Таким
образом, для того чтобы национальная
идея была осуществлена на
практике, необходимы определенные
предпосылки. Во-первых, необходимо
обеспечить соблюдение гражданских свобод - свободы
слова, свободы совести. Во-вторых, должна
быть преобразована русская православная
церковь: нужно преодолеть подчиненность
ее государству и ее враждебность по отношению
к западному христианству.
Соловьев
считал, что с созданием вселенской теократии Россия
внесет в отношении европейских народов
элементы сердечности, непосредственности,
утраченные рациональным Западом. С другой
стороны, сотрудничеством Западом позволит
преодолеть характерные для России тенденции
варварства, нигилизма и тем самым будет
способствовать вступлению России на
путь подлинного просвещения и прогресса.
Для России этот проект важен еще и потому,
что находясь на границы двух миров, она
испытывала постоянное давление со стороны
Азиатского Востока. Объединение со странами
Европы позволило бы России более тесно
интегрироваться в сообщество христианских
стран, что дало бы твердую гарантию сохранения
христианских основ русской культуры.
Некоторые
исследователи считают, что к
концу жизни Соловьева постигло
жестокое разочарование в мессианском
предназначении России и во всемирной
теократии и что реакцией на это разочарование
стало предсмертное сочинение философа
«Три разговора» с включенной в него «Повестью
об антихристе». Так Е. Н. Трубецкой утверждает,
что в мучительных сомнениях Соловьев
приходит к пониманию страшной истины
о том, что вселенское зло в борьбе с добром
принимает обличие добра и тем самым прельщает
неискушенных. Антихрист, в заключающей
«Три разговора» повести предстал в образе
исключительной гениальности, красоты
и благородства, с высочайшими проявлениями
бескорыстия и деятельной благотворительности.
Противопоставляя себя Христу, он заявляет:
«Христос принес меч, я принесу мир. Он
грозил земле страшным судом, но ведь последним
судьей буду я, и суд мой будет не судом
правды только, а судом милости».
Действия
антихриста, по меткому замечанию
Е. Трубецкого, во многом пародируют
прежние идеи автора повести.
Антихрист создает теократию,
о которой мечтал Соловьев, но
без Христа, без любви, основанную на подавлении в человеке свободной
воли к добру и искушении его лестью. Ситуация
действительно представляется парадоксальной.
Разъясняя смысл этого парадокса, Е. Трубецкой
говорит, что Соловьев в «Трех разговорах»
осознал ложность идеи теократии и отрекся
от нее. Доказательству этого утверждения
он посвятил свою статью «Крушение теократии
в творениях Соловьева».
Думается,
что одно произведение оказавшееся
последним, еще не дает повода
говорить о полном отказе Соловьева
практически от всего, продуманного и написанного. И представляется
более убедительной в оценке этого вопроса
позиция А.Ф. Лосева. Он, с одной стороны,
подобно Е. Трубецкому, считает, что
«обожествление» государства является
одной из самых существенных идей Соловьева.
Но в то же время он оспаривает его оценку
теократических идей Соловьева и пишет:
«Никак невозможно сказать, что он отходит
от своих теократических идей окончательно.
Его разочарование относится скорее к
возможности немедленного и самого глубокого
осуществления теократического идеала.
Сам этот идеал, безусловно, остается у
него нетронутым».
Таким
образом, под крушением теократии
Соловьева, видимо, следует понимать
ее историческую невоплощенность.
Причем рискованность теократического
проекта ощущалась Соловьевым
не только в последние годы жизни. Именно
поэтому в его логике рассмотрения теократия
обязательно присутствует горизонт «морального
обязательства» или долга. Судьба России
зависит от воплощения иконописного лика
Софии в форме теократии. Из-за невыполнения
этого долга сокрушена может быть сама
Россия: в мире моральной необходимости
невыполнение замысла Бога о народе карается
смертью.
В
своих размышлениях о «русской
идее» он обобщает весь опыт
русской мысли XIXв. В результате
его синтезирующих усилий Россия
уже оказывается не в финале подлинной
истории, а в ее начале. С нее, с ее теократического
преображения может быть начато преодоление
розни мира, враждебного противостояния
христианских конфессий, да и Востока
и Запада как таковых.
Заключение
Идеи
Владимира Соловьева поражают безоглядной
верой в прогресс, в науку, в богоизбранность
русского народа наряду с глубоким ощущением
нарастающей опасности гибели и уничтожения.
