Философия политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 05:32, контрольная работа

Описание работы

Поскольку философия наука о всеобщем, нахождение явления она доводит до обнаружения всеобщего.
Феномен политики в контексте философского познания представлен по преимуществу мировоззренческим измерением. Мировоззренческое измерение политики является предметом политической философии (философии политики), содержание которой находится в стадии становления. Однако, ясно, что недопустимо смешивать понятия политической философии, с одной стороны, и понятия политической теории и идеологии, с другой стороны.

Содержание работы

Введение
1.Философское понятие политики.
а) Определение политики.
б) Философия, политика и видовое достоинство человека.
в) Отличие философии политики от политологии.
г) Онтология Политического у Платона.
д) Воля к власти.
е) Власть: прямая и косвенная.
2.Политика и общества.
а) Индивидуальное и общественное.
б) Цель и проект.
в) Структура неравенства (иерархия).
г) Правовая система.
д) Насилие.
е) Ценности
3.Учение Карла Манхейма о политике.
3.1. Почему до настоящего времени не было политической науки?
3.2. Обоснование тезиса, согласно которому познание детерминировано политически и социально.
а) Групповая стратегия нацизма.
б) Систематическая дезорганизация общества.
в) Воздействие на индивида.
г) «Новый порядок»
д) Воспитание новых лидеров.
3.3. Проблема синтеза.
4. Раздвоение личности.
Заключение.
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Философия политики ГОТОВЫЙ.docx

— 86.32 Кб (Скачать файл)

 Каждая  политическая точка зрения есть, однако, нечто неизмеримо большее,  чем простое утверждение или  отрицание однозначно постигаемых  фактических данных. Она в каждом  данном случае означает одновременно  законченное мировоззрение. Важность  этого обстоятельства для политика  проявляется в стремлении всех  партий влиять на формирование  не только партийных взглядов, но и мировоззренческого мышления  масс.

 Формировать  политическую установку означает  определить то отношение к  миру, которое проникает во все  сферы жизни. Далее, воспитать  политическую волю означает в  наше время видеть историю  в определенном аспекте, постигать  события под определенным углом  зрения, искать философскую ориентацию  определенным образом.

 Процесс  этого возникновения разных направлений  в мышлении и в представлении  о мире, этой дифференциации и  поляризации в соответствии с  политическими позициями шел  с начала ХIХ в. со все увеличивающейся интенсивностью. Создание партийных школ еще усилит значение этого явления и доведет его до логического завершения.

 Создание  партийной науки и партийных  школ – лишь один из возможных  путей, возникающих как неизбежное  следствие современной ситуации. По этому пути пойдут те, кто  в силу своей крайней позиции  в социальной и политической  сфере заинтересован в сохранении  раскола, абсолютизации, антагонизма  и вытеснения проблемы целого.

        29

Однако есть и другая возможность выхода из сложившейся  ситуации. Эта возможность является как бы оборотной стороной вышеописанной  партийности политической ориентации и связанных с ней представлений  о мире. Эта, по крайней мере столь же важная, альтернатива заключается в следующем.

 В настоящее  время стала очевидной не только  неизбежная партийность любого  политического знания, но и его   частичный характер . Этот частичный характер, это частичное бытие свидетельствует, однако, о том, что именно теперь, когда партийная обусловленность политического знания и мировоззрения становится непреложной и очевидной, следует с той же очевидностью признать, что в этом знании постоянно идет становление целого  и что партийные аспекты являются дополняющими друг друга частичными пониманиями этого целого,

 Именно  теперь, когда мы со все большей ясностью видим, что противостоящие друг другу аспекты теории не бесчисленны, а поэтому и не произвольны, но, напротив, дополняют друг друга, политика как наука становится возможной.

 Благодаря  современной структурной ситуации  политика может быть не только  партийным знанием, но и знанием  целого.  Политическая социология  как знание о становлении всей  политической сферы вступает  в стадию своей реализации.

 Возникает  необходимость в том, чтобы  наряду с партийной школой  существовали и такие учреждения, где политика изучалась бы  в ее целостности. Прежде чем  мы перейдем к вопросу о  возможности подобного исследования  и к его структуре, необходимо  более подробно остановиться  на тезисе, согласно которому  частичные аспекты должны дополнять  друг друга. Обратимся опять  к тому примеру, которым мы  иллюстрировали партийность каждой  постановки проблемы.

