Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
Рассмотреть проблему государства в философском творчестве Аристотеля.
Объектом курсовой работы является философская система Аристотеля. Предметом - проблема государства и морали в философии Аристотеля.
Методологическая основа исследования состояла в применении метода дедукции, а также ретроспективного, системного, исторического и логического методов анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3
1. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5
1.1. Этика Аристотеля. Место этики среди наук. ……………………………..…5
1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7
1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………15
Государство и его состав……………………………………..……………15
Формы политического устройства, их классификация………………….18
Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства …………………………………………………………………22
Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль………………...…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30
Что касается оптимального государственного управления, Аристотель особое внимание уделял трём его основаниям: имущественному неравенству граждан, свободе граждан и нравственным добродетелям граждан. [12, стр126]
Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчёркивает его многочастность и неподобие частей друг другу, естественное различие составляющих его людей, а также различие семей в государстве. [10, стр.440]
Но
главное в государстве –
Каждой
форме государства
Форму государства Аристотель характеризует так же, как политическую систему, которая олицетворяет верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только своё личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия. [3, стр. 96]
Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.
Видами царской власти являются:
Обычная монархия, по Аристотелю, не лучшая форма государства. Полемизируя против Платона, Аристотель считает власть наилучших законов предпочтительнее власти наилучшего мужа. Закон лишён элемента аффекта, от чего не свободна ни одна человеческая душа. Кроме того, многие обо всём судят лучше одного, кто бы он ни был.
Правда
делается оговорка, что если появится
выдающийся человек, как божество превосходящий
всех остальных своей добродетелью,
то следует признать правомерность
его абсолютного полновластия. Монархия,
если это на пустой звук, если она
существует реально, основывается на высоком
превосходстве монарха и
Аристократия
– правление абсолютно лучших
в нравственном отношении людей.
Она для государства
Самую правильную форму государства Аристотель называет политией, используя здесь термин, используемый для обозначения государственного строя вообще. В политии большинство правит в интересах общей пользы. Все другие формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития является как бы смешением олигархии и демократии.
Из неправильных форм государства тирания – наихудшая. Два вида тирании (царская власть у варваров и эсимнетия у греков древнейшего времени) схожи с монархией на основании закона и добровольного признания их со стороны подданных. Но власть здесь осуществляется деспотически, по тираническому произволу, а не политически. Третий вид тирании – тирания как таковая – соответствует абсолютной монархии; тут власть тирана абсолютна, безответственна, осуществляется в его личных интересах и не опирается на добровольное согласие подданных.
Значительное внимание уделяет Аристотель характеристике олигархии и демократии. Эти две неправильные формы государства во многом диаметрально противоположны, почему и оказывается возможным трактовать их смешение и «середину» как политию. [7, стр. 199]
В связи с анализом демократии Аристотель подробно освещает социальный состав общества. Классы и социальные слои общества Аристотель характеризует в качестве необходимых для государства составных элементов.
Выделяются, в частности, следующие классы и сословия: земледельцы, ремесленники, торговцы, наёмные рабочие, зажиточные люди, военные судьи, должностные лица. Классы, занятые трудом для удовлетворения потребностей, относятся к «телу» государства (по Платоновской терминологии «первое» государство), к «душе» же государства относятся военные, судьи и сословие с законосовещательными функциями; в этом последнем сословии находит свлё выражение, по Аристотелю, политическая мудрость. «Душа» государства, как и у отдельного человека, гораздо важнее «тела». [7, стр. 200]
Аристотель указывает, что демократия как перевес бедных в сфере власти имеет пять разновидностей, зависящих от наделения тех или иных слоев народа гражданскими правами. Особенностью первого вида демократии является равенство богатых и бедных – все участвуют во властной деятельности. Во втором виде демократии не все взрослые свободные люди являются полноправными гражданами, Говоря о третьем и четвёртом виде демократии, Аристотель выделяет господство в них закона и действие магистратур. В пятом виде демократии власть принадлежит не закону, а демосу. Этот вид демократии Аристотель называет «крайней демократией». Роль магистратур здесь сводится к нулю, преследуются лучшие граждане, демос действует тиранически. Такого рода демократия схожа с тиранией. По этому поводу в политике Аристотель говорит: «Кажется, такого роде демократии можно сделать вполне основательный упрёк и прямо заявить, что она не представляет собою формы государственного строя: там где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя» [3, стр.135]
Сам Аристотель из приведенных форм демократии наиболее приемлимой считает цензовую демократию, которая основывается на примирении богатых и бедных и верховенстве закона.
Под олигархией Аристотель понимает власть богатого слоя и различает четыре вида олигархии. В первом виде олигархии присутствует очень высокий имущественный ценз. Большинство населения не допускается к власти. Второй вид также характеризуется высоким имущественным цензом. При этом занятие должностей при этом виде олигархии осуществляется решением самого органа власти и без проведения выборов. При третьем виде должности передаются по наследству. В четвёртом виде, помимо того, власть закона заменяется властью магистров. По Аристотелю, этот вид олигархии схож с тиранией и крайней демократией.
Выделяя
политию как лучшую форму государства,
Аристотель подчёркивает, что она
соединяет в себе лучшие черты
олигархии и демократии, но не содержит
в себе их негативных сторон. Полития
представляется как смешение, как
середина между ними. Аристотель представляет
политию как практически
Аристотелевская полития служит неким эталоном для государственных форм и критерием для определения их отклонения от норм политической справедливости.
Аристотель считает политию «средней» формой государства, и в этой форме «средний» элемент доминирует во всём: средний достаток в имуществе, умеренность в нравах, средний класс во властвовании. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй» [3, стр.140]
Также Аристотель считает, что законодатель должен ориентироваться на «средний» элемент не только в политии, но также в олигархии и демократии.
В отсутствии равенства Аристотель видит основную причину возмущений и переворотов. А перевороты в свою очередь сопровождаются соответствующей сменой принципов государственных форм.
Политическое учение философа – не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Это сказывалось уже в делении Аристотелем форм политического устройства по качеству, а также в том, как философ определял назначение государства. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворить свои материальные потребности, но и в том, чтобы жить счастливо: «Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». По Аристотелю, это возможно лишь в государстве. Государство для Аристотеля – «совершеннейшая форма жизни», «среда счастливой жизни». Но это относится только к правильным формам. [10, стр.443]
Аристотель утверждает, что общему благу служат монархия, аристократия и полития, а тирания, олигархия и демократия – лишь частным интересам. Например, тирания – это та же монархия, но она имеет в виду выгоду только одного монарха.
Говоря о лучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно наилучшую и реально возможную формы. Но идеальное государство Платона Аристотель не относит к этим формам. Против этой доктрины Платона Аристотель выдвинул три главных соображения:
Однако, собственные идеалы Аристотеля весьма неопределенны. В наилучшем государстве граждане счастливы, их жизнь совершенная и вполне себе довлеющая, а так как умеренное и среднее – наилучшее, то там граждане владеют умеренной собственностью. Такое среднее сословие и устанавливает наилучшую форму правления. Казалось бы, что Аристотель – демократ, и что он сторонник средних слоёв населения, большинства. Однако это и так и не так. Хитрость Аристотеля в том, что он остаётся на стороне большинства или даже всех граждан, предварительно исключив из их большинство жителей государства. Для этого философ различает существенные и несущественные, но тем не менее необходимые части государства. К необходимым, но не существенным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным – лишь воинов и правителей. [7, стр. 443-444]
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым: граждане непременно должны знать друг друга. Территория лучшего государства, которое мыслится Аристотелем по образцу античного полиса, должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных поребностей. Природные и географические свойства Эллады, соответствующие им черты характера греков также содействуют, по Аристотелю, организации наилучшего государства. Собственно политическая жизнь, считает Аристотель, возможна лишь у эллинской народности. [3, стр. 242]
Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Физическим трудом занимаются и ремесленники, которые хотя и свободны, но не имеют гражданских прав. Не относится к числу граждан и «толпа матросов», торговцы. Аристотель считает, что граждане лучшего государства могут заниматься только делами военными, законосовещательными и судебными.
Информация о работе Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства