Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:33, реферат
Описание работы
Новое время, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………... 3 1. Общие черты …………………………………...…........................................... 4 2. Эмпиризм и рационализм …..….……………………………………………... 6 3. Выдающиеся мыслители …..……………..……................................................ 13 Заключение………………………………………................................................... 22 Список использованной литературы…………………………………………….. 24
В
своем трактате «Левиафан» сравнивает
государство с этим библейским персонажем,
принижающим людей, ограничивающим их
потребности. Считает, что государство
было создано в результате общественного
договора, но потом отошло от людей и стало
над ними господствовать. Суть добра и
зла определяет государство, а остальные
люди должны этих критериев придерживаться,
поскольку деятельность государства должна
быть направлена на обеспечение блага
людей. Государство должно заботиться
об интересах и счастье народа.
3.3
Рене Декарт
Рене́
Дека́рт (фр. René Descartes; лат. Renatus
Cartesius — Картезий; 31
марта 1596, Лаэ (провинция Турень),
ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11
февраля 1650, Стокгольм) — французский математик, философ, физик и физиолог,
создательаналитической
геометрии и
современной алгебраической символики, автор метода
радикального сомнения в философии,механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт
происходил из старинного, но обедневшего
дворянского рода и был младшим
(третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в
городе Лаэ
(La Haye en Touraine),
ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда
ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй
в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко;
воспитанием мальчика занималась бабушка
по матери. В детстве Рене отличался хрупким
здоровьем и невероятной любознательностью.
Начальное
образование Декарт получил в
иезуитском коллеже Ла Флеш, где
познакомился с Мареном
Мерсенном (тогда —
учеником, позже — священником), будущим
координатором научной жизни Франции.
Религиозное образование, как ни странно,
только укрепило в молодом Декарте скептическое
недоверие к тогдашним философским авторитетам.
Позже он сформулировал свой метод познания:
дедуктивные (математические) рассуждения
над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт
закончил коллеж, некоторое время изучал
право в Пуатье, затем уехал в Париж,
где несколько лет чередовал рассеянную
жизнь с математическими исследованиями.
Затем он поступил на военную службу (1617) —
сначала вреволюционную Голландию (в
те годы — союзника Франции), затем в Германию,
где участвовал в недолгой битве за Прагу
(Тридцатилетняя
война). Несколько
лет Декарт провёл в Париже, предаваясь
научной работе. Помимо прочего, он открыл
принцип виртуальных скоростей, который
в то время никто ещё не был готов оценить
по достоинству.
Затем —
ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во
Францию оказалось, что свободомыслие
Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в
ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию
(1628), где проводит 20 лет.8
Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как
основную отправную точку исследования,
а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во
главу всего разум, а опыт считал лишь
инструментом, подтверждающим выводы
разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции,
но доказывал их исходя исключительно
из механистических представлений.
Основной
отправной точкой его философии
является понятие субстанции, здесь он сближается
с античными
философами.
В этом вопросе он придерживается дуализма,
разделяя субстанцию на два вида: материальную,
бесконечно делимую, которую можно описать
механическими представлениями, и неделимую
духовную, постижимую только человеком,
поскольку лишь у него есть бессмертная
душа. Субстанции обладают двумя главными
атрибутами: протяженностью, для материальной,
и мышлением, для духовной (идеальной).
Духовный мир человека есть нечто врожденное.
К врожденным идеям Декарт относит идею
Бога и основы математики и логики («две
величины, равные третьей, равны между
собой», «из ничего ничего не происходит»).
Считает, что все сущее создал Бог, но после
создания он не вмешивается в естественный
ход истории.
Одно
из центральных мест его философии
занимает проблема поиска истины и
метода, с помощью которого возможно
получение достоверного знания. В
этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его
знаменитое рассуждение по этому вопросу,
завершающееся знаменитым высказыванием:
«Я мыслю, следовательно, я существую».
Метод
научного познания, используемый Декартом,
можно назвать аналитическими или
рационалистическим. Рене Декарт занимался
изучением многих наук, в том числе,
анатомией. В своих трудах он описал
психофизиологические основы деятельности
мозга (души), доказав фактически рефлекторную
суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг
в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.
3.4 Блез
Паскаль
Блез
Паска́ль (фр. Blaise Pascal 19 июня 1623, Клермон-Ферран, Франция — 19
августа 1662, Париж, Франция) —французский математик, физик,литератор и философ.
Классик французской литературы, один
из основателей математического
анализа, теории вероятностей и проективной
геометрии,
создатель первых образцов счётной техники,
автор основного
закона гидростатики.
Плодотворно
поработав в области естествознания
и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался
в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы
разума», постоянно колеблющегося между
сомнениями и уверенностью, ниже «доводов
сердца».
«Природа
ставит в тупик скептиков, разум —
догматиков; догматик не может справиться
с непреодолимой слабостью разума, а скептик
не может справиться с непреодолимой идеей
истины».
Он
выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза
космологии и метафизики
аристотелевского толка.
Указывал на незначительность человека,
но в то же время и возвышал его из-за способности
мыслить:
«Пространство
Вселенной поглощает меня, как
точку; мыслью же я объемлю всё».
Сочинение
Паскаля «Мысли» входит в список лучших
французских книг и переведено на многие
языки мира.
3.5 Бенедикт
(Барух) Спиноза
Бенедикт
Спиноза (рожд. Барух Спиноза, ивр. ברוך
שפינוזה; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632, Амстердам — 21 февраля1677, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей
философии Нового
времени.
Бенедикт Спиноза, в отличие от Декарта, придерживается монизма,
рассматривая Вселенную как нечто, состоящее
из одной субстанции (идея субстанционального
единства мира),
соединившей в себе духовное и материальное
начала, являющейся причиной самой себе.
Отвергал, таким образом, христианскую
идею «творения Богом мира из ничего».
Придерживался натуралистического пантеизма,
рассматривал Бога безличным растворением
в природе, за что подвергался при жизни
различным гонениям со стороны церкви.
Единая субстанция по его мнению обладала
двумя характеристиками: протяженностью
и мышлением. Мышление таким образом приписывалось
всему, а не только человеку (см. гилозоизм).
В своей философии большое место уделял
пониманию диалектического единства вещей:
конечного и бесконечного, единого и многого,
свободы и необходимости («свобода есть
осознанная необходимость», «истина открывает
и саму себя, и ложь»).
3.6 Готфрид
Вильгельм Лейбниц
Го́тфрид
Ви́льгельм Ле́йбниц (нем. Gottfried Wilhelm Leibniz или нем. Gottfried
Wilhelm von Leibniz;21 июня (1 июля) 1646, Лейпциг, Германия — 14
ноября 1716, Ганновер, Германия) — немецкий философ, логик, математик, физик,юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.
Лейбниц был очень разносторонним
ученым, но наибольшее значение имеют
его работы по философии. Он считал, что
мир состоит из мельчайших элементов — монад,
духовных и материальных начал, обладающих
вместе с тем движущей внутренней силой.
В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он
«изъял» пантеистического Бога, считая
его действительным творцом всего сущего,
«виновником и господином» бытия.
Единство монад есть результат Богом «предустановленной
гармонии».
Отрицал
существование пространства и времени отдельно от материи,
считая пространство местом существования
вещей, координирующим их положение, а
время — фактором, описывающим последовательность
состояний объектов. Внес существенный
вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость
доказательства в рациональном познании.
Считается основателем символической и математической
логики.