Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:00, реферат
Веком
гениев называют 17-е столетие историки
философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих
мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент
современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко
продвинувших естественные науки,
особенно философию.
властью, есть глава и
государство - одно и тоже ". Гоббс считал, что религия- плод страха,
невежества и воображения. Но
как только суеверные
государственной властью, они становятся религией.
Религия может быть как
является, по Гоббсу, религия язычников.
Цели создателей языческой
политические: во-первых, "внушить народу, будто они сами выше простых
смертных, с тем, чтобы их законы
могли быть легче всего
во-вторых, внушить веру, "будто те самые вещи, которые запрещены законами,
неугодны также и богам"; в-третьих, вину за свои несчастья он должен
возлагать на собственное
или на собственное
склонен бунтовать против своих правителей".
Истинная религия- это христианство, а также религия, возвещенная богом в
Ветхом завете через своих пророков. Истинная религия имеет строго определенные
социальные функции, ибо она устанавливает законы, не только определяющие
обязанности людей по
По мнению Гоббса, корни религии лежат в страхе человека за свое будущее,
страх будущего побуждает
позволяет людям устроить
пользу”.
В большинстве случаев
полагать, что эти явления вызваны
какой-то неведомой,
как явления причиняют людям
удовольствие или страдание,
знать, что за сила, которая
всесторонне влияет на их
выдумывают всевозможные
страх перед невидимыми и
того, что мы называем религией”. “Боги, - говорит Гоббс, - суть не что иное,
как творение нашего
бы рассматриваема людьми как бог или черт”.
За такие вот
взгляды многие противники
II.VII Учение о человеке
Большой вклад Т. Гоббс внес в развитие психологии. Именно Гоббсу
принадлежит заслуга
психологии. Речь идет о
порядок и связь представлений отражают, по Гоббсу, последовательность ощущений
и обусловлены, в конечном счете, воздействием внешних объектов на органы чувств.
Исходным моментом
является по Гоббсу, ощущение. "Все остальное есть производная от
него". Причиной же ощущения Гоббс считает внешнее тело, или объект,
который производит давление на соответствующий орган. Это давление передается
внутрь с помощью нервов, волокон и перепонок и доходит до мозга и сердца. Здесь
оно вызывает сопротивление,
вовне, кажется чем-то
люди называют ощущением".
Согласно Гоббсу, ощущения- "образы, или идеи, вещей, существующих
вне нас…"- соответствуют своим объектам лишь в том случае, когда мы
воспринимаем величину, или протяженность предметов, их движение или покой.
Когда же речь идет об
соответствуют какие-то
случае воображаемыми образами или призраками. Называя ощущения призраками,
Гоббс хотел подчеркнуть их принадлежность субъекту, обратить внимание на то,
что они являются лишь
изменения, которые объект
внутреннем веществе головы". Характеризуя ощущения как воображаемые образы,
или призраки, Гоббс давал повод к отрицанию их объективного содержания.
Так как, ощущение есть " внутреннее движение", возникающее в
результате воздействия на органы чувств находящихся вне нас объектов, то после
того как объект удален, движение не может сразу прекратиться. Следовательно, и
возникающий из ощущения образ также не может исчезнуть без следа. Он
сохраняется в течение
непосредственном восприятии. Таков, по Гоббсу, механизм возникновения
представления, или
ощущение", и присуще не только людям, но и многим другим живым существам.
Представление и память
заключается лишь в том, что
представлением мы называем
ее образ, тогда как слово "память" выражает факт ослабления
соответствующего ощущения, обозначает, что оно поблекло, отошло в прошлое.
Представления спящих людей - это сновидения. Материалом сновидений служат
прежние ощущения. Поскольку сновидения
порождаются раздражением
внутренних частей тела, то разные раздражения с необходимостью вызывают
различные представления у
обратный порядок наших
начинается на одном конце, а во сне - на другом". Исследуя представления как один из феноменов нашего сознания, Гоббс обращает внимание на
возможность их соединения, или
связи. Эта связь
может быть, по Гоббсу, как неупорядоченной, так и упорядоченной. Так Гоббс
подошел к выявлению
представления и мысли друг с другом. Эти связи получили впоследствии название
ассоциаций и стали предметом
специального исследования
даже психологическая теория - ассоциационизм, которая рассматривала психические
процессы, включая самые сложные, как результат сочетания и связи простейших
элементов сознания.
В своем учении Гоббс
Это, во-первых, влечения и отвращения, аффекты, способности и нравы,
составляющие эмоционально- нравственную сторону познания. Это, во-вторых,
способность человека к
Эмоциональную сферу
зрения механического
"причиной, как ощущения, так и влечения и отвращения, удовольствия и
неудовольствия являются сами предметы, действующие на органы чувств".
"Кто будет действовать тот, кто
испытывает влечение, зависит, пожалуй,
от него, но само влечение не
есть нечто свободно
отвращение имеют ту же
представляют собой не что иное, как "движение сердца", т.е. особое
" внутреннее движение", направленное от органов чувств к сердцу и
распространяющееся далее от сердца по всему организму. Когда движения сердца
способствуют тому, что является жизненным, или органическим, движением, у
человека возникает
возникает неудовольствие, или отвращение. С другой стороны, влечение есть
движение в сторону того, что его вызвало, а отвращение- это движение, или
усилие, направленное в
питают к чему- либо отвращение, именуют это ненавистью. Разница лишь в том, что
желание указывает на
присутствие его. Точно так же слово "отвращение" указывает на отсутствие,
а "ненависть" - на наличие объекта. "Таким образом, слова: удовольствие, любовь и влечение… суть разные имена,
обозначающие одну и ту же вещь, рассматриваемую с различных сторон".
Гоббс выступал против
отличие от философов- богословов, которые считали абсолютные, неизменные
принципы, изначально заложенными в человеческое сознание и имеющие божественное
происхождение, он пытается
человека" как такового, из тех "естественных законов", которым
следуют люди в повседневной жизни и в процессе общения друг с другом.
Вот как Гоббс трактует понятия добра и зла: "Все вещи, являющиеся
предметом влечения, обозначаются
нами ввиду этого
добро, или благо; все же вещи, которых мы избегаем, обозначаются как зло".
Гоббс указывает, что
различий их характера,
то, что моральные воззрения могут изменяться даже у одного и того же человека:
"…в одно время он хвалит, т.е. называет добром то, что в другое время он
хулит и называет злом". Подобные различия в понимании добра и зла
порождают, по Гоббсу, споры и распри между людьми, служат источником гражданских
войн.
Так Гоббс подходил к идее о необходимости установления обязательных для
всех людей морально-правовых норм, которые могли бы стать основанием и
критерием нравственности. Представляет интерес положение философа о том, что не
существует абсолютного добра, лишенного всякого отношения к чему-либо или к
кому-либо. Это положение опять-таки
было направлено против
объявившей всеблагость бога синонимом абсолютного добра, его, так сказать,
недосягаемым эталоном.
Мудрость есть нечто полезное,
поскольку способствует
безопасности жизни и сама по себе достойна быть целью влечения. Невежество есть
зло, ибо оно не приносит нам никакой пользы. Наука является, по Гоббсу, как бы
пищей духа и имеет для него тоже значение, что предметы питания для тела.
"Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей,
между тем как дух никогда
не может удовлетвориться
искусства, считает Гоббс,
материальный мир".
Учение Гоббса о человеке
природы". Английский философ
утверждал, что природа
в отношении их физических и умственных способностей.
В решении
вопроса о соотношении своды
и необходимости Гоббс
учения о свободе воли. Гоббс определяет волю как желание, проистекающее из
предшествующего акта
произвольной, утверждает Гоббс, т.е. он отрицает какую бы то ни было свободу
воли. "Наши желания вытекают из наших мнений точно так же, как наши
действия - из наших желаний".
Отрицание свободы воли не означает, по Гоббсу, отрицание свободы вообще.
Но свободный человек - это не тот, кто заявляет: "я могу делать то, что
хочу", а тот, кому ничто не препятствует делать желаемое. Не отрицая
способность человека к
мысль о том, что "сама воля
обусловлена другими, не зависящими от нее вещами" и что поэтому
"все добровольные действия
обусловлены необходимыми причинами и
являются вынужденными". Гоббс, таким образом, приближался к выявлению
единства свободы и
Говоря об обусловленности
философ имел в виду чисто
механическое воздействие
чувств.
С другой стороны Гоббс
первую ко второй. Результатом
этого было отрицание
поступках людей, а также в природных процессах. "…Всякое событие, каким бы
случайным оно ни казалось, и всякий
поступок, каким бы добровольным он ни был, - писал Гоббс, - происходят с необходимостью…", т.е. он не