Философия всеединства ВС Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Одним из ведущих направлений в русской философии XIX - начала XX вв. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев. Пронеся через все свое творчество страстное искание правды, он не только сказал последнее слово русской философии в XIX в., но и обозначил новую парадигму религиозно-философских исканий в XX в.

Содержание работы

Введение 3
1. Жизненный путь и философское становление В.С. Соловьева 4
1.1. Биография Соловьева 4
1.2. Философы и философские идеи, повлиявшие на Соловьева 6
2. Концепция всеединства В.С. Соловьева 8
2.1. Соловьев В.С. как основоположник концепции всеединства 8
2.2. Философия всеединства В.С. Соловьева 9
2.3. Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва 13
2.4. Религиозно - философское обоснование всемирной теократии 17
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Философия всеединства ВС Соловьёва.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное бюджетное  государственное

образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования 

«Ярославский государственный  технический университет»

Кафедра «Философии» 

 

 

 

Реферат принят

с оценкой ____________

Преподаватель

_________ Л. Д. Петряков

«___»_____________2013

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

ВЛАДИМИРА СЕРГЕЕВИЧА СОЛОВЬЕВА 

Реферат по дисциплине

“Философия”

 

 

 

Реферат выполнил

студент гр. З-11

________ П. Л. Шишмарев 

25.12.2012

 

 

 

 

 

 

 

2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Одним  из ведущих направлений в русской  философии XIX - начала XX вв. была религиозно-идеалистическая  философия. Наиболее ярким ее  представлением был Владимир  Сергеевич Соловьев. Пронеся через все свое творчество страстное искание правды, он не только сказал последнее слово русской философии в XIX в., но и обозначил новую парадигму религиозно-философских исканий в XX  в.

     «Истинным  образователем наших религиозных устремлений»  был Владимир  Сергеевич  Соловьев. Он очень глубоко изучал каждую философскую проблему и органически объединял философию, религию и науку. Многое, позаимствовав у Гегеля и Шопенгауэра, центральное место в своем учении он отдает идее «всеединого сущего», т.е. сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривает как ее воплощение. Соловьев изучал проблемы метафизики, натурфилософии, историософии, антропологии и гносеологии, этики и эстетики, и все эти проблемы он объединил для того, чтобы создать религиозную философию всеединства, которая могла бы дать ответ на многие волнующие вопросы не только теории, но и жизни. Он хотел сформировать систему «цельного знания». «Цельное знание», как считал Соловьев, должно направлять человека в жизни, а не оставаться лишь отвлеченным знанием. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

      Имя Владимира Сергеевича Соловьева  достаточно долгое время было  в опале и сейчас многие  из нас открывают его для  себя впервые. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизненный путь и философское становление В.С. Соловьева

    1. Биография Соловьева

 

     Владимир  Соловьев родился 16 января 1853 г.  в Москве в семье знаменитого  русского историка и профессора  Московского университета С. М.  Соловьева.  Мать происходит из  малороссийской дворянской семьи Романовых. Учился Соловьев в Первой московской гимназии в параллельном ее отделении. Окончив курс в 1869 г. с золотой медалью, поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук; с 3-го курса перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета; в 1873 г. выдержал кандидатский экзамен, после чего пробыл один учебный год вольнослушающим в Московской духовной академии. Из числа своих профессоров Соловьев  с особенной благодарностью вспоминал о философе Юрковиче.

     Первой  значительной работой Соловьева  была магистерская диссертация  «Кризис западной философии (против  позитивистов)», которую он защищал  в 1874 г. В том же году был  избран штатным доцентом философии  в Московский университет; читал также на высших женских курсах профессора В. И. Герье.

     Летом  1875 г. он уехал для научных  занятий в Лондон, где изучал  главным образом мистическую  и гностическую литературу - Я.  Бёме, Парацельса, Э. Сведенборга,  каббалу, интересовался оккультизмом и спиритизмом. Именно в этот период у него выходит на первый план тема софиологии, которой суждено было стать одной из ключевых в его творчестве. Неожиданно философ покидает Лондон и отправляется в Египет, где проводит несколько месяцев. В 1876 г. Соловьев вернулся в Россию 1.

      В 1877 г. философ опубликовал  свою первую систематическую  работу «Философские начала цельного  знания» (правда, незаконченную), а  в 1878 г. выступил с циклом  публичных лекций «Чтения о  Богочеловечестве», которые собирали  много слушателей и имели общественный резонанс. К этому времени у него уже вполне сложилась философско-религиозная концепция, в центре которой - идея «положительного всеединства», тесно связанная с софиологической темой 2.

     В  1877 г. оставил Московской университет и был назначен членом ученого комитета Министерства народного просвещения. В 1878 г. читал в Соляном городке публичные лекции о философии религии. В 1880 г. получил степень доктора философии за диссертацию «Критика отвлеченных начал». В том же году стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента и на высших женских курсах. В марте 1881 г. произнес в виде заключения к публичным лекциям о литературном движении XIX века известную речь против смертной казни. Начался период публицистической деятельности Соловьева. В центре его внимания в 80-е – нач. 90-х гг.- общественно-политическая и церковно-религиозная жизнь. Среди наиболее важных произведений этого периода - «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Великий спор и христианская политика» (1883), «История и будущность теократии» (1886, Загреб), «Три речи в память Достоевского» (1881-1883), «La Russie et l'Eglise universelle»(1889; русский перевод «Россия и Вселенская церковь» увидел свет лишь в 1911 г.). Он пишет также ряд статей по национальному вопросу, связанных с проблемами славянофильства и западничества, объединенных затем в работу «Национальный вопрос в России» (в первый выпуск ее вошли статьи 1883-1888, а во второй - 1888-1891 гг.). Основной идеей, пронизывающей творчество Соловьева этого периода, является его теократическая утопия, убеждение в возможности объединения православной и католической церквей под эгидой Рима и политического объединения христианских народов (даже всех народов земли, ибо теократия мыслится как вселенская) под властью русского царя. Католические симпатии философа усилились после сближения его с католическим епископом Штросмайером в Загребе, куда Соловьев ездил в 1886 г.

      В 1881 году оставил службу в  Министерстве народного просвещения,  но чтение лекций окончательно прекратил лишь в 1882 г. Вновь появляться перед публикой в качестве лектора Соловьев после долгого перерыва стал только в конце 90-х гг.

     Исключительно  отдавшись науке и литературе, он жил то в Москве, то в  Петербурге, то в имениях своих друзей (в последнее время все чаще в Пустыньке, близ Петербурга), то в Финляндии на Иматре, то за границей. В Хорватии он завязал тесные дружеские отношения с известным славянским епископом Штросмайером, с каноником Рачки и другими.

     По  прекращении академической деятельности литературная работа давала Соловьеву средства к существованию. Своим возвращением к собственно философской проблематике в 90-е гг. он в немалой степени был обязан приглашению возглавить в 1891г. отдел философии в «Большом Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона». Это дало ему материальную поддержку и избавило от необходимости жить литературным трудом. Он написал в Словарь более 130 статей, посвященных как основным философским понятиям, так и историко-философским темам. В 90-е гг. Соловьев пишет статью «Смысл любви» (1892-1894), подытоживающую его размышления над софиологической темой; трактат по этике - «Оправдание добра» (1894-1895); предлагает новое осмысление теории познания в статьях, объединенных под названием «Теоретическая философия» (1897-1899); наконец, в последней своей значительной работе - эсхатологическом этюде «Три разговора» (1899-1900) пытается разрешить проблему зла, расставаясь при этом с дорогой ему мечтой о будущей вселенской теократии 3.

      Работал он неутомимо, проводя за письменным столом иногда по несколько ночей сряду, не переставая трудиться даже во время физических страданий, не предпринимая правильного леченья. Все это постепенно подрывало его организм, никогда не отличавшийся крепостью: врачи, лечившие его во время последней его болезни, нашли у него несколько тяжких недугов. Он скончался 31 июля 1900 г., в подмосковном имении (с. Узкое) кн. П. Н. Трубецкого.

    1. Философы и философские идеи, повлиявшие на  Соловьева

 

      В своем духовном развитии Соловьев испытал много влияний, которые определили направление и характер его мышления. В ранней юности он воспринял социалистические идеи, свойственное русской мысли искание социальной правды, а также веру в прогресс, столь характерную для XIX в. Идея прогрессивного развития человечества, общая для немецкого идеализма и позитивизма, особенно для О. Конта, чье учение произвело на молодого русского философа сильное впечатление, разделялась и отечественными мыслителями разных направлений - не только западниками, но и славянофилами: И. В. Киреевским, А. С. Хомяковым, Ф. И. Тютчевым и др.

      От ранних славянофилов Соловьев  воспринял вдохновлявшую его  на протяжении всей жизни идею  «цельного знания», которое должно  дать ответ на вопрос о смысле  человеческого существования, о последней цели космического и исторического процесса. Субъектом этого процесса, по Соловьеву, является человечество как единый организм - понятие, заимствованное философом у Конта. В основе такого подхода лежит убеждение Соловьева в реальности всеобщего, сформировавшееся у него под воздействием Спинозы и Гегеля, вообще немецких идеалистов, которые, начиная с Фихте, строили монистические системы, исходя из единого первопринципа, - метод, не чуждый и Соловьеву, мастеру диалектического выведения категорий. У Спинозы таким первопринципом является субстанция, у Фихте - абсолютное Я, у Гегеля - абсолютный субъект-объект. Соловьев как раз и воспринял общую для спинозизма и немецкого идеализма пантеистическую посылку, во многом определившую его учение о всеединстве.

Оказали влияние  на русского философа и мыслители, придававшие  метафизическое значение понятию воли: Кант, Шопенгауэр, Э. Гартман и особенно Шеллинг. Если диалектическим методом  Соловьев больше всего обязан Гегелю, то его богословие, метафизика и эстетика несут на себе печать волюнтативной метафизики Шопенгауэра и Шеллинга. От Шопенгауэра воспринял Соловьев одну из главных своих интуиции - об иллюзорности, неподлинности эмпирически-предметного мира, «мира представления», который являет собой «грубую кору вещества», мешающую прозревать подлинную, духовную основу мира. Впоследствии, отойдя от Шопенгауэра и обретя христианскую веру, Соловьев тем не менее сохранил это свое ощущение иллюзорности физического мира.

      После Шопенгауэра Соловьев изучает системы Фихте, Гегеля и Шеллинга - последний оказывает на него наибольшее влияние. С Шеллингом Соловьева сближает романтически-эстетический подход к проблемам религии, своеобразный эротический мистицизм, вылившийся у русского философа в культ Вечной Женственности - души мира. С помощью Шеллинга, а также Бёме, Парацельса, Сведенборга, Дж. Пордеджа, каббалы и гностиков, которых он высоко ценил, Соловьев пытался осмыслить собственный мистический опыт - свои видения Софии.

     Значительную  роль в формировании воззрений философа сыграл христианский платонизм его учителя, профессора кафедры философии Московского университета        П. Д. Юркевича, особенно учение о сердце как средоточии духовной жизни человека. Юркевич видел в воле и душевных аффектах определяющее начало человеческого существа, по своему значению превосходящее теоретическое начало духа, т. е. ум.

     Все  эти многообразные влияния философ  органически претворил в своем  учении, создав новое систематическое  построение, правда не лишенное ряда трудностей и противоречий. Стремясь от них освободиться, Соловьев не раз перерабатывал свое учение. При этом в его сочинениях мы находим и трезвую оценку, и глубокую конструктивную критику тех философских концепций, которые в свое время формировали его миросозерцание: Спинозы, Канта, Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра, Конта и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Концепция всеединства В.С. Соловьева

    1. Соловьев В.С. как основоположник концепции всеединства

 

     В критической  литературе, посвященной творчеству  В.С. Соловьёва, довольно часто высказывается мнение, что именно с его работ понятие всеединства становится достоянием философской мысли. Так, в популярном справочном издании сообщается, что «понятие всеединства как высшего онтологического принципа впервые выдвигается    В.С. Соловьёвым»4.

     В одной  из своих первых публичных  лекций «Исторические дела философии»  В.С.Соловьев назвал первоначальной  философской интуицией провозглашение  «нового, неслыханного слова:  все есть одно». Следовательно,  обособившееся, разделившееся множество явлений этого мира социальности есть проявление единой сущности. «Все есть одно - это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение». Идея всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Основы учения о всеединстве как начале и цели мирового процесса, концепции истории и человека изложены В.Соловьевым в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880), в работах: «Духовные основы жизни» (1884); «История и будущность теократии» (1886); «Россия и вселенская церковь» (1889); «Красота в природе» (1889); «Смысл любви» (1892 - 1894); «Теоретическая философия» (1897 - 1899); «Определение добра»  (1897 - 1899); «Три разговора»  (1900).

     Владимир Соловьёв  опирался в разработке своей  теории как на западную (досократики,  неоплатоники, Н. Кузанский, Шеллинг), так и на отечественную мысль  (учение о «соборности» и «цельном  знании» славянофилов А.С. Хомякова  и И.В. Киреевского). Первоначальные представления о всеединстве восходят к досократикам (см., например, у Гераклита: «И из всего одно, и из одного — все»; Ксенофан: «Все едино, единое же есть Бог»; Анаксагор: «Во всем есть часть всего» и т.п.). В русле такого онтологического подхода дается и современное определение всеединства: это «одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов»5.    

Информация о работе Философия всеединства ВС Соловьёва