Философия всеединства ВС Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Одним из ведущих направлений в русской философии XIX - начала XX вв. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев. Пронеся через все свое творчество страстное искание правды, он не только сказал последнее слово русской философии в XIX в., но и обозначил новую парадигму религиозно-философских исканий в XX в.

Содержание работы

Введение 3
1. Жизненный путь и философское становление В.С. Соловьева 4
1.1. Биография Соловьева 4
1.2. Философы и философские идеи, повлиявшие на Соловьева 6
2. Концепция всеединства В.С. Соловьева 8
2.1. Соловьев В.С. как основоположник концепции всеединства 8
2.2. Философия всеединства В.С. Соловьева 9
2.3. Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва 13
2.4. Религиозно - философское обоснование всемирной теократии 17
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Философия всеединства ВС Соловьёва.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

     Всеобщий  характер идеи добра отрицается многими, но, как замечает Соловьёв, лишь по недоразумению: «Нет, правда, такой мерзости, которая не признавалась бы где-нибудь и когда-нибудь за добро; но вместе с тем нет и не было такого людского племени, которое не придавало бы своему понятию добра (каково бы оно ни было) значение постоянной и всеобщей нормы и идеала»9.

     Отстаивая  тезис о внутренней связи концепции  всеединства с этикой всеединства,  нельзя не упомянуть о проблеме  статуса этики (философии практического  разума) в отношении к теоретической философии (метафизике и гносеологии), а, с другой стороны, в отношении к положительной религией (или теологии).

     В  своем основном труде по нравственной  философии, в отличие от более  ранней работы «Критика отвлеченных  начал» (1980), Соловьёв склоняется к трактовке этики как автономной науки, т.е. независимой от религии, метафизики и гносеологии. Как известно, это — исходная идея и в понимании этики Кантом, который отрицал всякую зависимость должного от сущего, а, следовательно, этики от теоретической философии и религии. И, более того, утверждал «примат практического разума над теоретическим» (первенство нравственности над наукой). Иначе говоря, в дилемме: 1) нравственность должна быть разумной и 2) разум должен быть нравственным В.С. Соловьёв отдает предпочтение второму тезису. При этом делается попытка доказать имманентную принадлежность нравственности разуму. «Создавая нравственную философию, разум только развивает, на почве опыта, изначально присущую ему идею добра… и постольку не выходит из пределов внутренней своей области», — пишет  Соловьёв10.

          Соловьёв, безусловно, прав в том,  что нравственное сознание человека  настоятельно требует осуществления  абсолютного добра, какие бы  идеи им ни овладевали (религиозные,  политические, экономические, гносеологические, метафизические и пр.), и разум может развивать концепцию, соответствующую этому требованию, только руководствуясь идеалом абсолютного добра. Концепция эта включает нравственность в самое логику мышления. Или, как говорит Соловьёв, «нравственный элемент требуется самими логическими условиями мышления», в «мериле истины заключается понятие добросовестности»11. Или: «Истина есть лишь форма Добра», — утверждает Соловьёв, заканчивая этой формулой свой знаменитый трактат «Русская идея».

     Однако  нравственное начало независимо  и от религии. Соловьёв, вслед  за Кантом, склонен считать религию  не причиной морали, а ее следствием. Мораль не возникает из божественных  установлений. Но этот тезис дополняется  и другим: мораль неизбежно ведет к религии.

     Самостоятельность  нравственной философии в ее  собственной области, — считает  Соловьёв, — не исключает внутренней  связи самой этой области с  предметом теоретической философии.  «Оправдавши Добро как таковое,  в философии нравственной, мы должны оправдать добро как Истину в теоретической философии»12.

          «Положительное всеединство», по  Соловьёву, предстает как благо,  истина и красота. Для метафизики  и гносеологии всеединства важны  прежде всего эти наиболее  насыщенные содержательные категории. Однако полная концепция всеединства предполагает значительно более расширенную систему категорий. Так, философия, призванная выразить концепцию всеединства, рассматривается и в таких категориальных триадах, как опыт-мысль-вера, наука-философия-религия, эмпиризм-рационализм-мистицизм и т.д.

       Важной чертой концепции всеединства  русского философа является утверждение  неразрывной связи добра с  единым космоэволюционным процессом,  что существенно отличает этику  всеединства от идеалистических учений платоновско-гегелевского типа.

