Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 16:20, контрольная работа
Цель данной работы заключается в обосновании вопроса о проблемах бытия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть бытие как мировоззренческую проблему;
изучить особенности религиозной картины мира;
рассмотреть содержание научной и философской картин мира.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Бытие как мировоззренческая проблема……………………………….5
2. Религиозная картина мира……………………………………………...7
3. Научная картина мира………………………………………………….9
4. Философская картина мира: бытие, субстанция и основные
подходы к её осмыслению………………………………………………..12
Задача………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….21
Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.
Структура картины мира включает:
Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.
Неклассическая картина мира - отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.
Постнеклассической картины мира — древовидная ветвящаяся графика. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.
В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных.
4. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА: БЫТИЕ, СУБСТАНЦИЯ, И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЮ (МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, МАТЕРИАЛИЗМ)
Философские картины мира очень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир-человек». На этом строятся две ведущие линии в философском знании: объективистская и субъективистская. Объективистские концепции независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру как объективной реальности, которая не зависит от сознания человека.
Истина для всех едина; человек относится к миру духовно-практически, он познает и преобразует мир. Субъективистские концепции рассматривают мир с индивидуальной точки зрения. Вся действительность преломляется через индивида, зависит от него. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает, и отвечает только перед самим собой.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое и самое абстрактное понятие [16, с. 118].
В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.
Необходимо различать:
Изучая идеализм может возникнуть вопрос - если идеальное –невоспринимаемо то откуда мы о нем можем что-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одно орудие познания – разум. Говорят, однажды Антисфен спросил Платона: “Я видел многих лошадей, но я никогда не видел идеи лошади, о которой ты говоришь будто бы она существует”. Платон ответил ему: “Что же выходит, у тебя есть глаза, чтобы увидеть конкретную лошадь, но у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы увидеть идею лошади”.
Дуализм говорит о том, что и материя, и Сознание существуют вечно и параллельно друг другу. Это можно проиллюстрировать с помощью учения Аристотеля, в котором материю можно уподобить пластилину, из которого по различным образам или представлениям нашего сознания (которые не материальны, а идеальны) мы способны вылепить (создать) какие угодно предметы [7, с. 134].
Весь вопрос заключается в том, кто занимается этой мировой лепкой, кто или что разумно преобразует материю в многообразие конкретных вещей. Это делает, говорит Аристотель, мировой божественный Ум. Получается, что без него идеальные сущности - формы никогда не совместились бы со строительным материалом - материей, и нынешнего гармоничного, упорядоченного мироздания не было бы.
Как известно, материализм утверждает, что из материи возникает сознание, что материальное порождает идеальное, а идеализм, наоборот, говорит, что Сознание является причиной материи, что из идеального появляется материальное. Но если материя – это полная противоположность Сознания, как считают и материалисты и идеалисты, то мы можем спросить первых - каким образом из материи может произойти то, чего в ней нет, а также адресовать вопрос идеалистам - как может Сознание породить свою полную противоположность, создать то, что в нем никоим образом не содержится. И, в том и в другом случае получается, что нечто происходит из ничего. Для пояснения приведу пример.
Может ли из камня вырасти дуб? Конечно же, не может. А из желудя может вырасти дуб? Конечно же, может. Почему? Потому что желудь сам - продукт дуба, в нем дуб как бы уже содержится, или запрограммирован.
Говоря иначе, желудь чреват дубом, и поэтому он из него появляется, а в камне дуба нет, и поэтому он не может из него вырасти. Таким образом, если нечто одно каким-либо образом содержится в другом, то первое вполне может из второго произойти. Значит, если Сознание, как считают материалисты, происходит из материи, то оно в ней изначально содержится. Получается, что материя чревата Сознанием. И наоборот, если материя, как считают идеалисты происходит из Сознания, значит она в нем так или иначе представлена, то есть, Сознание чревато материей. Следовательно, материя и Сознание, так же, как желудь и дуб, - не разные вещи, а, по крупному счету, одно и то же. Что такое дуб?
Это иная форма существования (инобытие) желудя. А что такое желудь? Это иная форма существования или инобытие дуба. Стало быть, то же самое можно сказать о материи и Сознании: материя - это инобытие Сознания, а Сознание - инобытие материи. Сознание и материя, идеальное и материальное - это одно и то же, а вернее, они - разные проявления или состояния, или формы чего-то одного, единого, которое можно назвать Бытием или вечным существованием, или еще чем-нибудь в этом роде [9, с. 128].
Воззрение, по которому материя и Сознание равны друг другу или тождественны, называется философией тождества. Будучи тождественными материя и Сознание как бы плавно перетекают или переходят друг в друга, и никакой границы между ними нет.
Для иллюстрации этой точки зрения приведу простой пример. Представьте себе круг, поделенный на две части, одна из которых черная, а другая белая. Граница между ними отчетливо видна, и понятно, что белое не может перейти в черное или наоборот, что это - несовместимые противоположности. Именно так и рассматривают материю и Сознание материалисты и идеалисты.
А теперь представьте себе полосу, на одном конце которой помещено черное, а на другой белое, но между ними - длинное размытое пространство серого цвета: черное постепенно светлея через огромное количество оттенков серого медленно, плавно и постепенно переходит в белое.
Никакой границы между черным и белым на этой полосе нет; невозможно сказать, где кончается одно и начинается другое, потому что две противоположности как бы вытекают друг из друга. Именно так рассматривает материальное и идеальное философия тождества.
Задача
1. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И казал Бог: Да будет свет. И стал свет. Так в Библии решается проблема бытия. Вам надо решить, чем взгляд на бытие в Библии отличается от буддийской картины мира и как связаны понятия «демиург» с представлением о материи?
Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, в которой находит свое воплощение теоцентризм. Внеприродный и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Из этого вытекает важнейшее положение христианского креацианизма о сотворении мира не в силу необходимости, а по свободной воле Бога. Творение есть акт не природы Бога, а его благодати. Этим он отделяется от природы и выключается из ее причинной детерминации. Бессмысленно спрашивать, почему Бог сотворил мир. Его воля, будучи свободной, согласуется с Его разумом, волею и благостью. В согласии с ними Бог и создает мир.
Огромное воздействие на формирование буддийской картины мира оказала идея бесконечного кругового потока бытия. Этот процесс, считали буддийские мыслители, бесконечно мучителен для человека, перебрасываемого из смерти в смерть, из одного страдания в другое, из испытания в испытание.
ДемимургГ (греч. δημιουργός, букв.—изготавливающий вещи для народа, отсюда—ремесленник, мастер, от δήμος — народ и Έργον — работа) — термин древнегреческой философии для обозначения “творца” (“мастера”), введенный в философский лексикон Платоном в *Тимее”. Демиург—творец и отец этой Вселенной , создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из вечной ему материи (“кормилицы”, “восприемницы”, “пластической массы”), наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму—эйаос . В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-демиурга устроить все “как можно лучше” противостоит сопротивление материи в виде детерминистической “необходимости” .
2. Решите, какую роль играет понятие «бытие» в единстве мира? В чём единство мира с точки зрения материализма и идеализма?
Бытие, философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей. Проблема соотношения бытия и сознания – основной вопрос философии.
Из исторического опыта кризисных периодов онтологии и наиболее значимых попыток их преодоления следует, что понятие бытия не является гипостазированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности. Оно – не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров. Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью (что соответствует и роли глагола "быть" в языке) и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла. Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, "бытие" строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы пра-феноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием – своего рода хранителем целостности универсума в мышлении – в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых – единственным) способом мыслимости абсолюта.
“Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное”.
“Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания”.
С точки зрения материализма , признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.
С точки зрения идеализма признаны основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной нами работы были достигнуты поставленные в начале работы цель и задачи, а именно:
- рассмотрено бытие как мировоззренческая проблема;
- изучены особенности религиозно
- рассмотрено содержание
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что в древней философии преобладали субстанциональные концепции бытия с созерцательным отношением человека к бытию, в Новое время доминирующим становится активистское мироотношение, ныне стал привлекательным коэволюционный тип, с которым связывают надежды на преодоление глобальных проблем современности. Обобщенная модель включает все типы в себя как свои собственные элементы, будучи продуктом их «суперпозиции», позволяющей раскрыть сложную сущность обобщаемого образа и образца отношения человека и мира.
Заключая, следует подчеркнуть, что определение бытия не может быть сведено ни к одному из указанных уровней («вещи», «свойства» и «отношения») без негативных последствий для истолкования бытия и онтологии как учения о бытии.
Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: