Философские течения ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия - плюрализм мнений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям - материализма и идеализма. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

Содержание работы

Философские течения ХХ века (стр.3)
Культура и цивилизация (стр. 12)

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Духовные ценности создаются отдельными личностями, профессиональными творцами. Но прежде чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный опыт человечества.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две  основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решаю разные задачи, дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы.

ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

На ранних ступенях общественного  развития человек был слит с той  общностью (родом, общиной), частичкой  которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Также особенностью первобытной  социальности был ее "естественный" характер. Все отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства.

Термин "цивилизация" на латинском означает гражданский, государственный, политический. В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

Сейчас категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

1) в общефилософском  смысле - как социальная форма  движения материи;

2) как общая социально-философская  характеристика всемирно-исторического процесса;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение  цивилизованных обществ, сохраняющих  в течение длительного времени  свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).

Цивилизация как социокультурное образование. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры.

УЧЕНИЕ О  ЦИВИЛИЗАЦИИ АРНОЛЬДА ТОЙНБИ.

Цивилизации А. Тойнби рассматривает  в качестве "кирпичиков", из которых строится здание истории человечества. У А. Тойнби история человеческого общества описывается в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникают, развивается, а затем деградирует и погибает.

Под цивилизацией он понимает устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Всемирная история предстает как совокупность цивилизаций. Согласно классификации автора, в истории человечества существовало около трех десятков локальных ( т.е. не выходящих за определенные пределы) цивилизаций. Теоретическое построение А.Тойнби базируется на двух гипотезах.

1. Не существует единого  процесса развития человеческой  истории, эволюционируют лишь  конкретные локальные цивилизации.

2. Жесткой взаимосвязи  между цивилизациями не существует. Жестко связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Свой анализ развития общества А.Тойнби строит, основываясь  на идее цикличности развития. Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Фаза роста есть период поступательного развития цивилизации. Надлом характеризует пространственно-временной интервал, в границах которого начинается упадок цивилизации. Венчает цикл дезинтеграционная фаза - период разложения цивилизация, завершающийся ее гибелью.

В качестве основной характеристики дезинтеграционной стадии Арнольд Джозеф Тойнби рассматривал раскол общества на три группы: господствующее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат.

Стадия дезинтеграции  характеризуется также "расколом души" представителей данной цивилизации. В общественной жизни при этом существует  четыре возможных способа  спасения от "невыносимой действительности". Первый характеризуется стремлением вернуть прошлое, сторонники второго пути стремятся к революции. Третий путь ориентирует на "уход" от действительности (в частности, средствами буддизма). Каждое из выделенных направлений является лишь частичным решением проблемы разрушительного действия дезинтеграции. Спасти человечество, вступившее в дезинтеграционную фазу, может лишь "универсальная религия и церковь".

КУЛЬТУРА И  ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Первым ввел отличие  культуры от цивилизации И.Кант. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению. Но  профессионально иные могут убивать людей. Именно Кант определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально-философской литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур. Критериями для такого разделения служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Термин "цивилизация" возник в 18 веке и фиксировал окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества. Термин «культура» еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе говоря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формированию личностного, творческого начала в человеческой деятельности.

По Шпенглеру, культура - это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в "безликую массу". По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним этапом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".

В настоящее время  рассматриваемый вопрос касается, как  правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает экономическим фактором культуры и сферой развития различных элементов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает материальной основой существования и развития цивилизации - локальной либо мировой.

Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются  и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

Следует отметить, что необходимо учитывать еще культуру человеческих отношений. Так, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличной в обществе культуре (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные институты, идеология, порождаемые определенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потребитель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизованный человек - это во-первых, человек, не относящийся к стадии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том числе регламентирующие место и роль культуры в нем.

Во временном измерении  культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

Особого внимания заслуживает  вопрос о том, какую роль в становлении современной цивилизации играет компьютерная революция, преобразующая не только сферу материального производства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности.

Многие культурологические концепции доказывают невозможность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.

Знание проблемы цивилизации  поможет понять сближение культур  Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа - далеко не праздный вопрос.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.   Введение в  философию: Учебник для вузов.  В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы  Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.:Политиздат, 1989. - 639 с.

2.    Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал,    1995. № 4, с. 122 - 127.

3.    Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.: "ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.

5.  Философский энциклопедический словарь / сост. С.С. Аверищев, Э.А. Араб-Оглы, М.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд.М.: "Советская энциклопедия", 1989 - 815 с.

6.  Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавоиненк-п -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.

7. "Современная философия: словарь и хрестоматия". Изд. "Феникс". Ростов-на-Дону, 1995 г.

8. Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. "ФИЛОСОФИЯ. Справочник студента". Изд. "АСТ". Москва, 1999 г.

9. "Основы современной философии". Изд. "Лань". Санкт-Петербург, 1997 г.

10. П. В. Алексеев, А. В. Панин, "ФИЛОСОФИЯ. Учебник". Изд. "Проспект", Москва, 2000 г

 


Информация о работе Философские течения ХХ века