоположное: супранатурализм:
догматы даны откровением и не подлежат
доказательствам разума.3
Многие
философские направления, в том
числе и рационализм, берут начало
от философии древнегреческого мыслителя
Сократа, который верил, что, прежде
чем познавать мир, люди должны познать
самих себя. Единственный путь к
этому он видел в рациональном
мышлении. Греки считали, что человек состоит
из тела и души, а душу, в свою очередь,
разделяли на иррациональную часть (эмоции
и желания) и рациональную, которая только
и составляет собственно человеческую
личность. В повседневной реальности иррациональная
душа входит в физическое тело, порождая
в нем желания, и таким образом смешивается
с ним, ограничивая восприятие мира через
органы чувств. Рациональная душа остается
за пределами сознания, но иногда вступает
с ним в контакт через образы, мечты и другими
способами.
Задача
философа — очистить иррациональную душу
от связывающих ее пут и соединить с рациональной,
чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься
над физическими обстоятельствами бытия.
В этом заключается необходимость нравственного
развития. Поэтому рационализм является
не просто интеллектуальным методом, но
и меняет как восприятие мира, так и природу
человека. Рациональная личность видит
мир через призму духовного развития и
усматривает не только внешний вид, но
и сущность вещей. Чтобы познать мир таким
способом, следует вначале познать собственную
душу.
Философия
рационализма в наиболее логичном и
систематическом изложении была
развита в XVII в. Спинозой. Он пытался
ответить на главные вопросы нашей жизни,
провозглашая при этом, что «бог существует
только в философском смысле». Его идеалом
философа были Декарт, Эвклид и Томас
Гоббс, а также
еврейский теологМаймонид. Даже выдающиеся мыслители
считали «геометрический метод» Спинозы
трудным для понимания . Гете признавался, что «по
большей части не мог понять, о чем Спиноза
вообще пишет». Его Этика содержит неясные
места и математические структуры из эвклидовой
геометрии. Философией Спинозы интересовался Альберт Эйнштейн4
Кант
также начинал как традиционный
рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа,
но после знакомства с работами Юма начал
развивать собственную философию, в которой
попытался соединить рационализм и эмпиризм.
Она получила название трансцендентальный
идеализм. Споря
с рационалистами, Кант заявлял, что чистый
разум получает стимул к действию только
тогда, когда доходит до предела своего
понимания и пытается постичь то, что недоступно
органам чувств, например, Бог, свобода
воли или бессмертие души. Такие, недоступные
для понимания через опыт предметы он
называл «вещь в себе» и считал, что они
для разума по определению непостижимы.
Эмпиристов же Кант критиковал за то, что
они пренебрегают ролью разума в осознании
полученного опыта. Поэтому Кант считал,
что для познания необходимы как опыт,
так и разум.
Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) —
направление в теории
познания, признающее
опыт единственным источником достоверного знания.
Противостоитрационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна
абсолютизация опыта, чувственного познания,
принижение роли рационального познания
(понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался
в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис
Бэкон, Томас Гоббс, Джон
Локк, Джордж Беркли, Дэвид
Юм); элементы
эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Эмпири́чное
и теоретическое — два основных, связанных
между собой вида знания (способа познания),
качественно отличающиеся, по сути, смыслу
и формой отображения объективной реальности.
Эмпиричное отображает действительность
со стороны ее внешних связей и отношений.
Фиксирует внешние проявления процессов
и событий, заключая в себе все доступное
созерцанию (все, что можно увидеть, услышать,
почувствовать и осмыслить). Теоретическое — выходит из эмпиричного,
систематизируя накопленный материал,
придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей,
и закономерностей в движении.
Это
различное понимание опыта создаёт
две типичных формы эмпиризма: имманентный
и трансцендентный.
Имманентный
эмпиризм
Имманентным
эмпиризмом называются философские
попытки объяснить состав и законосообразность
нашего познания из комбинации единичных
ощущений и представлений. Такие
попытки в истории философии
приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень),
или к безмолвному предположению трансцендентного
(системы Юма иМилля).