Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
Рассмотреть проблему государства в философском творчестве Аристотеля.
Объектом курсовой работы является философская система Аристотеля. Предметом - проблема государства и морали в философии Аристотеля.
Методологическая основа исследования состояла в применении метода дедукции, а также ретроспективного, системного, исторического и логического методов анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3
1. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5
1.1. Этика Аристотеля. Место этики среди наук. ……………………………..…5
1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7
1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………15
Государство и его состав……………………………………..……………15
Формы политического устройства, их классификация………………….18
Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства …………………………………………………………………22
Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль………………...…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Институт
управленческих кадров
Кафедра
философских наук
Специальность
«Государственное управление и экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему
«Философская система Аристотеля и
проблема эффективного государства»
Студент 1 курса,
группа ГУЭ-4
Руководитель доктор философских наук, Чуешов Виктор Иванович
профессор
Минск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5
1.1. Этика Аристотеля. Место этики среди наук. ……………………………..…5
1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7
1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Актуальность
моей работы определяется прежде всего
большим интересом к философии
Аристотеля среди современных дисциплин.
Проблема эффективного государства
и государственного управления рассматривалась
философами во все времена, но основателем
политической науки современные
учёные чаще всего называют именно
Аристотеля. Его произведения наиболее
соответствуют сегодняшним
Не смотря на то, что труды Аристотеля были созданы много столетий назад, вопросы, рассмотренные в них, имеют важное практическое значение для построения современного общества и государства в целом. Нравственные идеалы, заложенные Аристотелем ещё в античные времена, остаются актуальными на сегодняшний день.
Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Объектом курсовой работы является философская система Аристотеля. Предметом - проблема государства и морали в философии Аристотеля.
С
именем Аристотеля связываются три
сочинения по этике: «Никомахова
этика», «Евдемова этика» и «Большая
этика». Вопрос о принадлежности этих
сочинений Аристотелю все еще
является предметом дискуссии. В
настоящее время подлинно аристотелевским
трактатом признается лишь «Никомахова
этика». Относительно же «Евдемовой этики»
мнения исследователей расходятся: одни
считают автором произведения Евдема
Родосского, ученика Аристотеля, другие
видят заслугу Евдема лишь в редактировании
рукописи своего учителя после его
смерти. Судя по содержанию, автором
так называемой «Большой этики» (на
деле это небольшой трактат) является
один из представителей первого поколения
перипатетиков, т. е. учеников Аристотеля,
имя которого осталось неизвестным.
«Большая этика» представляет собой
конспект первых двух «Этик». Обращают
на себя внимание также названия первых
двух произведений. Они наводят на
мысль о том, что одно из них
Аристотель посвятил своему сыну Никомаху
(или, возможно, отцу, имя которого также
Никомах), а другое — Евдему (откуда
и название сочинения). Но такое предположение
ошибочно, ибо во времена Аристотеля
не было обычая посвящать работы какому-либо
лицу. В указанных сочинениях нет
также признаков того, что Стагирит
обращается к Никомаху или Евдему
с назидательной целью, т. е. предназначает
свои труды последним. Представляется
вероятным мнение, согласно которому
этические сочинения
Исследователь Йегер полагает, что Аристотель написал «Никомахову этику» в последний период его деятельности (336-322 г.). В этот период он развивает учение о единстве души и тела (одновременно с тем, как подвергал критике теорию идей Платона). Стагирит выдвигает концепцию о том, что взаимоотношение души и тела аналогично отношению формы и материи. Также он говорит, что душа является энтелехией («осуществлением» цели) тела, а душа придаёт цель и смысл жизни.
Психология Аристотеля служит основой его этики, изучающей индивидуальное поведение человека, а в значительной степени и его политики, являющейся по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знания, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, в особенности вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе. [5, стр.6]
В древности «этика» (ta ethika — множественное число от to ethikon, т. е. «учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения; этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Аристотель не мыслит отдельного человека (гражданина) вне полиса; для него человек — dzoon politikon, т. е. существо общественно-политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства. [5, стр. 10-11]
Большой заслугой Аристотеля является определение и классификация наук, точнее – видов знания (episteme). Он выделяет среди наук три большие группы (или категории). К первой категории относятся теоретические («умозрительные») – философия, математика, физика. К второму типу наук относятся практические – этику и политику. К последней категории относятся творческие науки – искусства, ремёсла и прикладные науки.
В практической эпистеме деятельность (praxis), необходимая для реализации этического идеала, и носитель этого идеала (человек) нераздельны. В производительной же эпистеме созданный по определенному идеалу и замыслу предмет отделен от мастера и оценивается по своим собственным достоинствам, независимо от своего создателя. Проводя различие между различными видами деятельности, Аристотель пишет, что творчество (poiesis) и поступки (praxis) не одно и то же; поэтому необходимо искусство отнести к творчеству, а не к поступкам. «Творчество» направлено на создание произведений искусства и предметов технического производства, а поступки связаны со свободным выбором, с «практической» (этической и политической) жизнью, с универсальными правилами человеческого поведения, с общими нравственными и правовыми нормами граждан полиса. [там же, стр. 12]
Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, т. е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и назначения. В сфере «деятельности», связанной со свободой воли, человек «выбирает» себя, «творит» самого себя в качестве нравственного и разумного существа, т. е. личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем и т. п. Тем самым Аристотель определил предмет науки, названной им этикой. [4,стр. 93]
В этике Аристотель, более чем в других частях своего философского учения (например, в «метафизике»), расходится с Платоном. Именно в «Никомаховой этике» содержится известное высказывание, которому по сложившейся традиции придан характер поговорки: «Платон мне — друг, но истина дороже».
1.2. Критика этического идеализма Платона
В чем же Аристотель усмотрел просчет в учении Платона? Отделив идеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идеи «блага самого по себе», служащей источником других благ, таких, как почет, богатство и т. п. Между тем, по Аристотелю, за исключением области чистого мышления и самого божества, идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Стало быть, блага самого по себе нет, т. е. невозможно объективное существование идеи блага, блага как такового.
Аристотель,
как и Платон, усматривает высшее
благо не в чувственных удовольствиях
и материальных благах, а в духовном
удовлетворении, т. е. в том душевном
состоянии, которое возникает от
чувства исполненного долга, сознания
и осуществления человеком своего
назначения. Аристотель и Платон сходятся
и в том, что назначение человека
заключается в
Известно, что Платон считал тело темницей души, а чувственные влечения — своего рода цепями, которые сковывают душу и приковывают ее к чему-то чуждому ей (телу); они отклоняют человека от его истинного назначения и влекут к низменному, порочному. Лишь разорвав эти цепи, т. е. избавившись от вожделений и страстей, с помощью разума человек, согласно Платону, освобождается от этого мира и устремляет свой духовный взор к высшей (идеальной) действительности. Таким образом, свобода человека, по Платону, сводится к господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной действительности вообще с помощью разума и в разуме. [8,стр.442]
Напротив, исходя из представления о единстве тела и души, единстве материального и идеального (формального) начал вообще, Аристотель считал чувственные влечения и страсти свойствами души, ее неразумной части. В соответствии с этим в господстве разума над чувственными влечениями он видел в отличие от Платона не средство избавления от мира, а необходимое условие для правильного выбора человеком своего назначения, а также целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека, достижение им высшего блага и свободы, происходит, по Аристотелю, через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями. [5, стр.14]
В
вопросе о свободе воли Аристотель
следует традиционному
В
отличие от религиозно-мечтательного
Платона Аристотель выделялся научным
складом ума и трезво-
Рассматривая вопросы о дружбе, себялюбии и эгоизме в восьмой и девятой книгах «Никомаховой этики», Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам (например, во имя друзей и отечества он может отказаться от имущества и принести в жертву свою жизнь, если в этом возникнет надобность). В результате этих рассуждений Аристотель приходит к выводу об ошибочности идеи Платона о необходимости создания чрезмерного единства в государстве, в частности обеспечения единомыслия граждан. [там же, 19]
Информация о работе Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства