Философия Сократа, Аристотеля и Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:25, реферат

Описание работы

В реферате рассматриваются особенности философии античных философов Сократа, Аристотеля и Платона.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.21 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Философия Сократа

Вопрос 1.Сократовская философия

1.1 Становление философских взглядов Сократа

Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку  зрения, а особым способом, задавая  вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек,но он рассматривается Сократом как нравственное существо,поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.

О жизни и деятельности Сократа - одного из величайших философов  Древней Греции - можно узнать лишь по произведениям его современников  и учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил. Но влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.  В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.

Сомнение – «я знаю то, что ничего не знаю», – должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию – «познай самого себя». Только таким  индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.Сократ увидел, что человек внутренне "не пуст". Отсюда и знаменитое "Познай самого себя". Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало  знать,  а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не  знаешь.Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: "сам бог обязал человека жить, занимаясь философией". Философия – вот истинный путь к Богу. Философия – это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к освобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух и концепция Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать "я знаю только то, что ничего не знаю". Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа - человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.

1.2. Демон Сократа.

 Известно,  что  Сократ  считал,  будто  его  сопровождает  некий  демон (гений), который,  по сведениям Платона, дает  ему советы, останавливает  его,  когда  он  хочет  совершить  "неправильный" поступок, а по мнению Ксенофона, активно побуждает его к действиям. Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл; другие  — просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или инстинкт; третьи — выражение внутреннего откровения или проявление религиозного энтузиазма; четвертые — «чудовищный» феномен, при котором инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые — свидетельство того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность.Гегель,  уделивший демону   Сократа значительное внимание, связывает его с неспособностью  греков  принимать решение, руководствуясь внутренними побуждениями. Оракул – это способ  передачи  решения "внешнему факту".  Демон Сократа,  по мнению Гегеля, – это "оракул, который вместе с тем не представляет собой чего-то внешнего, а является чем-то  субъективным, есть  его оракул". Речь идет о процессе проекции вовне внутреннего решения и одновременно формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.Плутарх, например, объяснял феномен сократовского демона тем, что душа, проникая  в плоть,   становится   иррациональной.   Наиболее   же   чистая, рациональная,  интеллектуальная  часть души у некоторых как бы остается над телом, поднимаясь вверх над головой человека.Сократ отождествил благо со  знанием,  но ведь и сам Сократ стал нравственным символом для поколений вовсе не  потому, что в своей жизни он руководствовался доводами рассудка, но только благодаря своему "демону".

1.3. Религиозные взгляды  и понятие о загробной жизни

Основной задачей философии  Сократ признавал обоснование религиозно – нравственного мировоззрения. Сократовский путь демонстрации мудрости бога сопровождался разоблачением суетной и ложной мудрости представителей всех основных слоев афинского демократического полиса, а внутренний голос личного бога – демона заглушал общеобязательные веления полиса своим членам. Сократ видел, что человек может приобщиться к божественному, лишь очистив свое духовное начало от земной чувственности.

 

 

1.4. Добродетель в понятии Сократа

В центре всего сократовского  философствования стоят вопросы  о нравственных добродетелях, моральных  качествах человека. По существу своему учение Сократа – это философия морали, этика.Добродетель, по Сократу,- это божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях. Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения в большинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть, считал Сократ, и истинные мнения, которые находятся как бы между знанием и незнанием. Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться.Регулирующая роль знания, по Сократу, безусловна и абсолютна: "...нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее"  Этически сориентирована и его теория познания, гносеология. Нравственно-этический смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем, что истоки знания и нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается мера его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.Истинное познание – познание посредством понятий – доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. "...Человеку,– говорил Сократ, – невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр". Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит, по сравнению с божественной мудростью. Сократовской этике в заметной мере присуще характерное для античных представлений сближение незнания с безумием.Сократ различил  четыре   вида   добродетели:   благоразумие, праведность,  стойкость,  воздержание.  Некоторые,  однако,   называют благоразумие скорее основой, то  есть  началом добродетелей. Ведь  благоразумие – это само  познание  нравов, которое, как свидетельствует трактат по этике, называется знанием добра и зла, то есть оно есть само различение благого или злого, что и нужно называть благим или злым само по себе.  Действительно,  благо и зло, проистекающие только  из  самих   себя,   называются   так   собственно   и субстанциально, поскольку они самостные добродетели или пороки. Но некоторые случайно  и через иное.  Например,  поступки, получающиеся в результате  наших деяний,  хотя  сами  собой безразличные, называются, однако, добрыми или злыми,  судя  по  намерению,  из которого они исходят. Оттого часто, что одно  и  то  же  деяние, совершенное разными людьми или одним и тем же человеком в разное время  и  с разными умыслами, называется  добрым  или  злым.  Они  называются добрыми или злыми  субстанциально,  на  основании  их  собственной  природы, поскольку извечно  пребывают  несмешанными,  ибо  то,  что  единожды  благо, никогда не сможет стать злом и наоборот; следовательно, различение их – как благого и злого – называется благоразумием. Ведь такое различение, поскольку оно может быть свойственно равно как порочным, так и добрым людям не  имеет заслуги:  и никоим  образом оно прямо   не   называется добродетелью, или наилучшим расположением духа.Сократ обнаружил, что люди употребляют некоторые понятия, считая их к тому же самыми важными, но не могут дать себе в них отчета. Это понятия, получившие впоследствии название нравственных (справедливость, мужество и др.). Люди не знают, что они означают. И сам Сократ при самом тщательном исследовании не может найти ничего в мире, что соответствовало бы этим понятиям.

1.5. Самопознание в понимании  Сократа

Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой  философии, лишь Сократ сделал формулу  мудрости – "Познай самого себя", основной частью своего учения. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нуждается  в познании самого себя и своих  дел, определении программы и  цели своей деятельности, ясном осознании  того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в  мире, к уяснению того, "каков он по отношению к пользованию собой  как человеком" – узнаём из трудов Ксенофонта, написанных о Сократе. – Человек, знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может.Сократ  считал последовательное познание "себя  самого" основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии. Итак, для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

1.6. Политико-правовые взгляды Сократа

Политико-правовые взгляды  Сократа представляют собой составную  часть всей его моральной философии, в рамках которой этическое и  политическое тесно переплетены. Этика  в понимании Сократа политична, политика этична. Высшей и наиболее важной добродетелью является добродетель  политическая, к которой Сократ относил  искусство управления полисными  делами. При помощи именно этого искусства люди делаются хорошими политиками, начальниками, домоправителями и вообще полезными для себя и других гражданами государства. Причем эта высшая добродетель, именуемая Сократом царской, одинаково значима и в частной и в публичной жизни человека: в обоих случаях речь идет об одном и том же – об управлении соответствующими делами (полисными или домашними) на основе знания. Умение хорошего хозяина, управителя дома сходно с умением хорошего начальника, и первый легко может заняться делами второго.Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель – это знание, в политико-правовой сфере формулируется следующим образом: "Править должны знающие". Это требование резюмирует философские представления Сократа о разумных и справедливых началах государства и права и критически адресуется им ко всем формам политического устройства. "Цари и правители, - подчеркивает он,  не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править". Эта сократовская версия "философа на троне" - неизбежное следствие того интеллектуального аристократизма в политической сфере, которым пронизана вся его моральная философия. И показательно, что политический идеал Сократа в равной мере критически возвышается над демократией, олигархией, тиранией, родовой аристократией и традиционной царской властью.В плане теоретическом сократовский идеал представлял собой попытку сформулировать идеально разумную сущность государства, а применительно к практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности в полисном управлении.Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия. Подчеркивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан, непременно будет в скором времени наказан и сам.Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая   определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ   предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти,но эти выпады Сократа не означали, что он хотел бы насильственным образом заменить демократию какой-либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление. Таковы основные политические взгляды философа, повлиявшее на мировоззрение философа.

Вопрос 2.Философский метод Сократа

Сократовский метод, имевший  своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем  раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в  мышлении и столкновение противоположных  мнений является лучшим средством обнаружения истины.Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.В этом и состоит сократовская «ирония».Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» – «повивальное искусство». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали.Основная задача философского метода Сократа – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление.Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» – это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» – это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».

 

 

 

 

Глава 2.

Вопрос 1.Формирование философских  взглядов Платона

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил  в древнегреческом обществе, но как  деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платоном был создан и разработан  один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила.По происхождению Платон принадлежал к весьма знатному афинскому роду. Старинная, царского происхождения семья философа имела прочные аристократические традиции.Остаток жизни Платон посвящает своим любимым философским и научным занятиям в Академии, работе над диалогами.

Вопрос1.Социальные взгляды Платона.

Социально-политическая философия  Платона, его учение о политике, государстве  и праве – неразрывная часть  всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей.Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого.

Глава 3.

Вопрос 1.

Аристотель – величайший древнегреческий философ, создавший

своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Критика  учения Платона об идеях.

    

 

Определив свое отношение  к философии Платона и ее центральному пункту –

учению об "идеях", Аристотель разрабатывает исходные принципы своей

философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам

философии, ядром которой  он считает онтологию – науку  о сущем. В

теоретической философии  Аристотель вводит понятие "субстанция". Под

субстанцией он понимал бытие  вполне самобытное, существующее в  самом себе, но

не в чем-либо ином. Как  таковое бытие, не способное существовать ни в чем

ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или

атрибут, но только как его  субъект. Субстанцией, считал Аристотель, может

быть только единичное  бытие. Только оно одно самобытно  в точном смысле этого

слова.Для Аристотеля реально существует

только сущность. Он путается не в категориях рода и вида, для  него

несомненно, что роды существуют только через виды. Но он путается между

конкретной вещью и  видом ее, ибо существует только эта конкретная вещь, а

определим только ее ближайший  вид. Что же принять за сущность?

Суть бытия и форма  как сущность. Аристотель склоняется к тому, чтобы принять

за сущность вид. Он говорит, что "последнее видовое отличие  – это будет

Информация о работе Философия Сократа, Аристотеля и Платона