Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:00, реферат
Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент
современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко
продвинувших естественные науки,
особенно философию.
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
РЕФЕРАТ
на тему:"Философские взгляды Т. Гоббса"
Лобастов Г.В.
Москва
2000 г.
I.
Введение
I.I Жизнь Т. Гоббса
Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на
поприще науки, заложивших
современного естествознания и
по сравнению с
продвинувших естественные науки,
особенно философию. В
английского философа, создателя
системы механического
Гоббсу (1588‑1679), который
являлся поборником
человека безостаточно подчиненными законам механики.
Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г.
в г. Мальмесбюри, в семье
священника. Уже в детском возрасте
он обнаруживал выдающиеся
одаренность. В школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В
пятнадцать лет Гоббс поступил
в Оксфордский университет,
схоластическая философия.
лекций по логике. Вскоре ему представляется возможность совершить
продолжительное путешествие
раз с одним крупным событием,
которое потрясло тогда
произвело, несомненно, сильное впечатление на Гоббса: убийство Генриха IV, совершенное Равальяком. Это событие направило внимание Гоббса в сторону политических вопросов; оно
заставляет его в особенности задуматься над ролью церкви в ее отношениях к
государству. Он провел целых три года во Франции и Италии, где имел возможность
ознакомиться с новыми
полной бесполезности для
занятия по логике и физике
и обращается к изучению
предается изучению греческих и латинских авторов- философов, поэтов, историков.
Результатом этих занятий
великого античного историка Фукидида. Это была первая литературная работа
будущего философа, которому, однако, пошел уже сорок первый год. К тому же
времени относится и его
поддерживал дружеские связи,
но философское мировоззрение,
которого его не удовлетворяло.
"Новый Органон"(1620).
В 1629 г. Гоббс совершил вторую
поездку на континент, которая
оказалась для него по своим
результатам более
обстоятельство дало ему
математического метода. У Гоббса появилась мысль о возможности и необходимости
применения математического
Гоббса было изучение, прежде всего, общественных проблем, природы права и
государства, но именно для
изучения этих объектов и
метод. Познакомившись с
должны быть изучаемы
Решающее значение в смысле полного
оформления взглядов Гоббса
познакомился с величайшим
поездку Гоббс сделал новое завоевание - предметом его интереса становится проблема движения. Так складывались
отдельные элементы его
изучению при помощи
метода.
В 1637 г. он вернулся на родину. В
1640 г. он выпускает в свет свое первое политическое сочинение "Основы
философии". Эта работа ставит
себе целью защиту
верховной власти, т.е. короля. После
обнародования книги Гоббс
оставаться в Англии дольше для него небезопасно, и он решил заблаговременно
уехать во Францию.
Последнее длительное
Гоббса во Франции сыграло
огромную роль в его
он познакомился с научными
и философскими идеями Р.
большее распространение.
философского произведения
свое произведение "Возражения"
с сенсуалистическо-
позиций. Полемика с Декартом
способствовала выработке
стройной системы философских
воззрений. Но главный его
сосредоточен на социальных вопросах, которые оставались наиболее актуальными
для Англии, где началась революция
и гражданская война. Это
обнародование своей системы Гоббс начал с третьей ее части, которую он назвал
"О гражданине"(1642 г.). Работе "О гражданине" должны были
предшествовать две другие
Но политические события в
Англии заставили его
третьей части системы.
1642 г. и завершившаяся полной победой республиканской партии, во главе с
Оливером Кромвелем, и казнью
короля Карла I в 1649 г., заставляла
Гоббса уделять почти все
политическим проблемам. В 1651
г. в Лондоне было
произведение Гоббса "Левиафан, или
Материя, форма и власть
церковного и гражданского". "Левиафан" был задуман Гоббсом как
апология абсолютной власти
книги. Государство
говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным
словам, стремился "поднять авторитет гражданской власти", с новой
силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость
превращения религии в
Вскоре после выхода этого
произведения Гоббс переехал в Лондон, где Кромвель торжествовал победу, как над
роялистами, так и над революционной стихией народных масс. Он одобрительно
отнесся к возвращению Гоббса. Здесь
на родине, философ завершил изложение своей системы, опубликовав в 1655 г.
сочинение "О теле", а в 1658г. сочинение "О человеке". Три
главных произведения : "О теле", "О человеке" и "О
гражданине", отличающиеся единством замысла и исполнения, носят общий
заголовок - "основ философии". Выношенная в течение многих лет,
философская система была
старик.
Республика пала, наступила эпоха
реставрации. 25 мая 1660 г. Карл II совершил свой торжественный въезд в Лондон. В годы реставрации
монархии Гоббс переживал
обвиняя его, прежде всего в атеизме - весьма распространенное и опасное в те
времена обвинение. "О гражданине" и
"Левиафан"
были включены католическим
Автор "Левиафана" был объявлен
безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что
он отрицает божественный
Они не могли простить ему
призывы к повиновению
"Левиафан" был в Англии
запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение под названием
"Бегемот", или "Долгий парламент". "Бегемот" представляет собою
историю революционного
произведение в сокращенном
Через три года после смерти философа
Оксфордским университетом был издан декрет против вредных книг и завиральных
идей, разрушительно действующих на государство и человеческое общество. В этом
декрете почетное место
гражданине" и
"Левиафану", которые через несколько дней после опубликования
декрета были торжественно
реставрация почтила память
Гоббс умер 4 декабря 1679 г. на 91-м
году жизни, сохранив духовную
и физическую бодрость до
жизненного пути. Он начал свою
литературную и философскую
зрелым человеком, но зато он вел эту работу в продолжение пятидесяти лет
непрерывно.
II Философская система Гоббса
II.I Предмет и метод философии
Тома Гоббс внес
огромный вклад в науку и
философию. В своем
английскому мыслителю удалось
с наибольшей полнотой
предмета философии. Отвечая
Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики,
которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в
большинстве западноевропейских стран.
Восприняв аристотелевское
который считал, что форма сообщает материи качественную определенность,
образует из нее ту или иную реальную вещь, схоластика оторвала форму от
материальных вещей,
божественным разумом.
Не смотря на то, что Гоббса считают
последователем теории Ф.
"настоящим
родоначальником английского
экспериментирующей науки", сам Гоббс считает основателями новой философии
Коперника творца новой
Кеплера развившего и
теорию кровообращения и
основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то это потому, что его
метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был даже в состоянии
оценить заслуги последнего. Его новый метод, "новая логика", как
Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. "Бэкон является конкретным
материалистом, а Гоббс - абстрактным, т.е. механическим, или математическим,
материалистом", - так писал Л. Фейербах.
В то время как
Бэкон, отбрасывая схоластику, отбрасывает
одновременно и
метод, оперирующий
эмпирический метод как
индукции: Гоббс признает правильным только то знание, которое получается в
результате разума.
Методологическое значение
определения философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных
связей провозглашалось в нем
главной задачей и целью
посредством правильного
известных нам причин или
производящие основания - из известных нам действий". В отличие от Бэкона,
у которого предмет философии составляют - бог, природа и человек, у Гоббса
философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или свойство тел, полностью
исключается им из предмета
философии. Отсюда и
"Философия исключает теологию". Философия не приемлет, согласно
Гоббсу то, по отношению к чему
неприменимо научное
опирается не на естественный
человеческий разум, а на
по существу, отказался от теории двойственной истины и исходил из признания
существования двух