Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 05:32, контрольная работа
Поскольку философия наука о всеобщем, нахождение явления она доводит до обнаружения всеобщего.
Феномен политики в контексте философского познания представлен по преимуществу мировоззренческим измерением. Мировоззренческое измерение политики является предметом политической философии (философии политики), содержание которой находится в стадии становления. Однако, ясно, что недопустимо смешивать понятия политической философии, с одной стороны, и понятия политической теории и идеологии, с другой стороны.
Введение
1.Философское понятие политики.
а) Определение политики.
б) Философия, политика и видовое достоинство человека.
в) Отличие философии политики от политологии.
г) Онтология Политического у Платона.
д) Воля к власти.
е) Власть: прямая и косвенная.
2.Политика и общества.
а) Индивидуальное и общественное.
б) Цель и проект.
в) Структура неравенства (иерархия).
г) Правовая система.
д) Насилие.
е) Ценности
3.Учение Карла Манхейма о политике.
3.1. Почему до настоящего времени не было политической науки?
3.2. Обоснование тезиса, согласно которому познание детерминировано политически и социально.
а) Групповая стратегия нацизма.
б) Систематическая дезорганизация общества.
в) Воздействие на индивида.
г) «Новый порядок»
д) Воспитание новых лидеров.
3.3. Проблема синтеза.
4. Раздвоение личности.
Заключение.
Список использованных источников и литературы
Приморский институт железнодорожного транспорта
Филиал государственного образовательного
Учреждения высшего профессионального образовании
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Факультет высшего профессионального образования
Контрольная работа
Тема: Философия политики.
1.Философское понятие
а) Определение политики.
б) Философия, политика и видовое достоинство человека.
в) Отличие философии политики от политологии.
г) Онтология Политического у Платона.
д) Воля к власти.
е) Власть: прямая и косвенная.
2.Политика и общества.
а) Индивидуальное и общественное.
б) Цель и проект.
в) Структура неравенства (иерархия).
г) Правовая система.
д) Насилие.
е) Ценности
3.Учение Карла Манхейма о политике.
3.1. Почему до настоящего времени не было политической науки?
3.2. Обоснование тезиса, согласно которому познание детерминировано политически и социально.
а) Групповая стратегия нацизма.
б) Систематическая дезорганизация общества.
в) Воздействие на индивида.
г) «Новый порядок»
д) Воспитание новых лидеров.
3.3. Проблема синтеза.
4. Раздвоение личности.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Поскольку философия наука о всеобщем, нахождение явления она доводит до обнаружения всеобщего.
Феномен политики в контексте философского познания представлен по преимуществу мировоззренческим измерением. Мировоззренческое измерение политики является предметом политической философии (философии политики), содержание которой находится в стадии становления. Однако, ясно, что недопустимо смешивать понятия политической философии, с одной стороны, и понятия политической теории и идеологии, с другой стороны.
Очевидно, проблему хронологии философии политики необходимо рассматривать в связи с онтологическим определением политики: политика есть деятельность, связанная с захватом, удержанием и использованием власти. Очевидно, политика, в контексте мировоззрения человека и в контексте общественного мировоззрения (идеологии) становится актуальна в качестве предмета познания с тех самых пор как стала актуальна проблема власти. Другое дело, что результаты решения проблемы власти, а, следовательно, и проблемы политики не сразу могли быть оформлены теоретически. Однако, можно считать, что у истоков современной политической философии стояли уже античные мыслители и, в частности, Платон и Аристотель.
Чтобы приблизиться к
1.Философское понятие политики.
а) Определение политики.
Политика есть область применения высших способностей человеческого существа к конкретной реальности.
Одним из первых мыслителей, глубинно осмысливших политику, был Аристотель. Он назвал ее "высшим из искусств". Аристотель видел в политике "высшую форму коллективного бытия людей". Он считал человека политическим животным (по-гречески "zoon politikon"). "Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек", - писал он.1
О Государстве, "полисе", от которого происходит слово "политика", в этом же сочинении Аристотель писал: "Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части". И далее: "Государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством."2
Политика является сознательным обобщением человеческого существования, сферой, где постижение общего, объективного и масштабного сопряжено с действием, призванным утвердить выводы, сделанные из такого постижения. Иными словами, в политике воплощается взгляд человека (как части общественного, коллективного организма) 1) на прошлое, 2) масштабное осмысление этого прошлого и 3) последующее воплощение сделанных выводов в жизнь, т.е. волевая проекция их на окружающий мир в настоящем, предопределяющая ход будущего.
Чтобы уяснить, что такое политика, представим, что человек, живущий по заведенной логике (семья, работа, отдых), вдруг начинает задумываться о том, откуда происходит он сам, его народ, государство, окружающий мир? Постепенно у него складывается понимание, что он участвует в потоке событий, действий и состояний не случайно, что его бытие в огромной мере предопределено его родом, народом, культурой, историей, языком, и у каждого его действия и переживания, мнения и оценки есть глубокая подоплека, уходящая в смысловые структуры, сложившиеся в глубокой
древности. Тогда он начинает относиться к своему прошлому, к тому, что предшествовало ему и его породило, с повышенным вниманием, особым духовным и умственным напряжением.
