Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, контрольная работа
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и др. Крупные писатели России, так же как в Германии, Франции, Польше и других европейских странах, становились духовными ориентирами для нации, выразителями национального самосознания. Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого - двух великих писателей, принадлежащих столько же литературе, сколько и философии. Их творчество имело огромное, поистине всероссийское влияние, превосходившее по своему масштабу влияние философов-профессионалов из университетов и духовных академий.
Введение……………………………………………………………………3
1.Миросозерцание Ф. М. Достоевского
1.1. Жизнь и творческая эволюция……………………………………..…4
1.2. Антропология………………………………………………………….9
1.3. Нравственная философия. Идеалы и ценности…………………….11
2.Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого……………………16
2.1. Жизненные поиски…………………………………………………...17
2.2. Смысл истории……………………………………………………….20
2.3. Вера как сознание жизни……………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..28
Литература………………………………………………………………...30
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Факультет заочного образования
Реферат по философии
на тему: Философские взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Выполнила: студентка
Группа 8441
_____________________
Новосибирск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Миросозерцание Ф. М.
1.1. Жизнь и творческая эволюция……………………………………..…4
1.2. Антропология………………………………………………
1.3. Нравственная философия. Идеалы и ценности…………………….11
2.Религиозно-нравственное
учение Л. Н. Толстого……………………
2.1. Жизненные поиски……………………………………
2.2. Смысл истории……………………………………………
2.3. Вера как сознание жизни…………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и др. Крупные писатели России, так же как в Германии, Франции, Польше и других европейских странах, становились духовными ориентирами для нации, выразителями национального самосознания. Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого - двух великих писателей, принадлежащих столько же литературе, сколько и философии. Их творчество имело огромное, поистине всероссийское влияние, превосходившее по своему масштабу влияние философов-профессионалов из университетов и духовных академий. Философы-теоретики, в свою очередь, использовали и используют художественно-философские открытия этих великих писателей. Можно сказать, что русская философия XX в. в познании духовного мира человека во многом обязана влиянию идей Достоевского и Толстого. Это не означает, конечно, что философия Достоевского и Толстого стала в России своего рода заменой собственно философского знания. Западные исследователи, справедливо рассматривающие произведения Достоевского и Толстого в качестве источников для познания России и русской души, часто не подозревают, что в них содержится квинтэссенция философских исканий в России XIX - начала XX в. и что философские идеи великих писателей были своего рода продолжением и развитием этих исканий.
1.Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философской мысли, ее растущей дифференциации, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении основных философских и социальных устремлений своего времени - от первых идей социализма на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева и религиозно-философского проекта Н. Ф. Федорова.
1.1. Жизнь и творческая эволюция
Миросозерцание Достоевского претерпело значительную эволюцию. Он рано потерял родителей; вскоре после смерти матери его отец, человек деспотичный и своенравный, по преданию, был убит крестьянами его имения Даровое, в Тульской губернии. Первая драма открыла счет многочисленным невзгодам, которыми сопровождался весь жизненный путь писателя. По окончании Петербургского военно-инженерного училища (1843) Достоевский, не чувствуя никакого призвания к службе, уходит в отставку, целиком посвящая себя литературному творчеству.
Необоримое стремление Достоевского к писательству характеризует его как человека, живущего для литературы и благодаря ей. Этим Достоевский, по утверждению Д. С. Мережковского, отличался от другого русского гения, Л. Н. Толстого, который главным в жизни считал разработку религиозно-философского учения, а свои литературные занятия оценивал критически и порой даже негативно. Действительно, в отличие от Толстого Достоевский нигде не излагал специально собственные философские взгляды, он не написал своей "Исповеди", нет у него также работы, подобной толстовской "В чем моя вера?". Однако в его романах, представлявших, по выражению В. В. Розанова, "миры столь великой сложности мысли", поставлены многочисленные метафизические вопросы, вся важность которых не была даже осознана современниками, - в полную меру их предстояло осмыслить лишь философам XX в.
Первый роман Достоевского
"Бедные люди", изданный Н. А. Некрасовым
в 1846 г., принес писателю большую известность. Высокую
оценку этому произведению как продолжению
традиций "Станционного смотрителя"
А. С. Пушкина и "Шинели" Н. В. Гоголя
дал В. Г. Белинский. Благодаря Белинскому
и под его непосредственным влиянием Достоевский
примкнул к просветительски-
Возвращением Достоевского в большую литературу стала публикация его книги "Записки из Мертвого дома" (1861-1862). Этим произведением он "сделал буквально фурор" и "возобновил свою литературную репутацию". Однако идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительные изменения. Писатель пришел к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как утверждал он, неискоренимо в человеческой натуре при любом социальном устройстве. Позднее, объясняя происшедшие в его сознании перемены, писатель указывает на свой отказ от просветительской "философии среды", обрекающей человека на пассивность, снимающей с него ответственность за собственные поступки и в конце концов лишающей его свободы.
