Философия всеединства ВС Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Одним из ведущих направлений в русской философии XIX - начала XX вв. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев. Пронеся через все свое творчество страстное искание правды, он не только сказал последнее слово русской философии в XIX в., но и обозначил новую парадигму религиозно-философских исканий в XX в.

Содержание работы

Введение 3
1. Жизненный путь и философское становление В.С. Соловьева 4
1.1. Биография Соловьева 4
1.2. Философы и философские идеи, повлиявшие на Соловьева 6
2. Концепция всеединства В.С. Соловьева 8
2.1. Соловьев В.С. как основоположник концепции всеединства 8
2.2. Философия всеединства В.С. Соловьева 9
2.3. Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва 13
2.4. Религиозно - философское обоснование всемирной теократии 17
Заключение 21

Файлы: 1 файл

Философия всеединства ВС Соловьёва.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

    Таким  образом, для того чтобы национальная  идея была осуществлена на  практике, необходимы определенные  предпосылки. Во-первых, необходимо  обеспечить соблюдение гражданских свобод - свободы слова, свободы совести. Во-вторых, должна быть преобразована русская православная церковь: нужно преодолеть подчиненность ее государству и ее враждебность по отношению к западному христианству.

    Соловьев  считал, что с созданием вселенской теократии Россия внесет в отношении европейских народов элементы сердечности, непосредственности, утраченные рациональным Западом. С другой стороны, сотрудничеством Западом позволит преодолеть характерные для России тенденции варварства, нигилизма и тем самым будет способствовать вступлению России на путь подлинного просвещения и прогресса. Для России этот проект важен еще и потому, что находясь на границы двух миров, она испытывала постоянное давление со стороны Азиатского Востока. Объединение со странами Европы позволило бы России более тесно интегрироваться в сообщество христианских стран, что дало бы твердую гарантию сохранения христианских основ русской культуры.

    Некоторые  исследователи считают, что к  концу жизни Соловьева постигло  жестокое разочарование в мессианском предназначении России и во всемирной теократии и что реакцией на это разочарование стало предсмертное сочинение философа «Три разговора» с включенной в него «Повестью об антихристе». Так Е. Н. Трубецкой утверждает, что в мучительных сомнениях Соловьев приходит к пониманию страшной истины о том, что вселенское зло в борьбе с добром принимает обличие добра и тем самым прельщает неискушенных. Антихрист, в заключающей «Три разговора» повести предстал в образе исключительной гениальности, красоты и благородства, с высочайшими проявлениями бескорыстия и деятельной благотворительности. Противопоставляя себя Христу, он заявляет: «Христос принес меч, я принесу мир. Он грозил земле страшным судом, но ведь последним судьей буду я, и суд мой будет не судом правды только, а судом милости».

    Действия  антихриста, по меткому замечанию  Е. Трубецкого, во многом пародируют  прежние идеи автора повести.  Антихрист создает теократию,  о которой мечтал Соловьев, но  без Христа, без любви, основанную на подавлении в человеке свободной воли к добру и искушении его лестью. Ситуация действительно представляется парадоксальной. Разъясняя смысл этого парадокса, Е. Трубецкой говорит, что Соловьев в «Трех разговорах» осознал ложность идеи теократии и отрекся от нее. Доказательству этого утверждения он посвятил свою статью «Крушение теократии в творениях Соловьева».

    Думается, что одно произведение оказавшееся  последним, еще не дает повода  говорить о полном отказе Соловьева  практически от всего, продуманного и написанного. И представляется более убедительной в оценке этого вопроса позиция А.Ф. Лосева. Он, с одной стороны, подобно  Е. Трубецкому, считает, что «обожествление» государства является одной из самых существенных идей Соловьева. Но в то же время он оспаривает его оценку теократических идей Соловьева и пишет: «Никак невозможно сказать, что он отходит от своих теократических идей окончательно. Его разочарование относится скорее к возможности немедленного и самого глубокого осуществления теократического идеала. Сам этот идеал, безусловно, остается у него нетронутым».

    Таким  образом, под крушением теократии  Соловьева, видимо, следует понимать  ее историческую невоплощенность.  Причем рискованность теократического  проекта ощущалась Соловьевым  не только в последние годы жизни. Именно поэтому в его логике рассмотрения теократия обязательно присутствует горизонт «морального обязательства» или долга. Судьба России зависит от воплощения иконописного лика Софии в форме теократии. Из-за невыполнения этого долга сокрушена может быть сама Россия: в мире моральной необходимости невыполнение замысла Бога о народе карается смертью.

    В  своих размышлениях о «русской  идее» он обобщает весь опыт  русской мысли XIXв. В результате  его синтезирующих усилий Россия  уже оказывается не в финале подлинной истории, а в ее начале. С нее, с ее теократического преображения может быть начато преодоление розни мира, враждебного противостояния христианских конфессий, да и Востока и Запада как таковых.

 

 

 

Заключение

 

    Идеи  Владимира Соловьева поражают безоглядной верой в прогресс, в науку, в богоизбранность русского народа наряду с глубоким ощущением нарастающей опасности гибели и уничтожения. Соловьев призывает человечество опомниться и остановиться, протянуть друг другу руки в понимании своего глубокого бытийного единства.

В целом философская  система Соловьева оказала значительное влияние на русскую религиозную  философию и во многом сохраняет  актуальность в наше время. Идея всеединства  – органического соединения максимально  развитого личностного начала со всеобщим, осмысление реальности в единстве бытия и сознания – обретают глубокий смысл в современную эпоху глобальных проблем и разнообразных социальных раздоров, когда нельзя забывать о необходимости сохранения человека, природы, культуры. В.С. Соловьев утверждал созидательное начало в человеке, но предупреждал об опасности торжества сил зла и разрушения. Взывать к единству, к преодолению распада очень важно в эпоху, когда судьбоносным и столь желанным является гражданский мир и согласие, предотвращение экологической катастрофы и термоядерной войны. Признание добра высшим критерием социальной оценки – один из реальных путей к глобальному гуманизму.

    Может  быть, есть смыл поискать ответы  на самые злободневные вопросы,  стоящие пред сегодняшней Россией в работах великих соотечественников? Великие идеи потому и велики, что они вечные. Идея национального возрождения на основе глубоко воспринятой идеи ценности других культур и народов, поиск таких способов объединения, которые не предполагали унижения, подавления, порабощения одного народа другим, постепенное, медленное, естественное движение к всеобщему единству - такой путь обозначил Владимир Соловьев для России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Бердяев Н.А. Основная идея Владимира Соловьева / Н.А. Бердяев о русской философии. – Свердловск, 1991.
  2. Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?/ Книга о Владимире Соловьеве. – М., 1991. 574 с.
  3. Владимир Соловьев: личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. – СПб.: изд-во Русс. Христиан. Гуманитар. Ин-та, 2000. 896 с.
  4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарики, 2006. 472 с.
  5. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19 – 20 вв. Русская философия в поисках абсолюта. – СПб.: Алетейя, 2000. 416 с.
  6. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.
  7. История  философии / Под ред. В.В. Васильева. – М.: Академический проект, 2005. 680 с.
  8. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. – М.: Молодая Гвардия, 2009. 617 с.
  9. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. – М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
  10. Моисеев В.И. Логика всеединства. –М.:  PerSe, 2002. 415 с.
  11. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М.: Политиздат, 1991. 464 с.
  12. Радлов Э.Л. Соловьев // Словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
  13. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1988. 895 с., 824 с.
  14. Соловьев В.С. Оправдание добра. – М.: Мысль, 1990. 671 с.
  15. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. – СПб.: Художественная литература, 2006. 384 с.
  16. Соловьев В.С. и философы Серебряного века / Под ред. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс – Традиция, 2007. 472 с.
  17. Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философы XIX – XX веков: Очерки идей и биографий. – Челябинск: Околица, 2008. 256 с.
  18. Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. – М., 1991. 605 с.
  19. Философия. Учебник / Под  ред. В.Д. Губина. – М.: ТОН – Осторожье, 2001. 704 с.

1 Лосский Н.О.  История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991. –С.233.

2 Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: ТОН - Острожье, 2001. - С.257.

3 Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философы XIX-ХХ веков: Очерки идей и биографий. - Челябинск: Околица, 2008. -С.315.

4 Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв. М.: Молодая Гвардия, 2009. - С. 121.

5 Лосев А.Ф. Там же. - С. 102.

6 Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - С.552.

7 Булгаков С.Н.   Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьёва? // Книга о   Владимире Соловьёве. М., 1991. - С. 390.

8 История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический проект, 2005. - С.103.

9 Соловьёв В.С. Оправдание добра. - М., 1990. С. 98.

10 Соловьёв В.С. Там же. С. 105.

11 Соловьёв В.С. Там же. С. 544.

12 Соловьёв В.С. Там же. С. 547.

13 Бердяев Н.А. Основная идея Вл. Соловьёва / Н.А. Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск, 1991. С. 78.

14 Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический проект, Раритет, 2001. - С.27.

15 Трубецкой Е.Н. Владимир Соловьёв и его дело // Книга о Владимире Соловьёве. М., 1991. С. 457.

16 Соловьев В. С. Русская идея // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. - М, 1989. - Т. 2. - С. 220.

17 Соловьёв В.С. Там же. С. 223.


Информация о работе Философия всеединства ВС Соловьёва