 Мы установили, что различные партии проявляют  проницательность лишь по отношению  к определенным компонентам или  сферам историко-политической действительности. Поле зрения чиновника ограничивается стабилизированной областью государственной жизни; сторонник исторического консерватизма обращает свое внимание на те сферы, где действуют скрытые силы народного духа, где, как, например, в сфере нравов и обычаев, в религиозной и культурной жизни, существенную роль играют не организованные, а органические силы; представители этого направления поняли также, что определенная сторона политической жизни относится к этой области становления. Хотя точка зрения исторического консерватизма была односторонней, поскольку в ней преувеличивалось значение этих пластов сознания и связанных в ними социальных сил, которые рассматривались как единственный фактор исторического процесса, тем не менее здесь открылось нечто, недоступное постижению с других позиций. Это же относится к остальным аспектам. Буржуазно – демократическое мышление открыло и разработало рационализированные методы в решении

30

социальных  конфликтов, которые сохраняют свою действенность и будут осуществлять свою функцию в современном обществе, пока вообще будет возможно применение эволюционных методов классовой  борьбы.

 Этот  подход к политическим проблемам  является бесспорной исторической  заслугой буржуазии, и он сохранил  свое значение даже после того, как односторонность связанного  с таким подходом интеллектуализма  уже не вызывает сомнения. Сознание  буржуазии основывалось на ее  социально – жизненном интересе  скрыть посредством такого интеллектуализма  от самой себя границы осуществляемой ею рационализации и создать видимость того, что в ходе дискуссий все реальные конфликты могут быть полностью разрешены. При этом вне поля зрения оставалось то обстоятельство, что в области политики в тесной связи с этим возникал новый тип мышления, в котором теория и практика, мышление и стремление не могли быть резко ограничены друг от друга.

 Нигде  взаимодополняющий характер частичных,  социально и политически обусловленных  познаний не может быть показан  более отчетливо, чем здесь.  Ибо здесь со всей ясностью  становится очевидным, что социалистическое  мышление начинается именно там,  где буржуазно – демократическое  мышление озарило новым светом  тот феномен, который предыдущее  мышление вследствие своей социальной  обусловленности оставляло в  тени.

 Марксизм  открыл, что политика не исчерпывается  деятельностью партий и их  дискуссиями в парламенте, что  последние при своей видимой  конкретности являются лишь отражением  экономических и социальных структур, которые могут быть в значительной  степени познаны методами мышления  нового типа. Это открытие марксизма,  сделанное с более высоких  познавательных позиций, расширяет  поле зрения исследования и  ведет ко все более ясному определению собственно политической сферы. С этим структурно связано и открытие феномена идеологии. Это – первая противостоящая «чистой теории» попытка фиксировать, пусть еще весьма односторонне, феномен «социально обусловленного мышления».

 И наконец,  возвращаясь к последнему рассмотренному нами противнику марксизма, следует сказать: если марксизм слишком резко подчеркивал – и даже преувеличивал – чисто структурную основу политической и исторической жизни, то фашизм в своем мироощущении и мышлении направляет свое внимание на неструктурированные сферы жизни, на те все еще существующие и способные стать значительными «мгновения» кризисных ситуаций, когда силы классовой борьбы как бы теряют свою интенсивность и сплоченность, когда действия людей обретают значимость в качестве действий единой, на мгновение сплоченной массы и все определяется волей господствующих в данный момент передовых отрядов и их вождей. Однако и в этой концепции присутствует преувеличение и гипостазирование одной фазы исторического процесса, когда эти (правда, достаточно часто возникающие) возможности определяют сущность исторического развития.

31

 

4. Раздвоение личности

        При обсуждении ценностей выживания необходимо сделать одно замечание общего типа. Нравится нам это или нет, но жизнь в большой степени представляет собой борьбу за выживание. Защита своих прав есть часть этой борьбы. В этике существуют три подхода к этому факту. Первый из них, нацистский, превращает этот принцип в общий принцип человеческого поведения, что в конечном итоге ведет к варварству. Второй представляет собой прямую противоположность первому, он полностью отрицает моральное право и тенденцию к отстаиванию своих прав. Такой подход часто ведет к лицемерию, так как определенное количество эгоизма и защиты своих прав необходимо для выживания, и если наше моральное сознание не признает этого, то возникает раздвоение личности. С моей точки зрения, третий путь должен выдвинуть в качестве цели не полное подавление установки к отстаиванию своих прав, а сознательный контроль в отношении этого стремления, означающий, что мы признаем его в той степени, в какой оно необходимо для выживания индивида или группы, и следим за тем, чтобы не были перейдены границы этой необходимости. Конечно, такой контроль возможен лишь тогда, когда мы одновременно развиваем в себе способность осознания. Чем больше мы изучаем современное общество, тем яснее становится, что без возрастания способности к осознанию в процессе образования демократический образ жизни не может существовать. Не исключено, что в прошлом установка на подавление самовыражения объяснялась невозможностью быстрого создания рациональных сил, необходимых для самоконтроля, так что метод наложения табу на самовыражение превращался в обычное средство.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

            32

 

                                                    

                                         Заключение.

 

Изучая Философию Политики, мы должны расширять содержание того, чем может быть политика. То, чем она была, и то, чем она является сегодня - несмотря на все обилие вариантов и смысловых систем - лишь намекает на то, чем она может являться, что скрывается в недрах Политического.

Вообще все политическое сословие и прежде всего исполнительная власть, ее корпорация, команда несет ответственность  за управление государством и за его  управляемость, за контролируемость в  том смысле, чтобы какая-либо острая ситуация вдруг не стала развиваться  стихийно, с опасностью для очень  многих людей. Это огромная и не выдуманная ответственность, и всегда следует  помнить, что политический лидер, будь-то монарх, президент, глава правительства, даже лидер или участник организованной оппозиции парламентского характера, или участник общественного движения с широкими задачами, затрагивающими общенациональные и международные  интересы, – это не то же самое, что  обособленный гражданский активист отдельно взятой идеи. И главные вопросы здесь: где находятся приоритеты, в какой момент забота о текущем управлении является действительно приоритетной, а в какой момент она пагубна, где моральная (и рациональная) граница допустимой приоритетности заботы о текущем управлении перед лицом других важнейших рисков и где граница применяемых средств, за которой они не оправдывают даже самую искреннюю и верную «общегосударственную» или иную коллективную цель?

Если власть ставит «управляемость»  отдельно и выше интересов граждан, если она считает себя ответственной  не за граждан, а лишь за управляемость, она имеет в краткосрочной  и среднесрочной перспективе  шанс на некоторый успех своей  линии, но в долгосрочной перспективе  такую власть ожидает крах всей создаваемой  ею системы.

В завершение следует отметить, что  для того, чтобы сохранялся шанс создать гражданское общество, необходима одна существенная предпосылка: должно быть общество. Должна быть страна индивидуальностей, страна, возможно, индивидуалистов, заботящихся  о себе, но способных в каждом другом активно уважать равного себе по человеческой природе, способных на доверие совместно со здравым смыслом, не воспитанных всеми окружающими обстоятельствами и

        33

 

длительной практикой в том  духе, что единственный способ выжить – это врать и не верить. У  людей и в обществе есть место  радости и печали, смеху и слезам, но лицемерная насмешница с выспренно-трагическим лицом никакого оптимистического будущего не имеет.

С этим большие проблемы не только там, где многие поколения привыкли жить и выживать по авторитарным или  тоталитарным правилам. Во многих странах  традиционной демократии последнего полувека на месте соединения гражданственности  и ответственной политики оказывается  корпоративная система отношений  между людьми, вопросы гражданской  и политической ответственности  решаются технократически, по-менеджерски, основанные на морали стратегические задачи уходят на дальний план.

Возвращаясь к России и к нашим  условиям общественного и политического существования, можно утверждать, что наше общество еще до конца не понимает всех происходящих вокруг него перемен которые были неизбежны после развала империи и тоталитарного режима, которого по моему мнению можно было избежать, взять к примеру наших соседей, или остров свободы Куба. Российская политика и общественное сознание смотрит с оглядкой на западный опыт демократических, общественных и политических  институтов. У России свой путь развития, отличный от пути развития западных стран в виду большого исторического опыта и выгодного географического расположения как на западе так и на востоке а каким он будет этот путь развития, зависит от нашего с вами мышления и от мышления будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      34

 

 

 

 

 

                                                                   

Примечание:

 

1Аристотель. "Политика" (1/9), М., 1911  
2Аристотель. "Политика" (I/11-12)

3Немецкий философ, социолог и юрист Карл Шмитт для обозначения данного онтологического отношения ввел термин "политическая теология", чтобы подчеркнуть то фундаментальное, почти религиозное значение, которое имеет для человечества область Политического. К.Шмитт "Политическая теология", М., 1999.  
4Платон. "Государство", соч. в 3 т., М., 1971, т.3.  
5О значении Платона можно судить по словам английского математика, логика и философа А.Н.Уайтхеда: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону" (A.N.Whitehead "Process and reality", N.Y., 1960).

6Цит. По Niezsche "Wille zur Macht", 3 Buch, III, 717 Niezsches Werke, Stuttgart 1921

 

Список использованной литературы:

 

  1. Основы философии В.А. Канке- учебник Москва «Логос» 1999
  2. Аристотель «Политика» М-1911
  3. Платон «Государство» М-1971 том 3.
  4. Карл  Манхейм  «Диагноз нашего времени» перев. с немец.Юрист 1994
  5. Карл  Манхейм  «Идеология и утопия»

Информация о работе Философия политики