Философские течения ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия - плюрализм мнений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям - материализма и идеализма. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики.

Содержание работы

Философские течения ХХ века (стр.3)
Культура и цивилизация (стр. 12)

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Горский и Сетницкий  полагали, что сегодня можно говорить «о совершившемся или близком  к завершению внешнем объединении человечества на всей нашей планете». Такое объединение предполагает отмену этнических и национальных сил и постановку «вопроса о смысле культуры и, в частности, вопроса о замене стихийного бессознательного возникновения ее осмысленным и планомерным созиданием». Перед человечеством лежит обязанность преобразования всего космоса, всего общества, всей человеческой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой. Проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с  культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Иначе говоря, при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса.

Культура интересует философию как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Наряду с проблемой  культуры не менее актуальной является тема "цивилизации".

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком.

Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

1. Описательные определения: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения,  подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества.

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых норм.

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям.

6. Определения на базе  теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения,  выделяющие значимость моментов организации или моделирования.

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду.

9. Символические определения:  культура - это организация различных  феноменов (идей, чувств), состоящая  в употреблении символов или  зависящая от этого.

ИДЕЯ ЦЕННОСТЕЙ.

      Культура - это материальные и духовные  ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются.

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность.

Каждая вещь, вовлеченная  в оборот общественной и личной жизни  или созданная человеком, имеет  кроме своего физического еще  и общественное бытие: она выполняет  исторически закрепленную за ней функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер.

     Культура, трансформируясь, передается от одного поколения другому. Однако эта передача должна быть грамотно обдуманной. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение начисто отметало достижения предыдущего.

ВИДЫ, ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.

Многообразие предметного  вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности.

Виды культуры по отношению к природе

В применении к природе  выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание  отдельных растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта  фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию  ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной Среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью. Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.

Виды культурной деятельности в обществе

Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится прежде всего труд

Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох (средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура).

Это понятие применяют  и по отношению к отдельным  сферам деятельности и жизни (художественная культура, культура быта, досуга, физическая культура), а также по отношению к видам искусства. Уровень или степень развития общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуют понятием "культура".

Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку

Понятие "культура" применяют буквально к каждой человеческой    способности    -    телесной    или    духовной (психической). Существуют, к примеру, давние традиции отношения к телу человека, как к храму. Еще древние понимали, что оно является самым совершенным произведением природы. Культуру телесности видели в том, насколько она способствует духовному выражению.

Сегодня человек не связывает тело с психикой. Тело рассматривается в основном как организм, ведущий вполне самостоятельное существование. Поэтому чаще всего культура тела ограничена областью физических упражнений и достижений в спорте.

Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его тела и души (психики).

Предметный и личностный виды культуры

Видеть можно одно, а понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается вокруг него.

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как не сводима психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.

Виды культуры и формы культуры

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Так, признаком культуры является единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.

Содержание  культуры

Культура - способ существования  человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности.

В.М. Межуев считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком''. Также он писал: "Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д." При этом действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

Функции культуры

Культура как форма  деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека. Так функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека.

Познавательная  и информативная функции культуры

Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости от поколения к поколению. В этом состоит информативная функция культуры. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих.

Коммуникативная функция и культура общения

Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Обмен идеями взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. И рост происходит от того, что человек приобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода.

Регулятивная и оценочная функции культуры

Всем известно, что  культура живого общения предполагает вежливость и такт. Речь идет о норме поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и привил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Все нормы регламентируют поведение человека и обязывают его придерживаться каких-то границ.

Перечисленные функции  культуры обычно относят лишь к духовной. Что касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Когда западные культурологи (П.Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как правило, "интеллектуальную элиту". Выразители идеологии мелкой буржуазии (Н.Михайловский и др.) говорили о "героической личности". Если в буржуазной социологии и поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о "коллективных представлениях" (Э.Дюркгейм).

Кто действительный творец материальных ценностей, являющихся каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их трудовой деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замедляют темпы ее развития.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, учеными, изобретателями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. Важно и то, что освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Информация о работе Философские течения ХХ века