Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:20, реферат
В современной медицине развитие новых технологий лечения и профилактики различных болезней и патологических состояний идёт семимильными шагами. Всё чаще удаётся излечивать заболевания, которые ещё лет 10-20 считались неизлечимыми – различные опухоли, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Врачи чуть ли не ежемесячно рапортуют о новых открытиях, лекарствах и методах диагностики. Но на фоне всеобщего оптимизма насчёт развития современных медицинских технологий есть ряд “достижений”, которые вызывают серьёзные сомнения и различные вопросы, в том числе, и этического характера, о целесообразности их применения и дальнейшего развития и внедрения в нашу жизнь.
1.Введение в проблему новых “технологий” зачатия
2. Оплодотворение in vitro.
2.1 Введение в проблему.
2.2 Биология репродукции. Методы искусственного оплодотворения
2.3 Биоэтические проблемы оплодотворения in vitro
2.4 Выводы
3. Клонирование человека
3.1 Введение в проблему.
3.2. История вопроса
3.3. Методология клонирования.
3.4. Биоэтические позиции по проблеме клонирования человека
3.4.1 Либеральная позиция
3.4.2 Консервативная позиция. Кризис европейского гуманизма в современном обществе.
4.Заключение
5. Список литературы
ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Росздрава
Реферат
Тема: “Философские и этические проблемы проблемы новых “технологий” зачатия (оплодотворение in vitro, клонирование). Кризис европейского гуманизма”
Выполнил аспирант Иванов И.И.
Москва
2007
План реферата
1.Введение в проблему новых “технологий” зачатия
2. Оплодотворение in vitro.
2.1 Введение в проблему.
2.2 Биология репродукции. Методы искусственного оплодотворения
2.3 Биоэтические проблемы оплодотворения in vitro
2.4 Выводы
3. Клонирование человека
3.1 Введение в проблему.
3.2. История вопроса
3.3. Методология клонирования.
3.4. Биоэтические позиции по проблеме клонирования человека
3.4.1 Либеральная позиция
3.4.2 Консервативная позиция. Кризис европейского гуманизма в современном обществе.
4.Заключение
5. Список литературы
1.Введение
В современной медицине развитие новых технологий лечения и профилактики различных болезней и патологических состояний идёт семимильными шагами. Всё чаще удаётся излечивать заболевания, которые ещё лет 10-20 считались неизлечимыми – различные опухоли, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Врачи чуть ли не ежемесячно рапортуют о новых открытиях, лекарствах и методах диагностики. Но на фоне всеобщего оптимизма насчёт развития современных медицинских технологий есть ряд “достижений”, которые вызывают серьёзные сомнения и различные вопросы, в том числе, и этического характера, о целесообразности их применения и дальнейшего развития и внедрения в нашу жизнь. Эти технологии напрямую вмешиваются в духовную сущность человека, принижают роль его моральных и душевных качеств и, в конечном итоге, могут отречься от всех этических норм и правил. К ним относятся эвтаназия, искусственные аборты, контрацепция и, конечно же, так называемые “новые технологии” зачатия – оплодотворение in vitro и клонирование. Именно последние, как я считаю, ставят перед нами наиболее острые проблемы, причём не только морально-этического толка, но и чисто медицинского. Манипулирование человеком на ранних стадиях развития, когда он ещё не может выразить своё отношение к этой манипуляции, но уже является, как считается, самостоятельным индивидуумом с заложенными духовными и качествами, ставит врача в положение, когда он, фактически, становится творцом новой жизни, не имея на это никакого права, то есть становится “богом вне божественных законов”. И это очень опасно для нас. Несмотря на то, что современное человечество достигло достаточно высокого уровня развития, к сожалению, большинство из нас ещё не владеет той высокой степенью мудрости, которая позволила бы нам правильно распорядится новыми технологиями манипулирования чужими жизнями. И уж, тем более, мы не можем похвастаться той мудростью, который владеет наш Творец. Поэтому проблемы этих “новых технологий” зачатия выходят за рамки чисто медицинских - это общечеловеческие проблемы, которые необходимо осознавать всем здравомыслящим людям.
В этой работе я поставил перед собой задачу последовательно рассмотреть биоэтические проблемы“ новых технологий” зачатия и показать, что, на самом деле, отношение к ним в настоящее время нашего общества есть отражение не просто неправильного понимания нами этой проблематики, но того глобального этического и философского кризиса, который поразил сейчас западную цивилизацию. И мы уже сейчас должны интенсивно искать пути выхода из этого кризиса, который, в конечном итоге, может закончиться очень плачевно для всех нас и провести к исчезновению нашей цивилизации как единого целого.
2. Оплодотворение in vitro.
2.1 Введение в проблему.
Несомненно, что в современной медицине одной из острейших проблем, которая стоит перед врачами, стоит проблема супружеского бесплодия. Бесплодие - источник огромного горя и разочарования для семьи. Невозможность иметь детей любой супружеской четой воспринимается чрезвычайно остро и часто служит поводом для взаимных упрёков, обвинений, семейных ссор вплоть до развода. Сегодня, по данным сводной статистики, в развитых европейских странах бесплодием страдают 1 из 8 пар. Причин этому много. Это и загрязнение окружающей среды, и постоянные стрессы, особенно для людей, живущих в огромных столичных мегаполисах, и различные генетические причины, включая индуцированные мутации, вызванные различными химикатами, алкоголем, курением и пр. Поэтому, вроде бы, появление в 20 веке технологии искусственного оплодотворения “в пробирке” стало просто откровением медицины для семейных бесплодных пар. Но все не так просто как кажется. Оплодотворение in vitro ставит очень важные вопросы, которые необходимо тщательно анализировать, чтобы понять, допустима или нет эта технология с позиций человека как духовного и морального существа, так как мы являемся не просто “высоко развитыми животными”, как пытаются представить людей некоторые физиологи-материалисты, а созданиями Бога, обладающие душой, которая стоит намного выше элементарных физиологических инстинктов.
Перед рассмотрением собственно этических проблем оплодотворения in vitro сначала вкратце опишем данную проблему с биологической и медицинской точки зрения. Это позволит добиться более глубокого понимания вопросов, которые ставит применение этой биомедицинской технологии.
2.2 Биология репродукции. Методы искусственного оплодотворения
В настоящее время существует много способов искусственного оплодотворения, которые помогают людям, страдающим бесплодием, родить ребенка. Если женщине после 1-2 лет регулярной половой жизни без применения противозачаточных средств не удается забеременеть, такая пара обычно обращается к врачу за консультацией по бесплодию. В ряде случаев (около одной трети пар) эта проблема вызвана мужским бесплодием, еще в одной трети случаев бесплодием страдает женщина и в последней трети пар причина бесплодия не выявлена. Усыновление или удочерение кажется хорошим выходом, но на практике детей для усыновления мало, поэтому все больше и больше людей обращаются за медицинским лечением, которое поможет им произвести на свет ребенка.
Первый случай рождения ребенка из пробирки произошел в Англии в 1978 году и появившаяся на свет девочка, Луиза Браун, сейчас взрослая здоровая девушка. С тех пор таким способом появились на свет тысячи детей.
2.2.1 Биология репродукции. Обычно в течение 14 дней после начала последнего менструального цикла у женщины один из двух яичников выделяет яйцеклетку. Она направляется в маточную трубу, где в случае половой связи, яйцеклетка может оплодотвориться одним из миллионов сперматозоидов. В течение следующих нескольких дней оплодотворенная яйцеклетка постепенно превращается в плодное яйцо. В этой стадии она называется "эмбрионом". На этом этапе любая клетка может развиться в любую часть эмбриона. Эмбрион может даже разделиться и образовать двух генетически идентичных близнецов. Все это время эмбрион движется по маточной трубе откуда попадает в матку. В течение десяти дней после оплодотворения эмбрион начинает внедряться в толщу ее слизистой оболочки. После окончательного внедрения эмбрион выделяет гормон - хорионический гонадотропин (ХГ). Это подавляет следующий менструальный цикл, что и является для матери признаком беременности.
В плодном яйце развивающийся эмбрион становится заметным и имеет вид темной полоски. Начиная с этого момента, разные клетки отвечают за образование определенных органов и образование близнецов на данном этапе невозможно.
2.2.2 Методы искусственного оплодотворения.
А) Искусственная инсеминация
Искусственная инсеминация спермы мужа может быть использована в случае низкой концентрации сперматозоидов в сперме у мужчины. Это подразумевает введение концентрата из нескольких проб семени в шейку матки женщины во время овуляции. В отличие от других методов искусственного оплодотворения этот метод используются в течение более 50 лет, но имеет низкий уровень эффективности.
Искусственную инсеминацию спермы донора применяют либо в случае полного отсутствия спермы у мужчины, либо в случае какого-нибудь генетического заболевания, которое может передаться по наследству детям.
Этот метод так же применяется и по отношению к женщинам, которые не имеют гетеросексуальной связи, но хотят ребенка.
Б) GIFT
В методике внутрифалопиевого переноса гаметы (Gamete Intra-Fallopian Transfer - GIFT) производят забор яйцеклетки и сперматозоидов, после чего помещают их в тоненькую пробирку, в которой сперматозоиды и яйцеклетка отделяются друг от друга пузырьком воздуха.
Эта пробирка вводится в женскую маточную трубу и содержимое пробирки выпускается внутрь, позволяя тем самым яйцеклетке оплодотвориться естественным путем.
В) ZIFT
Внутрифалопиевый перенос зиготы. В этом случае слияние яйцеклетки и сперматозоида происходит еще до того, как их помещают в маточную трубу. Это означает, что оплодотворение происходит вне тела матери.
И затем оплодотворенная яйцеклетка, или зигота, вводится в маточную трубу женщины.
Г) Оплодотворение in vitro
In vitro означает в переводе с латинского языка "в стеклянном сосуде, пробирке". Этот термин используется для обозначения процесса, происходящего скорее в искусственной среде - лаборатории, нежели в организме человека или животного.
Этот способ оплодотворения in vitro подразумевает забор яйцеклеток и сперматозоидов с последующим размещением их в чашке Петри. Оплодотворенная яйцеклетка- зигота- несколько дней находится в инкубационном периоде, и по окончании этого периода она представляет собой бластоциту, имеющую около восьми идентичных клеток. Здоровые бластоциты могут быть введены в матку матери.
Чем большее число бластоцит будет введено, тем вероятнее наступление беременности. Но при введении 4-х и более бластоцит, есть риск появления четверни или пятерни. Число бластоцит, которые могут быть отобраны, контролируется и в настоящее время это число не должно превышать трех.
Что бы этот процесс был осуществлен с максимальной вероятностью успеха, чрезвычайно важно наблюдать за менструальным циклом женщины и уровнем гормонов. В самых лучших клиниках около 25% женщин становятся матерями благодаря методу искусственного зачатия в пробирке.
Д) ICSI
При интрацитоплазматической инъекции спермы (Intra-Cytoplasmic Sperm Injection – ICSI) происходит инъекция отдельного сперматозоида в яйцеклетку, которая впоследствии переносится в матку женщины.
Это дает мужчинам с низкой концентрацией сперматозоидов в эякуляте возможность отцовства.
2.2.3 Преимплантационная диагностика
Некоторые пары знают о каких-то определенных хромосомных или генетических отклонениях имеющихся в их семьях. При некоторых генетических отклонениях технически возможно извлечь одну или две клетки из бластоциты для обнаружения конкретного мутантного гена. Подобная преимплантационная диагностика позволяет врачам отобрать эмбрионов, не пораженных данной болезнью. При этом вводятся только отобранные эмбрионы, все остальные - отбрасываются.
Этот способ является новым и в настоящее время находится в процессе развития.
2.2.4 Донорство яйцеклеток
Что бы использование зародыша донора было максимально успешным необходимо согласовать менструальные циклы женщины-донора и женщины-реципиента.
Использование зародыша донора, как и отбор зародышей для оплодотворения в пробирке, подразумевает применение женщиной-донором сильных лекарств для усиления и учащения овуляции. В редких случаях это может вызвать серьезные побочные эффекты.
Зародыши отбираются при помощи иглы или маленькой трубки (лапароскопа), и процесс оплодотворения происходит в пробирке.
2.2.5 Суррогатное материнство
Если у женщины отсутствует матка либо по какой-то другой причине она не может выносить ребенка, в таком случае технически возможно использовать зачатие в пробирке и внедрить оплодотворенный зародыш в любую подготовленную матку. Суррогатная мать вынашивает ребенка весь срок и затем после рождения "вручает" его или ее "полноправной" матери.
Таким образом, мы видим, что, кроме собственно оплодотворения in vitro, существуют и другие модификации искусственной инсеминации. Поэтому у бесплодной пары, в зависимости от вида бесплодия, есть определённые варианты родить своего ребёнка. Далее мы рассмотрим те биоэтические проблемы, которые возникают при использовании технологий искусственного “зачатия”.
2.3 Биоэтические проблемы оплодотворения in vitro
Законодательно, все методы, осуществляющие оплодотворение яйцеклетки искусственным способом (вне организма человека) оговорены в Акте о Размножении и Эмбриологии Человека, принятом в 1990 году. Центры, занимающиеся такого рода лечением, должны иметь лицензию, проходить проверки, вести строгий учет результатов своей деятельности и фиксировать уровень успешности проведенного лечения. Любой центр размножения и репродукции, не соответствующий требуемым нормам, по техническим либо этическим проблемам, может лишиться лицензии. Что же касается этических вопросов, то основные из них следующие.
1) При любом методе искусственной репродукции оплодотворение происходит без полового акта. Кстати, прямо противоположным является применение противозачаточных средств, которое позволяет паре иметь половую связь, но предупреждает беременность.
2) Некоторые люди обеспокоены тем, что в случае надобности получения спермы, необходимо прибегнуть к акту мастурбации, другие же тем, что методы искусственного оплодотворения вмешиваются в брачные отношения двух людей.
- Использование спермы или зародыша донора, так же как и суррогатной матери подразумевает третье (или даже четвертое и пятое) лицо. В этом случае ребенок не является символом союза двух родителей.
3) Является ли преимплантационный эмбрион человеком, нуждающимся в гарантиях заботы и защиты, или это просто ком клеток, от которого можно избавиться или использовать для исследования? Что делать с лишними эмбрионами? (кстати, необходимо заметить, что при разработке большинства методов искусственной репродукции при исследованиях потребовалось использование множества преимплантационных эмбрионов).