б) Философия, политика и видовое достоинство человека.
Тот же Аристотель назвал человека иначе - "мыслящим животным", подчеркивая, что мысль является сущностной характеристикой человека. Мысль в наиболее широком значении можно отождествить, как это делал Аристотель, с тем, что мы определили как "философию". Из двух фундаментальных посылок "отца философии" Аристотеля можно заключить, что философия и политика - очень близкие вещи. Поэтому когда мы говорим о "философии политики", мы отнюдь не сводим искусственно разнопорядковые реальности, а говорим, по большому счету, о сущностном измерении человеческого.
Через философию политики, через философию и политику, через напряжение ума и активную политическую вовлеченность в сверхиндивидуальную (внеиндивидуальную) общественную реальность человек обретает свое подлинное видовое достоинство. По крайней мере, так мыслили древние - Платон, Аристотель, и, вслед за ним поколения философов, продолжающие их линию в истории мировой мысли.
Из этого можно сделать
в) Отличие философии политики от политологии.
Чем отличается философия политики от политологии в широком смысле или от социологического подхода к политике?
Философия политики не просто исследует структуру механизмов рациональной деятельности (чем преимущественно занята современная "философия", существенно утратившая изначальное представление о "софии", номинальном объекте своего влечения) или описывает механизмы политического функционирования и исторический контекст политических идей, режимов и систем (чем занята политология), но проникает в самую глубинную сторону политики, добирается до того внутреннего измерения, где скрыты бытийные корни самого этого явления, столь тесно связанного с человеком как видом.3
г) Онтология Политического у Платона.
Крупнейший древнегреческий
Эта книга, возможно, является одним из первых произведений, посвященных именно философии политики. В ней Платон описал идеальное общество, которое основывает свое политическое бытие на общем законе вселенской гармонии.
Диалог "Государство" представляет собой первую часть триптиха, вслед за которой следуют диалог "Тимей" (создание космоса демиургом по идеальному образцу) и диалог "Критий" (принципы идеального общества в их практической реализации). Эти произведения описывают полноценный сакральный мир, в котором внутреннее измерение бытия ("идеи", "мировая душа") проявляет себя с помощью организующей инстанции ("демиурга") во внешней чувственной реальности. Государство и, шире, политика в таком видении становятся одним из аспектов общей духовной закономерности мира, отражая в общественной жизни всеобщие начала мироздания, осмысленные глубоким умом философа и воплощаемые в жизнь ясной и крепкой волей правителя-политика. Показательно, что обе фигуры - философа и правителя - у Платона в пределе совпадают, и в его "идеальном государстве", основанном на началах общей гармонии, высшей властью наделяются именно "мудрецы".
Другие типы людей занимают в "Государстве" подчиненное положение - в зависимости от качества их внутреннего мира, т.е. души. Граждане, в которых преобладает "вожделеющая душа", т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами), считает Платон. Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии порога мудрости по праву можно быть политическими, государственными деятелями.
При этом в совершенном государстве между всеми тремя кастами должна быть установлена гармония. Каждый обязан делать то, на что он вправе претендовать по состоянию души.
Показательно, что именно в "Государстве" Платон формулирует знаменитое учение об идеях, ставшее осью последующей философии.5
То обстоятельство, что самое сосредоточие его философской мысли изложено в труде, посвященном именно "философии политики", не случайно. В "Государстве" и двух примыкающих к этому труду диалогах Платон наметил границы сферы, где мудрость соприкасается с бытием, где Политическое (как конкретное) соприкасается с духовным и всеобщим, где происходит прозрение человеческим существом собственной глубинной
причины, тайны своего происхождения, и на основании этого прозрения формируется проект дальнейшего существования - как в общем, так и в частном. Здесь мы имеем дело с законченной и впервые отчетливо сформулированной "онтологией политики", так как политика понимается здесь через ее отношение к бытию.
д) Воля к власти.
Философия политики, в отличие от политологии или прикладных политических исследований, ставит перед собой следующие вопросы: "Какова природа власти? Что такое власть? Какова онтология власти? Как власть сопряжена с бытием, мудростью, внутренним измерением вещей?"
В таком понимании явление власти становится не прикладным, не техническим. Если проблема взятия власти или борьбы за власть обсуждается в различных политических учениях, то природа власти осмысляется и сознается только в рамках философии политики.
В своей программной книге "Воля к власти" Ницше размышляет о власти как философ политики, понимая ее онтологически, как одно из важнейших измерений, определяющих человеческое существование. Он показывает, что власть и стремление, воля к ней определяют сущность человеческого бытия. По Ницше, воля к власти является общим знаменателем и базовой мотивацией всей человеческой деятельности. Ницше понимает власть как нечто тотальное, врожденное, определяющее .