По оценке К. В. Мочульского, "сама жизнь устроила для Достоевского эксперимент, из которого выросла его философия". Книжные и кружковые представления о социализме, о необходимости "изменения среды" (в лучшую сторону, с тем чтобы человек стал лучше) не выдержали столкновения с реальной жизнью. Достоевский становится противником распространения в России универсального, общеевропейского и "общечеловеческого" прогрессизма и признает важность "почвеннической" идеи, разработку которой начинает изданием совместно со старшим братом Михаилом журналов "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865). Главное содержание этой идеи выражено в формуле Достоевского: "Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".
Одновременно Достоевский
выступает противником
Он создает ряд насыщенных философскими идеями произведений - "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), в которых изложена религиозная философия Достоевского, его христианская антропология, этика.
Прежде всего обращает на себя внимание, что миросозерцание Достоевского - это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования. Достоевский, по оценке Л. Шестова, - "двойник Киркегора". Его философия, считает К. Мочульский, - "выжитая философия", т. е. пережитая самим автором, сотканная из жизненных переживаний.
Достоевский называл себя "реалистом в высшем смысле", т. е. не бытописателем и даже не психологом, как его часто называли, а аналитиком "всех глубин души человеческой". Эту творческую самохарактеристику наглядно подтверждают "Записки из подполья", особенно первая часть, представляющая собой исповедь безымянного "подпольного человека". Она начинается словами: "Я человек больной . Я злой человек. Непривлекательный я человек". Философия подпольного человека-парадоксалиста полна противоречий - он просвещен и одновременно суеверен; он обижен на весь свет, но никого не винит и даже наслаждается своей обидой; он откровенный эгоист, но принципиально не стремится к выгоде для себя и т. д. Он как будто бы верит в то, что говорит, "но в то же самое время, неизвестно почему, чувствует и подозревает, что врет, как сапожник". Это пример трагического сознания, восстающего против "неумолимых законов". Но это сознание человека, отличающего его от автомата, машины или "штифтика". Человек имеет право на своеволие: "свету ли провалиться или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить". Герой повести отрицает любые замыслы разумно спроектированного общежития - "хрустальный дворец", "капитальный дом", "курятник", "муравейник". Отрицает он также и разумный эгоизм, выдуманный для его пользы, отрицает потому, что он человек, т. е. существо, обладающее свободной волей и правом на каприз и фантазию, пусть даже бессмысленную.
Философское содержание "Бесов" было недооценено современниками, а положительные идеи, принадлежавшие Шатову (патриотизм, идеи о священном значении земли-матери, о роли христианской традиции для существования России), были восприняты как подлежащие сомнению (Шатов - значит "шатающийся", нетвердый в своих взглядах). Идеалист 40-х гг. Степан Трофимович Верховенский, отстаивавший идею о значении красоты в жизни, воспринимается как фигура трагикомическая.
Смысл романа во многом объясняет предисловие, которое Достоевский собирался ему предпослать: "Жертвовать собою и всем для правды - вот национальная черта поколения . Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман". Это проблема правдоискания, необходимости осмысления объединяющей для русского общества идеи, как обобщения и продолжения национальных традиций, прежде всего православных (впоследствии писатель назовет это русской идеей). Это также проблема борьбы со злом, с легионом бесов, выступающих против указанной идеи.
Вершиной философского творчества Достоевского явился роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) - последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Эта легенда - не только часть романа, но и самостоятельное философское произведение, посвященное личности Богочеловека - Христа и теме духовной свободы, противопоставленной материальному благополучию и "порабощению хлебом". Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в человека и его духовную природу, однако он перерастает в свою противоположность и становится, по определению К. Мочульского, "величайшей в мировой литературе теодицеей".
Одна из основных тем романа - тема отцеубийства, ненависти к отцам как тягчайшего греха и как главной причины небратского, неродственного состояния современной цивилизации. Эта ненависть нуждается в преодолении, с тем чтобы человечество осознало смысл своего бытия и пришло к всечеловеческому единению, а также к пониманию своей сопричастности "таинственным мирам иным".
Во время работы над романом Достоевский написал знаменитую речь о Пушкине, произнесенную им 8 июня 1880 г. В ней писатель призывал покончить старый спор между славянофилами и западниками и объединить усилия во имя братства всех людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Успех речи Достоевского был необычайным. Достоевский писал жене: " .зала была как в истерике, когда я закончил - я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидить впредь друг друга, а любить". Достоевский и Толстой никогда не встречались и не имели прямых контактов, хотя высказывали высокие оценки относительно творчества друг друга
1.2. Антропология
Один из наиболее глубоких исследователей философии Достоевского С. Н. Булгаков отмечал, что систематизация "суждений Достоввского в цельное мировоззрение есть задача трудная, имеющая в себе нечто искусственное и, в известной степени, насильственное". Всякая реконструкция философии Достоевского есть лишь "намек, бледная схема", только попытка "отгадать его слово". И тем не менее бесспорно, что главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой писатель бился всю свою жизнь. Еще в 1839 г. им были написаны знаменитые строки, они являются как бы эпиграфом ко всей его философии: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
Информация о работе Философские взгляды Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского