Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
Рассмотреть проблему государства в философском творчестве Аристотеля.
Объектом курсовой работы является философская система Аристотеля. Предметом - проблема государства и морали в философии Аристотеля.
Методологическая основа исследования состояла в применении метода дедукции, а также ретроспективного, системного, исторического и логического методов анализа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3
1. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5
1.1. Этика Аристотеля. Место этики среди наук. ……………………………..…5
1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7
1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………15
Государство и его состав……………………………………..……………15
Формы политического устройства, их классификация………………….18
Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства …………………………………………………………………22
Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль………………...…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

  Аристотель  считает, что грек не должен быть ни ремесленником, ни земледельцем, ни торговцем, но эти занятия в государстве  совершенно необходимы, и место эллинов  здесь должны занять варвары-рабы.

  В лучшем государстве граждане, которые  пользуются трудом рабов и ремесленников, относятся к «зажиточному классу». Из этого общества выходят военные, жрецы, судьи, охраняющие право и общий интерес.  Военную силу Аристотель считает необходимой чертой лучшего государства.  Земля в лучшем государстве делится на две части: первая – государственная, вторая находится в частном владении граждан.

  Законодатель  лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы у граждан были мир и досуг, так как «конечной  целью войны служит мир, работы – досуг». [3, стр. 244]

  Аристотель  подчёркивает, что наилучшее государство – логическое построение, и что к нему не должны предъявлять такой точности, как предъявляем к фактам и наблюдениям.

    1. Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль.

  Аристотель  оказал громадное, трудно поддающееся  учёту в деталях и частностях влияние на всю последующую философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья и нового времени не обошёл стороной творческое наследие Аристотеля,  не избежал того, чтобы прямо или опосредованно не определить своё отношение к нему. Многое  сказанное о платоновском влиянии в принципе справедливо было бы сказать и применительно к всемирно-историческому влиянию Аристотеля.[7, стр. 212]

  Влияние Аристотеля началось уже при его  жизни, в частности, благодаря предподаванию  в платоновской академии и своём  Ликее, связям с македонским двором, самим Александром Македонским  и его наместником в Афинах Антипатром, а также благодаря  многочисленным публикациям его  философско-политических работ, основная часть которых по иронии судьбы как раз и оказалась утерянной для последующих поколений. [7, стр. 213)

  Вскоре  после смерти Аристотеля, во время  правления в Афинах его ученика  Димитрия Фалерского, были реализованы  некоторые положения аристотелевского учения об умеренном политическом правлении. [там же, 213]

  Полибий и Цицерон были двумя другими  известными авторами, испытавшими влияние  политического учения Аристотеля. Они  же сыграли заметную роль в последующем  распространении его положений.

  Многие  положения учения Аристотеля были адаптированы и препарированы христианской политической доктриной отчасти через стоиков, отчасти непосредственно. Уже Августин, следуя Платону и Аристотелю, настаивает на различии монарха и тирана и  говорит об истинном правлении, ограниченном правом.

  Многие  аспекты аристотелевского учения о  формах государства и особенно учения о праве разделял Фома Аквинский.

  Что касается средневековья, Данте использует ряд положений аристотелевского учения при обосновании своего идеала всемирной монархии.

  Ряд положений аристотелевского учения (о социальной структуре государства, месте и роли различных слоёв населения в политической жизни, роли закона и т.п.) воспринял и специфически трансформировал Марсилий Падуанский.

  Новый поворот старой темы «Политики», отличающий позицию Данте и Марсилия Падуанского, оформляется у Николо Макиавелли в характерное для нового времени  самостоятельное, освобождённое от морали, учение о политике. Обосновывая новые положения в области политики, государства и права, Макиавелли творчески использует достижения своих античных предшественников в освещении интересующих его проблем, и особенно Аристотеля, чья «Политика» к тому времени ( ХVІ в.) широко распространена и обстоятельно комментируется. [7, стр.215-216]

  «Светский»  аспект учения Аристотеля о политике был воспринят и развит также  Жаном Боденом, который во многом следует Аристотелю при анализе естественно-географичеких факторов, роли имущественного неравенства в государственных переворотах, специфики государственной власти по сравнению с другими видами власти, отличия от монархии и тирании и т.п.[6, стр. 45]

  Ряд положений аристотелевского учения были развиты Ш. Л. Монтескье.

  Существенное  обновление подхода к учению Аристотеля и к античной мысли вообще связано  с именами Руссо и Гегеля. Руссо  и Гегели каждый по-своему и в  разных направлениях возродили и  развили этический аспект платоновско-аристотелевского учения о политике, отброшенный у  Макиавелли, который в своих реально-политических установках и воззрениях склонялся  в сторону софистов (особенно Фрасимаха) и обосновывал имморализм в политике.[7, стр. 218-219]

  Также под большим влиянием идей Аристотеля развивалась философия Канта, буржуазных авторов (Рем, Пельман и др.). Они модернизировали ряд положений политического учения Аристотеля с целью приблизить его к актуальной проблематике своего времени. В связи с этим они нередко отрывали это учение от античного исторического контекста и усматривали в нём обоснование конституционализма, правового государства, концепции разделения властей и т.п. [там же, стр. 219]

  Весьма  влиятельный среди западных античников историк В. Ягер  приложил много  усилий для возвышения политических идеалов Платона и Аристотеля в качестве образцов для современного преобразования государственности.

  Учение  Аристотеля о праве и справедливости, его обоснование частной собственности и критика общности имущества (платоновского «коммунизма») акцептируются и таким видным среди западных исследователей политико-правового учения Аристотеля автором, как В. Зигфрид. В политических конструкциях Аристотеля он, кроме того усматривает «правовое государство» и своего рода «общественный договор». [7, стр. 221]

  Таким образом, наиболее разработанной областью философии Аристотеля является сфера политических отношений. Управление обществом возлагается им на среднезажиточные слои населения (средний класс). Рабовладельческое устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление на рабов и рабовладельцев - соответствующим самой природе человека. (Раб - тот, кто не способен управлять собой.) Государство - логически наиболее развитое состояние общества, которое сменяет др.естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как "животное политическое" не может жить вне государства, формами организации которого являются монархия, аристократия и "полития" (правильные формы), им соответствуют "испорченные" формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием их различения он считал цель правления, в правильных формах политическая власть используется для блага государства, в испорченных формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма правления - полития, худшая - демократия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной организации общественной жизни государства д.б. небольшими, а его граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой социально-политической теории стала исследованная им реальная история политики античных полисов, устройство которых он пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Целью данной курсовой работы выступал анализ философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.

      Рассмотрение концепции морали  в философии показало, что этикой  Аристотель назвал науку, которая  была призвана изучать добродетели,  выявлять достоинство того или  иного характера человека. Целью  этики провозглашалось преобразование  личности, ее нравственное возвышение. Добродетели, согласно Аристотелю, воспитываются. Но человек, совершенно  не предрасположенный к восприятию  этического знания, будет глух  к учению. Но этика, считает  Аристотель, может принести огромную  пользу тем, кто обладает жизненным  опытом, способен владеть собой,  подчинять свои действия определенной  цели. Он считает, что стремление к счастью это самое простое и понятное желание человека. Но путь к счастью указывает этика. Человек, согласно античному мыслителю, должен контролировать свою чувственность, стремиться избежать сильных страстей, так как они уводят от должной меры  и приближают к пороку, т.е. к крайности. В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось одно из коренных противоречий — противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущим.

  Анализ  проблемы государства в философском  творчестве Аристотеля показал, что  наиболее разработанной областью философии  Аристотеля является сфера политических отношений. Управление обществом возлагается  им на среднезажиточные слои населения (средний класс). Рабовладельческое  устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление  на рабов и рабовладельцев - соответствующим  самой природе человека. (Раб - тот, кто не способен управлять собой.) Государство - логически наиболее развитое состояние общества, которое сменяет  др.естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как "животное политическое" не может  жить вне государства, формами организации  которого являются монархия, аристократия и "полития" (правильные формы), им соответствуют "испорченные" формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием их различения он считал цель правления, в правильных формах политическая власть используется для блага государства, в испорченных формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма правления - полития, худшая - демократия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной организации общественной жизни государства д.б. небольшими, а его граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой социально-политической теории стала исследованная им реальная история политики античных полисов, устройство которых он пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов.

  Этика и политика - эти разделы у Аристотеля взаимосвязаны: этика рассматривает  благо и благополучие отдельного человека, политика – благо человеческого  сообщества, государства.

  Таким образом, я считаю, что цели и задачи данной курсовой работы выполнены в  полном объеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. / В.Ф. Асмус . – М.: Высш. шк., 2001. – 400 с.
  2. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель. – М., 2005. – 448 стр.
  3. Аристотель. Политика. Афинская полития /  Предисл. Е. И. Темнова. – Мысль, 1997. – 458 с.
  4. В. Виндельбанд.  История древней философии / В.Виндельбанд. – Киев: Тандем, 1995. – 368 с.
  5. Доватур, А.И. Политика Аристотеля / А.И. Доватур //Аристотель. Соч. в 4 т. – Т.4. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.
  6. Зубов, В.П. Аристотель / В.П. Зубов. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 368с.
  7. Нерсесянц, В.С. Политические учения Древней Греции / В.С.Нерсесянц. – Москва: Наука, 1979. – 364 с.
  8. Трубецкой, С.Н. Курс истории Древней философии / С.Н. Трубецкой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. – 576 с.
  9. Философия государственного управления: хрестоматия: в 3-х ч. Ч.1 / В.И.Чуешов [и др.]; под общ. ред. В.И.Чуешова -  Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 259 с.
  10. Чанышев, А.Н. Аристотель / А.Н. Чанышев  // Мыслители прошлого. – М.: Мысль, 1981. – 200 с.
  11. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира / А.Н.Чанышев – М.:Высш. шк., 1999. – 703 стр.
  12. Чуешов, В.И. Философия государственного управления в Древнем мире: моногр. / В.И. Чуешов. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 161 с.

Информация о работе Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства