Философские течения ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия - плюрализм мнений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям - материализма и идеализма. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

Содержание работы

Философские течения ХХ века (стр.3)
Культура и цивилизация (стр. 12)

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

В 70-х годах происходит переосмысление проблематики философской  антропологии. Предпринимается попытка  на новом уровне преодолеть рамки естественнонаучного анализа человеческой природы и привлечь для ее рассмотрения науки о духе и культуре. Представители «новой» антропологии развивают идеи, высказанные в трудах М. Шелера и Г. Плеснера. Так философская антропология должна соединить конкретно-научное, предметное изучение различных сфер человеческого бытия с его целостным, философским постижением.

Так в области культуры и религии, эти философы говорили, многообразие форм культуры отражает определенные стили жизни, которые, в конечном итоге, должны быть объяснены основополагающими структурами человеческого бытия. Бытие человека реализуется в «окружающей среде», формируемой культурой. Понятие «действительность» для них - это таинственная и чуждая человеку объективная реальность, которая подлежит использованию. А понятие «мир» - это то, что уже истолковано человеком, что переживается им, что имеет для него значение в рамках определенного стиля жизни. Философско-религиозная антропология рассматривает человека как верующее существо, строящее свою жизнь в прямой зависимости от характера отношений с Богом, с трансцендентным Божественным началом (Г.Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).

Также к философской  антропологии примыкают многочисленные психоаналитические концепции, исходящие  из признания бессознательного как важной части бытия человека (3. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм).

5. Экзистенциализм

В философии до середины XIX века господствовали идеи рационализма. Однако трудности, связанные с рациональным познанием, препятствия на путях построения жизни разумными способами ставят под сомнение эффективность рациональных принципов постижения мира. Так возник экзистенциализм (от латинского - существование) или философия существования.

Специфичность этой философии обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысложизненным вопросам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьбы личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти.

Истоки философии экзистенциализма лежат в творчестве Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф.И. Достоевского и Ф. Ницше. Так, уже С. Кьеркегор философским критерием считал тесную связь с человеческим индивидом и его чувствами.

Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов К. Ясперс, Г. Марсель,) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Религиозный экзистенциализм, исходя из признания реальности трансцендентного, оперирует символическими и даже мифопоэтическими образами. Атеистический атеизм, напротив, ставит цель раскрыть иллюзорность трансценденции и потому ему свойственна аналитическая и критическая направленность.

Выступая против университетской  философии, экзистенциалисты упрекают ее в том, что она сосредоточила  внимание на абстрактных проблемах, упустив конкретного человека с  его повседневными заботами, печалями и горестями. Они критикуют традиционную философию за идеализм и попытки растворить реальный мир в мысли, за стремление разрешить противоречия человеческого бытия сугубо логическими приемами.

Первоочередной интерес экзистенциалистов - состояние человека, выражающегося в его переживаниях. В соответствии с их представлениями, люди переживают чувство постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, в силу чего они вынуждены философствовать и лишь поэтому остаются человеческими существами. Способность к философствованию позволяет противостоять натиску внешних сил. В содействии этому противостоянию проявляется функция философии.

Для экзистенциализма ключевыми являются категории - человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта, оно может быть воспринято только через самое себя. В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово «Dasein», которое буквально переводится как «тут-бытие». Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в спонтанном проявлении его переживаний.

Экзистенция - это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он - существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. Осознавая свою бренность и обреченность, человек устремляется к вечному, но не к бессмертию души и человеческого рода, а к надвременной значимости безусловного принципа. Человек тоскует по безусловному.

Он испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх - это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена отсутствие конкретно воспринимаемого безусловного компенсировалось верой и религиозными идеалами.

В результате секуляризации общества человек оказался перед лицом  мира без Бога. А с точки зрения экзистенциализма Бог - это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние - страх. Раскрыть природу «ничто» - задача истинной философии.

Таковы общие принципы экзистенциализма, а лейтмотив - протест против порабощения  человека внешними общественными силами.

6. Персонализм

Само название «персонализм» (от латинского - личность) свидетельствует  о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности - Бога.

Формирование персонализма началось в конце прошлого века, в России и США. Основные принципы персоналистской философии были сформулированы Н.А. Бердяевым и Л. Шестовым. В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, А. Белого, Вяч. Иванова. Особый этап в развитии персонализма связан с его распространением во Франции, начало которому положил Эмманюэль Мунье.

Персонализм выдвигает  идею множественности существований, сознаний, воль и личностей. Разуму противостоит интуиция. Мир сотворила Верховная персона - Бог, и он же наделил его способностью развития.

В области познания персонализм  исходит из необходимости замены познающего субъекта традиционной философии  человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической всеобщности. Тем самым подчеркивается активная роль субъекта, ибо познает только единичный, индивидуальный и неповторимый человек.

В онтологическом плане  личность становится фундаментальной  категорией, лишь через нее возможно основное проявление бытия, в котором волевая активность сочетается с непрерывностью существования. Личность с ее опытом составляют единственную реальность, а ее истоки в Боге.

Наука в ее сложившемся  виде не способна постигнуть разнообразие и богатство мира. В науке нельзя найти и надежных ориентиров, использование которых может указать верный путь в человеческой жизни.

В учении персонализма о  личности содержится немало положительных  моментов, в частности, представляет интерес попытка разграничения понятий индивида и личности. Характерная черта этого учения - обоснование идеи о свободе воле. Еще  до этого философы утверждали о враждебности общества и личности.

