Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Реализация данной цели исследования предполагает выдвижение следующих задач:
Проанализировать концепцию морали в философии Аристотеля.
Рассмотреть проблему государства в философском творчестве Аристотеля.
Объектом курсовой работы является философская система Аристотеля. Предметом - проблема государства и морали в философии Аристотеля.
Методологическая основа исследования состояла в применении метода дедукции, а также ретроспективного, системного, исторического и логического методов анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......………3
1. КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ………….………5
1.1. Этика Аристотеля. Место этики среди наук. ……………………………..…5
1.2. Критика этического идеализма Платона………………………………………7
1.3. Добродетель и виды добродетели. ………………………………..…………10
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ АРИСТОТЕЛЯ…………………………………………………………………15
Государство и его состав……………………………………..……………15
Формы политического устройства, их классификация………………….18
Социально-политический идеал Аристотеля. Назначение государства …………………………………………………………………22
Влияние учения Аристотеля на последующую философскую и политико-правовую мысль………………...…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30
Аристотель считает, что грек не должен быть ни ремесленником, ни земледельцем, ни торговцем, но эти занятия в государстве совершенно необходимы, и место эллинов здесь должны занять варвары-рабы.
В лучшем государстве граждане, которые пользуются трудом рабов и ремесленников, относятся к «зажиточному классу». Из этого общества выходят военные, жрецы, судьи, охраняющие право и общий интерес. Военную силу Аристотель считает необходимой чертой лучшего государства. Земля в лучшем государстве делится на две части: первая – государственная, вторая находится в частном владении граждан.
Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы у граждан были мир и досуг, так как «конечной целью войны служит мир, работы – досуг». [3, стр. 244]
Аристотель подчёркивает, что наилучшее государство – логическое построение, и что к нему не должны предъявлять такой точности, как предъявляем к фактам и наблюдениям.
Аристотель оказал громадное, трудно поддающееся учёту в деталях и частностях влияние на всю последующую философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья и нового времени не обошёл стороной творческое наследие Аристотеля, не избежал того, чтобы прямо или опосредованно не определить своё отношение к нему. Многое сказанное о платоновском влиянии в принципе справедливо было бы сказать и применительно к всемирно-историческому влиянию Аристотеля.[7, стр. 212]
Влияние Аристотеля началось уже при его жизни, в частности, благодаря предподаванию в платоновской академии и своём Ликее, связям с македонским двором, самим Александром Македонским и его наместником в Афинах Антипатром, а также благодаря многочисленным публикациям его философско-политических работ, основная часть которых по иронии судьбы как раз и оказалась утерянной для последующих поколений. [7, стр. 213)
Вскоре
после смерти Аристотеля, во время
правления в Афинах его ученика
Димитрия Фалерского, были реализованы
некоторые положения
Полибий и Цицерон были двумя другими известными авторами, испытавшими влияние политического учения Аристотеля. Они же сыграли заметную роль в последующем распространении его положений.
Многие
положения учения Аристотеля были адаптированы
и препарированы христианской политической
доктриной отчасти через
Многие аспекты аристотелевского учения о формах государства и особенно учения о праве разделял Фома Аквинский.
Что касается средневековья, Данте использует ряд положений аристотелевского учения при обосновании своего идеала всемирной монархии.
Ряд положений аристотелевского учения (о социальной структуре государства, месте и роли различных слоёв населения в политической жизни, роли закона и т.п.) воспринял и специфически трансформировал Марсилий Падуанский.
Новый поворот старой темы «Политики», отличающий позицию Данте и Марсилия Падуанского, оформляется у Николо Макиавелли в характерное для нового времени самостоятельное, освобождённое от морали, учение о политике. Обосновывая новые положения в области политики, государства и права, Макиавелли творчески использует достижения своих античных предшественников в освещении интересующих его проблем, и особенно Аристотеля, чья «Политика» к тому времени ( ХVІ в.) широко распространена и обстоятельно комментируется. [7, стр.215-216]
«Светский» аспект учения Аристотеля о политике был воспринят и развит также Жаном Боденом, который во многом следует Аристотелю при анализе естественно-географичеких факторов, роли имущественного неравенства в государственных переворотах, специфики государственной власти по сравнению с другими видами власти, отличия от монархии и тирании и т.п.[6, стр. 45]
Ряд положений аристотелевского учения были развиты Ш. Л. Монтескье.
