Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
Рассмотреть проблему государства в философском творчестве Аристотеля.
Объектом курсовой работы является философская система Аристотеля. Предметом - проблема государства и морали в философии Аристотеля.
Методологическая основа исследования состояла в применении метода дедукции, а также ретроспективного, системного, исторического и логического методов анализа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3
1. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5
1.1. Этика Аристотеля. Место этики среди наук. ……………………………..…5
1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7
1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………15
Государство и его состав……………………………………..……………15
Формы политического устройства, их классификация………………….18
Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства …………………………………………………………………22
Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль………………...…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

Институт управленческих кадров 

Кафедра философских наук 

Специальность «Государственное управление и экономика» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему «Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства» 
 
 

Студент 1 курса, группа ГУЭ-4                            Черепанова Анна Дмитриевна 

Руководитель доктор философских наук,                 Чуешов Виктор Иванович

профессор  
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3

1.  КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5

1.1. Этика Аристотеля.  Место этики среди наук. ……………………………..…5

1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7

1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10

  1. ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………15
    1. Государство и его состав……………………………………..……………15
    2. Формы политического устройства, их классификация………………….18
    3. Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение          государства …………………………………………………………………22
    4. Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль………………...…………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность  моей работы определяется прежде всего  большим интересом к философии  Аристотеля среди современных дисциплин. Проблема эффективного государства  и государственного управления рассматривалась  философами во все времена,  но основателем  политической науки современные  учёные чаще всего называют именно Аристотеля. Его произведения наиболее соответствуют сегодняшним представлениям о научном изложении проблем. Но не смотря на большой интерес  к философии Аристотеля, в его работах мы всегда можем найти что-то новое и неизученное.

  Не  смотря на то, что труды Аристотеля были созданы много столетий назад, вопросы, рассмотренные в них, имеют важное практическое значение для  построения современного общества и государства в целом. Нравственные идеалы, заложенные Аристотелем ещё в античные времена, остаются актуальными на сегодняшний день.

  Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.

  Реализация  данной цели исследования  предполагает выдвижение следующих задач:

  1. Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
  2. Рассмотреть проблему государства в философском творчестве Аристотеля.

  Объектом  курсовой работы является философская  система Аристотеля. Предметом -  проблема государства и морали в философии Аристотеля.

  Методологическая  основа исследования состояла в применении метода дедукции, а также ретроспективного, системного, исторического и логического методов анализа.

  Для написания работы использовались труды  Аристотеля, а также учебная и  энциклопедическая литература, научные статьи и монографии отечественных и зарубежных  авторов, таких как В.Ф. Асмус, А.И. Доватур, В. Виндельбанд, А.Н. Чанышев и других. Использование трудов этих авторов  помогло в процессе исследования рассмотреть вопрос с различных точек зрения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Концепция морали в философии  Аристотеля
    1. Этика Аристотеля. Место этики среди  наук

  С именем Аристотеля связываются три  сочинения по этике: «Никомахова  этика», «Евдемова этика» и «Большая этика». Вопрос о принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще  является предметом дискуссии. В  настоящее время подлинно аристотелевским  трактатом признается лишь «Никомахова  этика». Относительно же «Евдемовой этики» мнения исследователей расходятся: одни считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие видят заслугу Евдема лишь в редактировании рукописи своего учителя после его  смерти. Судя по содержанию, автором  так называемой «Большой этики» (на деле это небольшой трактат) является один из представителей первого поколения  перипатетиков, т. е. учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным. «Большая этика» представляет собой  конспект первых двух «Этик». Обращают на себя внимание также названия первых двух произведений. Они наводят на мысль о том, что одно из них  Аристотель посвятил своему сыну Никомаху (или, возможно, отцу, имя которого также  Никомах), а другое — Евдему (откуда и название сочинения). Но такое предположение  ошибочно, ибо во времена Аристотеля не было обычая посвящать работы какому-либо лицу. В указанных сочинениях нет  также признаков того, что Стагирит обращается к Никомаху или Евдему с назидательной целью, т. е. предназначает  свои труды последним. Представляется вероятным мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля, отредактированные после его  смерти Никомахом и Евдемом, были в древности обозначены соответственно Ethika Nikomacheia и Ethika Eudemeia. Представляется также, что Никомах привел в порядок  и издал сочинения своего отца, в том числе трактат, носящий  его, Никомаха, имя. [5, стр. 5]

  Исследователь Йегер полагает, что Аристотель написал  «Никомахову этику» в последний  период его деятельности (336-322 г.). В  этот период он развивает учение о  единстве души и тела (одновременно с тем, как подвергал критике  теорию идей Платона). Стагирит выдвигает  концепцию о том, что взаимоотношение души и тела аналогично отношению формы и материи. Также он говорит, что душа является энтелехией («осуществлением» цели) тела, а душа придаёт цель и смысл жизни.

  Психология  Аристотеля служит основой его этики, изучающей индивидуальное поведение  человека, а в значительной степени  и его политики, являющейся по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знания, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, в особенности  вопросы воспитания хороших граждан  и заботы об общем благе. [5, стр.6]

  В древности «этика» (ta ethika — множественное  число от to ethikon, т. е. «учение о  нравственности») означала жизненную  мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения; этика  — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему  в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Аристотель не мыслит отдельного человека (гражданина) вне полиса; для него человек — dzoon politikon, т. е. существо общественно-политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.  [5, стр. 10-11]

  Большой заслугой Аристотеля является определение  и классификация наук, точнее –  видов знания (episteme). Он выделяет среди  наук три большие группы (или категории). К первой категории относятся  теоретические («умозрительные») –  философия, математика, физика. К второму  типу наук относятся практические –  этику и политику. К последней  категории относятся творческие науки – искусства, ремёсла и  прикладные науки. 

  В практической эпистеме деятельность (praxis), необходимая  для реализации этического идеала, и носитель этого идеала (человек) нераздельны. В производительной же эпистеме созданный по определенному  идеалу и замыслу предмет отделен  от мастера и оценивается по своим  собственным достоинствам, независимо от своего создателя. Проводя различие между различными видами деятельности, Аристотель пишет, что творчество (poiesis) и поступки (praxis) не одно и то же; поэтому необходимо искусство отнести к творчеству, а не к поступкам. «Творчество» направлено на создание произведений искусства и предметов технического производства, а поступки связаны со свободным выбором, с «практической» (этической и политической) жизнью, с универсальными правилами человеческого поведения, с общими нравственными и правовыми нормами граждан полиса. [там же, стр. 12]

  Нравственная  деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, т. е. на достижение человеком высшего  блага, на реализацию им смысла своей  жизни и назначения. В сфере  «деятельности», связанной со свободой воли, человек «выбирает» себя, «творит» самого себя в качестве нравственного  и разумного существа, т. е. личности, сообразующей свое поведение и образ  жизни с нравственным идеалом, с  представлениями и понятиями  о добре и зле, должном и  сущем и т. п. Тем самым Аристотель определил предмет науки, названной  им этикой. [4,стр. 93]

  В  этике  Аристотель, более чем в других частях своего философского учения (например, в «метафизике»), расходится с Платоном. Именно в «Никомаховой этике» содержится известное высказывание, которому по сложившейся традиции  придан характер поговорки: «Платон мне — друг, но истина дороже».

  1.2. Критика этического идеализма Платона

  В чем же Аристотель усмотрел просчет  в учении Платона? Отделив идеальное  от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идеи «блага самого по себе», служащей источником других благ, таких, как  почет, богатство и т. п. Между  тем, по Аристотелю, за исключением  области чистого мышления и самого божества, идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Стало быть, блага самого по себе нет, т. е. невозможно объективное существование идеи блага, блага как такового.

  Аристотель, как и Платон, усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях  и материальных благах, а в духовном удовлетворении, т. е. в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, сознания и осуществления человеком  своего назначения. Аристотель и Платон сходятся и в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа, как существа, наивысшей формой жизнедеятельности  которого является познание, философствование, словом, созерцательная жизнь (bios theoretikos). [5, стр. 13-14]

  Известно, что Платон считал тело темницей души, а чувственные влечения — своего рода цепями, которые сковывают душу и приковывают ее к чему-то чуждому  ей (телу); они отклоняют человека от его истинного назначения и  влекут к низменному, порочному. Лишь разорвав эти цепи, т. е. избавившись  от вожделений и страстей, с помощью  разума человек, согласно Платону, освобождается  от этого мира и устремляет свой духовный взор к высшей (идеальной) действительности. Таким образом, свобода  человека, по Платону, сводится к господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной действительности вообще с помощью разума и в  разуме. [8,стр.442]

  Напротив, исходя из представления о единстве тела и души, единстве материального  и идеального (формального) начал  вообще, Аристотель считал чувственные  влечения и страсти свойствами души, ее неразумной части. В соответствии с этим в господстве разума над  чувственными влечениями он видел в  отличие от Платона не средство избавления от мира, а необходимое условие  для правильного выбора человеком  своего назначения, а также целесообразного  образа жизни и поступков. Совершенствование  человека, достижение им высшего блага  и свободы, происходит, по Аристотелю, через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями. [5, стр.14]

  В вопросе о свободе воли Аристотель следует традиционному представлению  о том, что несвободным является лишь то существо, которое находится  во власти насилия и неведения. Для  Стагирита всякое действие человека является свободным (добровольным, произвольным), причем и в случае, когда он, человек, действовал под влиянием страсти. С  этих позиций Аристотель подвергал  критике известный тезис Сократа  «Никто не делает зла по своей воле»— тезис, так или иначе разделяемый  Платоном. По словам Аристотеля, если следовать  сократовскому тезису, то человек  не властен над собой и потому не несет ответственности за свои поступки. Из рассуждений Аристотеля вытекает, что человек способен обладать положительными нравственными представлениями и потому ответствен за совершенные им действия. Итак, человек обладает свободой воли, ибо в одинаковой мере он властен в выборе добра и зла, добродетели и порока.  [там же, стр. 15]

  В отличие от религиозно-мечтательного  Платона Аристотель выделялся научным  складом ума и трезво-реалистическим подходом к жизни. Он считал, что  меры по преодолению социального  зла (раскол общества), предлагаемые Платоном, могут привести к результатам, обратным ожидаемым. Так, Аристотель утверждает, что общность жен и имущества  сделает невозможным проявление таких добродетелей, как воздержность и благородная щедрость. На этом основании Аристотель приходит к  выводу о необходимости сохранения существующей формы собственности. Впрочем, он делает оговорку, что распределение  материальных благ должно быть в известном  отношении общим. [5, стр. 18]

  Рассматривая  вопросы о дружбе, себялюбии и  эгоизме в восьмой и девятой  книгах «Никомаховой этики», Аристотель высказывает мысль о том, что  человек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться  разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным  поступкам (например, во имя друзей и отечества он может отказаться от имущества и принести в жертву свою жизнь, если в этом возникнет надобность). В результате этих рассуждений Аристотель приходит к выводу об ошибочности идеи Платона о необходимости создания чрезмерного единства в государстве, в частности обеспечения единомыслия граждан. [там же, 19]

Информация о работе Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства