Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:29, реферат
Одним из ведущих направлений в русской философии XIX - начала XX вв. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев. Пронеся через все свое творчество страстное искание правды, он не только сказал последнее слово русской философии в XIX в., но и обозначил новую парадигму религиозно-философских исканий в XX в.
Введение 3
1. Жизненный путь и философское становление В.С. Соловьева 4
1.1. Биография Соловьева 4
1.2. Философы и философские идеи, повлиявшие на Соловьева 6
2. Концепция всеединства В.С. Соловьева 8
2.1. Соловьев В.С. как основоположник концепции всеединства 8
2.2. Философия всеединства В.С. Соловьева 9
2.3. Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва 13
2.4. Религиозно - философское обоснование всемирной теократии 17
Заключение 21
Иной
смысловой акцент в понимании
всеединства делает Соловьёв. Понятие
это мыслится им в конечном
счете в связи с проблемами
практического разума, моральной
философии — проблемами
Философия всеединства Соловьева была первой в истории русской философии системой, разработанной на профессиональном уровне. Что означает для философской концепции системность? Это означает, что имеется фундаментальное понятие или принцип, из которых развертывается все содержание учения. Для Платона, например, таким понятием было понятие идеи, для Декарта принцип «мыслю, следовательно, существую», для Гегеля – Абсолютная Идея, для Соловьева принцип всеединства. На основе этого принципа он стремился в онтологии преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество, в гносеологии воссоздать «цельное» знание, в этике утвердить единую для всех абсолютную мораль, в религии обосновать необходимость слияния всех церквей и образования вселенской церкви, в истории представить единство и целостность человечества.
Для собственно же философии
всеединства Владимира
В своем учении о бытии
Мир в своем
развитии проходит два этапа:
первый эволюция природы,
Соловьев широко
использовал научные понятия и, в частности,
понятие «эволюция», но по-своему. Эволюция
мира, по его утверждению, включает пять
ступеней бытия: 1) минеральное царство,
в котором бытие выступает в своей начальной
форме, как инертное самоутверждение;
2) растительное царство, знаменующее выход
из состояния инерции; 3) животное царство,
в котором живые существа ищут полноты
бытия посредством ощущений и свободы
движения; 4) человеческое царство, являющееся
ареной природного человечества, стремящегося
к улучшению своей жизни при помощи науки,
искусства и общественных учреждений;
5) Божье царство или арена духовного человечества,
стремящегося осуществить безусловное
совершенство в жизни.
Между этими
царствами существует связь и
преемственность. Предыдущий
Соловьев считал,
что правильно понятая,
Осуществление
«живого всеединства», по Соловьеву,
свершилось в лице Христа. Оно
явилось для людей «как высшая
сила, которая овладела ими, но
которою они не овладели».
По учению
Соловьева, сущее есть единое,
всеобъемлющее. Низший и
Окружающий
мир по Соловьеву не может
рассматриваться как
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала - Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию.
Философской
архитектоникой идей
Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают природу, которая, обратиться в светлую телесность царства очищенных духом. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободы воли Запада и Востока. В 3-й речи о Достоевском (1885) Соловьев, отклоняясь от идей писателя, развивает и утверждает свои мысли. Он видит задачу христианства в примирении Запада и Востока. Симптомом «упразднения... многовекового раздора между Западом и Востоком» он считает «упразднение спора между славянофилами и западниками» в русской мысли. «Россия достаточно показала Востоку и Западу, свои силы в борьбе с ними, - теперь предстоит ей показать им свою духовную силу в примирении». Идея «взаимной необходимости» христианского Востока и Запада является развитием «христианской политики» Соловьева в свете очерченной им же всемирно-исторической перспективы человечества, завершающего себя в Богочеловечестве. Идея «собирания» христианского общества в живое «всечеловеческое» единство как «внутренняя русская задача», идея России, «снимающей» все противоречия между Западом и Востоком, сознание неразрывности, единства исторического процесса сохранялись и проповедовались Соловьевым до конца его дней. «Сцена всеобщей истории страшно выросла за последнее время и теперь совпала с земным шаром», - писал он незадолго до своей смерти.
Согласно Соловьеву, единое свободно от всего и, следовательно, определяется отрицательно по отношению к другому. В то же время оно не может иметь ничего вне себя и тем самым определяется по отношению к другому положительно. В нем, стало быть, совпадают противоположности, от века присутствуют два полюса, или центра: первый - свобода от всяких форм, от всякого проявления; второй - производящая бытие сила, т. е. множественность форм. Теперь первый полюс получает название единого, а второй - потенции бытия, или первой материи, которая, таким образом, входит в Абсолют как «его другое», как первый субстрат, или «основа» Бога. «...Если высший, или свободный, полюс есть самоутверждение абсолютного первоначала, как такого, то для этого самоутверждения ему логически необходимо иметь в себе или при себе свое другое, свой второй полюс, то есть первую материю, которая поэтому, с одной стороны, должна пониматься как принадлежащая первому началу... а с другой стороны, как необходимое условие его существования: она первее его, оно от нее зависит». Неразрывность двух полюсов сущего означает, что Абсолют не может представать иначе, как осуществленным в материи, а материя в свою очередь - не иначе, как идея, как осуществленный образ единого. Оба полюса «вечно и неразрывно между собою связаны... каждый есть и порождающее и порождение другого». Пантеистическая подоплека такого построения очевидна8.
В «Критике отвлеченных начал»
Соловьев характеризует второй
полюс всеединства, т. е.
В
«Чтениях о Богочеловечестве»
философ пытается перевести
Деятельное единство - это мировая душа в Боге, а произведенное - Его органическое тело. В Христе предстают оба эти единства: первое, или производящее, есть в нем Бог, действующая сила, или Логос, а второе, «произведенное единство, которому мы дали мистическое имя Софии, есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек».
В наиболее разработанном и глубоком труде В.С. Соловьёва «Оправдание добра» (1897) основные проблемы всеединства рассмотрены в свете проблемы этического, т.е. проблемы добра. Этическое тем самым образует систему нравственного космоса, морального миропорядка, поскольку идея добра пронизывает и природу, и общественно-исторический процесс, и общество, и все его институты, все формы объективного духа (религию, науку, искусство, право, экономическое сознание), все сферы практической деятельности.