     Таким  образом, объективно человек участвует  в мировом процессе. На этом  убеждении строится вся онтология  добра Соловьёва. Это же убеждение  составляет основу его идеи  богочеловечества — центральной  идеи всей жизни и творчества Соловьёва.  С этой идеей было связано его своеобразное понимание христианства. Вл. Соловьёв, отмечает Н.А. Бердяев, был прежде всего и больше всего защитником человека и человечества. Для него свобода и активность человека есть неотъемлемая часть христианства. Христианство для него — религия богочеловечества, предполагающая веру в Бога столь же значимой, как и веру в Человека. 13 По Соловьёву, Человек совечен, а в итоге эволюции и сомогущ Богу. (Следовательно, мы имеем дело с существенно измененным христианством). Субъективно человек также опирается на определенные начала нравственности, которые философ называет первичными данными. Эти начала: стыд, жалость (сострадание), благоговение. Вл. Соловьёв подробно и весьма логично разъясняет, почему основу «субъективной» морали составляют именно эти три чувства, эти три переживания.

     Обратим  внимание на еще один момент  метафизики Соловьёва, свидетельствующий  о том, что идея «положительного  всеединства» более этическая,  нежели «чисто» онтологическая категория. Перемещение смыслового центра с бытия на сущее у Соловьёва произошло по целому ряду взаимосвязанных мотивов. Это прежде всего реакция против имперсонального, обезличенного духа гегелевского учения о бытие. Определенное значение имела и особенность веры русского философа в Христа как богочеловеческое существо. Переосмысление этих категорий было обусловлено и стремлением укрепить личностное начало в философии всеединства, возвысить учение о человеке. Вот почему тенденцию Соловьёва к построению философии сущего нужно связать с попыткой выйти за рамки традиционного объективного идеализма. Отрицание первичности бытия и обоснование приоритета субъекта как сущности роднит онтологию Владимира Соловьёва с такими последующими направлениями философской мысли, как экзистенциализм и персонализм, в которых этические решаемые проблемы онтологии выступают на первый план. Онтология В.С. Соловьёва приводит нас к этической евангельской формуле: «Бог есть любовь».

     Возвращаясь  к понятию сущего у Соловьёва,  обратим внимание, что сущее — единая первооснова бытия. Но, будучи единым, сущее не может быть беднее бытия, а, напротив, должно быть богаче, должно включать все, но в форме единства. Благо, истина и красота и представляют собой три вида или образа единства. А так как всякое внутреннее единство есть безусловная благость или любовь, то благо, истина и красота являются тремя образами любви. В благе мы имеем любовь в особом, приоритетном смысле, как идею идей: это есть единство существенное. Истина есть та же любовь, т.е. единство всего, но уже как объективно представляемое — это есть единство идеальное. Наконец, красота есть та же любовь, но как проявленная — это есть единство реальное.

     Отношение  этих трех образов любви В.С.  Соловьёв выражает в следующей формуле: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Но если вспомнить, что абсолютное есть идея идей, что оно есть абсолютная благость и, следовательно, совпадает по своему значению с собственно благом, то преимущественно этический смысл этой рационально доказываемой формулы Соловьёва станет очевидным.

     Этика  всеединства — это наиболее  важная и оригинальная часть  философии всеединства Владимира  Соловьёва. Уже в первой своей  большой работе «Кризис западной  философии» Соловьёв заявляет, что «философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие». Устарелость философии «отвлеченных начал» заключатся в том, что она все время имела в виду лишь субъекта познающего — вне всякого отношения к требованиям субъекта как хотящего, волящего, что и создает проблему всеединства и вместе с тем является предпосылкой ее решения.

      Только через связывание в  философии теоретической и этической  ее составляющих, через разрешение  проблемы сущего и должного  преодолевается, по Соловьёву, прежний «отвлеченный» характер философии. Единство сущего и должного, науки и нравственности создает возможность цельного знания, а «цельное знание» вместе с «цельным творчеством» образует в «цельном обществе» «цельную жизнь».

     «Само  по себе связывание теоретической и этической сферы чрезвычайно типично вообще для русской мысли, — здесь Соловьёв явно продолжает линию Киреевского и Хомякова, — не говоря уже о других мыслителях его эпохи (Лавров, Михайловский, Толстой)»14. Примат этики в философии Соловьёва объясняется тем, что «от начала до конца философской деятельности Соловьёва практический интерес действительного осуществления всеединства жизни стоит для него на первом месте»15.

          Парадокс, однако, состоит в том,  что вместе с этикой в проблему всеединства вносится не только гармонизирующее начало, но также и разлад, дисгармония, ибо проблема мирового добра диалектически сопряжена с проблемой мирового зла. Трагизм данной ситуации показан в последней книге В.С. Соловьёва (своеобразном его завещании) «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», в целом «нетипичной» в ряду его работ по философии всеединства.