Основоположник французского персонализма Э. Мунье, ссылаясь на влияние марксизма и экзистенциализма, не упоминает, правда, своих русских предшественников. Более того, он полагает, что «персоналистское движение родилось в условиях кризиса, разразившегося в 1929 году вслед за крахом Уолл-Стрита и продолжающегося на наших глазах после пароксизмов Второй мировой войны». Его книги: «Что такое персонализм?», «Манифест персонализма», где Мунье пишет: «Мы называем персоналистскими любое учение и любую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности по отношению к материальной необходимости и системам коллективности, лежащим в ее основании».

Не ставя целью создать  законченное философское учение, Мунье стремился отыскать продуктивные способы разработки проблем личностного  существования. Красной нитью через  все сочинения философа проходит идея о том, что только человек способен стать законодателем в выработке программ поведения по отношению ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его жизнь и личность.

Экзистенциализму и  марксизму персонализм противопоставляет  концепцию личности, центральными пунктами которой являются представления о вовлечении и трасцендировании. Вовлечение означает факт присутствия человека в мире, притом присутствие активное, осмысленное и ответственное. Под трансцендированием понимается процесс самоопределения человека, его постоянное движение вперед, в чем опорой для него является Бог, Абсолют, несоизмеримый с миром и потому задающий ориентиры как отдельной личности, так и истории в целом.

7. Прагматизм

Родина прагматизма (от греческого «дело, действие») - Соединенные Штаты Америки. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Именно прагматизму западноевропейская философия обязана введением и последующей детальной разработкой темы человеческой деятельности.

Истоки прагматизма лежат в  немецкой философии, в частности, они  присутствуют в творчестве Гегеля и  Ницше. В последующем начальные  идеи прагматизма отмечены в трудах А. Бергсона. Представления о прагматизме как философской форме мышления, познания формируются в рамках тенденции к пересмотру природы познания и истины. «Гносеологического субъекта» сменил «субъект заинтересованный», безразличный к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения непознавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии.

В повестку философского исследования включается вопрос о целеполагающей деятельности человека. Пресловутый американский образ жизни и его пропаганда способствовали развитию этой философии именно в США.

Раньше субъект только ощущал и  мыслил, иными словами, его жизнь  определялась одним - страстью к познанию. Теперь же предлагается совершенно иная модель. Для  субъекта познание и истина перестали быть абсолютной целью и превратились в средство. Уже Ницше, а позднее и прагматисты отмечали любопытный факт: чтобы успешно действовать, надо не столько знать, сколько уметь (to know - to know how).

Для понимания сути прагматизма  целесообразно рассмотреть его  на примере творчества Ч. Пирса, основателя философии прагматизма. Пирс говорит о действии, основанном не на знании, а на вере, необходимой для действия. Дело в том, что сознание переживает два состояния: сомнения и веры. Человек, по Пирсу, стремится во что бы то ни стало избавиться от неприятного состояния сомнения и достигнуть приятного - веры. Содержание веры исчерпывается действием, которое готов совершить верящий субъект. Вера - это готовность действовать особым образом.

Единственная достойная функция  мысли - это способность достигнуть устойчивого верования. В силу чего мышление стремиться к покою. Современный  человек тяготеет, по мнению прагматистов, к эмоциональному покою, к психологическому удовлетворению как результату преодоления сомнений.

8. Русский космизм

Это философское направление  сложилось в конце XIX века и сегодня  о космизме говорят как об одной  из ведущих традиций самобытной философской  мысли России. Основы «русского космизма» заложены в творчестве Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.

Современные исследователи выделяют несколько течений в «русском космизме». Религиозно-философское  направление представляют В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев.

Естественнонаучное направление  отражено в творчестве К.Э. Циолковского, Н.А. Умова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского.

Поэтически-художественное направление  связывают с именами В.Ф. Одоевского, Ф.И. Тютчева, А.Л. Чижевского.

В целом для «русского космизма» характерна ориентация на идею космоцентризма (антропокосмизма), убежденность в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Для многих представителей этого течения показательно принятие идеи эволюционизма, органическое восприятие мира. На первый план ими ставится практически-деятельное начало человека.

Особое место в разработке идей русского космизма занимает Н.Ф. Федоров. Для него космос - это христианский космос. Ныне это беспорядок и хаос, мир неразумия. Такое состояние - следствие падения человека. Оно будет устранено, когда весь мир между людьми и богом будет освещен сознанием и управляем волею.

В силу падшести человека и природа становится его врагом, силой враждебной и смертоносной. Чтобы избежать этого, необходимо заняться регуляцией природы. Главной задачей  при этом выступает воплощение христианского  мифа в рукотворную реальность.

Сторонники эмоционального подхода в «русском космизме» проникнуты убеждением в космической роли человека как разума («ноосфера»), сознания природы. Верили в провиденциальный замысел Бога о человеке, в необходимость человеческого участия, в восстановлении падшего естества мира и человека.

В трудах этих мыслителей обосновывается необходимость религионизации науки, сотрудничества веры и знания.

А.К. Горский и Н.А. Сетницкий стояли на позициях христианского эволюционизма, утверждающего факт продолжающегося творения, истории. Они считали, что только путем индивидуального спасения можно вырваться из мира. Преображение мира требует не только внутреннего делания, но и внешнего труда.

Информация о работе Философские течения ХХ века