Существенное
обновление подхода к учению Аристотеля
и к античной мысли вообще связано
с именами Руссо и Гегеля. Руссо
и Гегели каждый по-своему и в
разных направлениях возродили и
развили этический аспект платоновско-аристотелевского
учения о политике, отброшенный у
Макиавелли, который в своих реально-
Также под большим влиянием идей Аристотеля развивалась философия Канта, буржуазных авторов (Рем, Пельман и др.). Они модернизировали ряд положений политического учения Аристотеля с целью приблизить его к актуальной проблематике своего времени. В связи с этим они нередко отрывали это учение от античного исторического контекста и усматривали в нём обоснование конституционализма, правового государства, концепции разделения властей и т.п. [там же, стр. 219]
Весьма влиятельный среди западных античников историк В. Ягер приложил много усилий для возвышения политических идеалов Платона и Аристотеля в качестве образцов для современного преобразования государственности.
Учение Аристотеля о праве и справедливости, его обоснование частной собственности и критика общности имущества (платоновского «коммунизма») акцептируются и таким видным среди западных исследователей политико-правового учения Аристотеля автором, как В. Зигфрид. В политических конструкциях Аристотеля он, кроме того усматривает «правовое государство» и своего рода «общественный договор». [7, стр. 221]
Таким
образом, наиболее разработанной областью
философии Аристотеля является сфера
политических отношений. Управление обществом
возлагается им на среднезажиточные слои
населения (средний класс). Рабовладельческое
устройство общества Аристотель рассматривал
в качестве вечного, а деление на рабов
и рабовладельцев - соответствующим самой
природе человека. (Раб - тот, кто не способен
управлять собой.) Государство - логически
наиболее развитое состояние общества,
которое сменяет др.естественные формы
общения людей: семью и поселение. Человек
как "животное политическое" не может
жить вне государства, формами организации
которого являются монархия, аристократия
и "полития" (правильные формы), им
соответствуют "испорченные" формы:
тирания, олигархия, демократия. Критерием
их различения он считал цель правления,
в правильных формах политическая власть
используется для блага государства, в
испорченных формах власть используется
в интересах правителей. Лучшая форма
правления - полития, худшая - демократия,
неизбежное вырождение которой приводит
к тирании. Для наиболее эффективной организации
общественной жизни государства д.б. небольшими,
а его граждане обязаны принимать активное
участие в политической деятельности.
Основой социально-политической теории
стала исследованная им реальная история
политики античных полисов, устройство
которых он пытался рационализировать
с позиции сформулированных им политических
принципов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы выступал анализ философской системы Аристотеля и проблемы эффективного государства.
Рассмотрение концепции морали
в философии показало, что этикой
Аристотель назвал науку,
Анализ проблемы государства в философском творчестве Аристотеля показал, что наиболее разработанной областью философии Аристотеля является сфера политических отношений. Управление обществом возлагается им на среднезажиточные слои населения (средний класс). Рабовладельческое устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление на рабов и рабовладельцев - соответствующим самой природе человека. (Раб - тот, кто не способен управлять собой.) Государство - логически наиболее развитое состояние общества, которое сменяет др.естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как "животное политическое" не может жить вне государства, формами организации которого являются монархия, аристократия и "полития" (правильные формы), им соответствуют "испорченные" формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием их различения он считал цель правления, в правильных формах политическая власть используется для блага государства, в испорченных формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма правления - полития, худшая - демократия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной организации общественной жизни государства д.б. небольшими, а его граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой социально-политической теории стала исследованная им реальная история политики античных полисов, устройство которых он пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов.
Этика и политика - эти разделы у Аристотеля взаимосвязаны: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо человеческого сообщества, государства.
Таким
образом, я считаю, что цели и задачи
данной курсовой работы выполнены в
полном объеме.
Список литературы
Информация о работе Философская система Аристотеля и проблема эффективного государства