     «Грусть  от того, что не видишь добра  в добре», — эти слова Н.  Гоголя, взятые в качестве эпиграфа  Н. Бердяевым к его книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», передают антиномичность идеи «положительного всеединства» Вл. Соловьёва столь четко и выразительно, как ни какие логические и метафизические ее формулировки.

 

    1. Религиозно - философское обоснование всемирной теократии

 

     В.  Соловьеву принадлежит заслуга  в постановке и разработке  проблемы, которую принято с тех  пор обозначать словосочетанием  «русская идея». В мае 1888г.  он выступил в Париже с лекцией  на Французском языке под названием  «Русская идея». В ней мыслитель поставил вопрос, который считал крайне важным - вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Ответом на него и служила сформулированная автором «русская идея». Соловьев считал, что каждая нация, объединенная соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого и есть национальная идея.

     Национальная  идея не вытекает непосредственно  из материальных условий существования России. Национальная идея- это задание, данное Богом, долг народа перед Богом. Соловьев пишет: «Идея нации есть не то, что сама она думает о себе во времени, но, то что Бог думает о ней и вечности»16. Для Соловьева все нации - это члены и элементы человечества как социального организма, но при этом они - «существа моральные». Причем Соловьев считает, что в этом моральном мире существует роковая необходимость. Он пишет: «Призвание или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как верховный долг, - эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места»17.

    Как  определить существо национальной  идеи? Кто скажет народу о его  долге? Ведь народ может и  заблуждаться относительно своего  призвания. Надо проанализировать всю историю российского государства от зарождения до современности, проанализировать те моменты в развитии христианской цивилизации, в которые Россия внесла небольшой вклад, и на этой основе определить ее миссию в будущем. Русская идея, или историческая миссия России, состоит в том, чтобы стать инициатором в создании европейского сообщества стран на основе христианских ценностей, в создании теократии.

    Проработка  утопического проекта всемирной  теократии осуществляется Соловьевым  во многих трудах 80-х годов: «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Великий спор и христианская политика».

    Всемирная  теократия предстает у Соловьева  как социальная форма Богочеловечества, отражающая в себе принцип  троичности Божества. Три ипостаси - Отец, Сын и Святой дух - проецируется в человеческую деятельность соответственно как три «служения»: священство, царство и пророчество. Возникает вопрос о том, как в реальной человеческой истории эти три служения распределены. Соловьев без колебаний признает функции первосвященство за папой римским. Он сомневается в том, что воплотить царственный элемент теократии выпало на долю Византии. Византийский цесаризм не справился с этим служением, и задача создания праведного общества потерпела в Византии решительное крушение. Но для служения царского подходит «третий Рим» - Россия как наследница Византии. От народа, являющегося носителем третьей силы, требуется свобода от ограниченности, возвышение над узкими национальным интересами. Эти свойства, по мнению Соловьева, присущи в особенности национальному характеру русского народа. Действительно, идеалы русского народа носят религиозный характер, он способен к сочетанию восточной и западной культуры (что доказали реформы Петра 1), он обладает прирожденной способностью к самоотречению, что подтверждается приглашением варягов на правление еще в 862г.

     Гораздо  хуже в христианском мире обстоит  дело с пророческим служением.  Оно изначально появилось в  форме протестантства, которое возникнув  из распри Рима и Константинополя, существенно исказило это третье теократическое начало: отделив пророчество от священства, оно не подарило миру и истинных пророков. Для пророческого служения он находит замену в лице ортодоксального иудаизма («еврейства») на том основании, что у последнего имеется совпадающее с истинно христианским понятие о пророческом призвании и что само протестантство является до известной степени возвратом к еврейству.

    По  замыслу Соловьева, вселенская  теократия должна быть свободной  теократией: объединение наций происходит на добровольных началах. В теократическом обществе исключалось всякое принуждение к вере, этим оно радикально отличалось от Средневековья, когда церковь допускала жестокие гонения на инакомыслящих. И Соловьев сурово критиковал русскую православную церковь за ее стремление опереться на государственную власть в искусственном насаждении веры.

    Соловьев  прямо заявлял, что только католическая  церковь обеспечит самостоятельность  церковной власти перед государством  и обществом. Что же касается русской православной церкви, то она давно превратилась в послушное орудие мирской власти, и отвергает единство христианских конфессий. Первый шаг, который должна сделать Россия, - это совершить подвиг национального самоотречения, принести в жертву свой национальный эгоизм. На деле это означало соединение русской церкви с католической, что непосредственно могло быть достигнуто благодаря подчинению русского государства римскому первосвященнику. Новый миропорядок будет поддерживаться государственной властью русского монарха, и в семейство христианских народов войдут мир и благословение.

Информация о работе Философия всеединства ВС Соловьёва