Соловьев призывает человечество опомниться
и остановиться, протянуть друг другу
руки в понимании своего глубокого бытийного
единства.
В целом философская
система Соловьева оказала значительное
влияние на русскую религиозную
философию и во многом сохраняет
актуальность в наше время. Идея всеединства
– органического соединения максимально
развитого личностного начала со всеобщим,
осмысление реальности в единстве бытия
и сознания – обретают глубокий смысл
в современную эпоху глобальных проблем
и разнообразных социальных раздоров,
когда нельзя забывать о необходимости
сохранения человека, природы, культуры.
В.С. Соловьев утверждал созидательное
начало в человеке, но предупреждал об
опасности торжества сил зла и разрушения.
Взывать к единству, к преодолению распада
очень важно в эпоху, когда судьбоносным
и столь желанным является гражданский
мир и согласие, предотвращение экологической
катастрофы и термоядерной войны. Признание
добра высшим критерием социальной оценки
– один из реальных путей к глобальному
гуманизму.
Может
быть, есть смыл поискать ответы
на самые злободневные вопросы,
стоящие пред сегодняшней Россией в работах
великих соотечественников? Великие идеи
потому и велики, что они вечные. Идея национального
возрождения на основе глубоко воспринятой
идеи ценности других культур и народов,
поиск таких способов объединения, которые
не предполагали унижения, подавления,
порабощения одного народа другим, постепенное,
медленное, естественное движение к всеобщему
единству - такой путь обозначил Владимир
Соловьев для России.
Список
используемой литературы
- Бердяев Н.А. Основная идея Владимира Соловьева / Н.А. Бердяев о русской философии. – Свердловск, 1991.
- Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?/ Книга о Владимире Соловьеве. – М., 1991. 574 с.
- Владимир Соловьев: личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. – СПб.: изд-во Русс. Христиан. Гуманитар. Ин-та, 2000. 896 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарики, 2006. 472 с.
- Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19 – 20 вв. Русская философия в поисках абсолюта. – СПб.: Алетейя, 2000. 416 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.
- История философии / Под ред. В.В. Васильева. – М.: Академический проект, 2005. 680 с.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. – М.: Молодая Гвардия, 2009. 617 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. – М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
- Моисеев В.И. Логика всеединства. –М.: PerSe, 2002. 415 с.
- Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М.: Политиздат, 1991. 464 с.
- Радлов Э.Л. Соловьев // Словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
- Соловьев В.С. Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1988. 895 с., 824 с.
- Соловьев В.С. Оправдание добра. – М.: Мысль, 1990. 671 с.
- Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. – СПб.: Художественная литература, 2006. 384 с.
- Соловьев В.С. и философы Серебряного века / Под ред. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс – Традиция, 2007. 472 с.
- Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философы XIX – XX веков: Очерки идей и биографий. – Челябинск: Околица, 2008. 256 с.
- Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. – М., 1991. 605 с.
- Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина. – М.: ТОН – Осторожье, 2001. 704 с.
1 Лосский Н.О. История русской философии.
Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991.
–С.233.
2 Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина,
Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: ТОН -
Острожье, 2001. - С.257.
3 Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые
философы XIX-ХХ веков: Очерки идей и биографий.
- Челябинск: Околица, 2008. -С.315.
4 Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв. М.: Молодая
Гвардия, 2009. - С. 121.
5 Лосев А.Ф. Там же. - С. 102.
6 Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль,
1990. - С.552.
7 Булгаков С.Н. Что дает современному
сознанию философия Владимира Соловьёва?
// Книга о Владимире Соловьёве. М.,
1991. - С. 390.
8 История философии / Под ред. В.В. Васильева,
А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический
проект, 2005. - С.103.
9 Соловьёв В.С. Оправдание добра.
- М., 1990. С. 98.
10 Соловьёв В.С. Там же. С. 105.
11 Соловьёв В.С. Там же. С. 544.
12 Соловьёв В.С. Там же. С. 547.
13 Бердяев Н.А. Основная идея Вл. Соловьёва
/ Н.А. Бердяев о русской философии. Ч. 2.
Свердловск, 1991. С. 78.
14 Зеньковский В.В. История русской философии.
– М.: Академический проект, Раритет, 2001.
- С.27.
15 Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьёв
и его дело // Книга о Владимире Соловьёве.
М., 1991. С. 457.
16 Соловьев В. С. Русская идея
// Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. - М, 1989. - Т. 2. -
С. 220.
17 Соловьёв В.С. Там же. С. 223.